Изменения в отдельные законодательные акты РФ по вопросам противодействия терроризму одобрил Совет Федерации на 236-м заседании 17 декабря. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, согласно закону, дела людей, обвиняемых в совершении терактов, шпионаже, диверсиях, государственной измене и организации массовых беспорядков, должны рассматриваться в судах общей юрисдикции.

По словам председателя комитета Совфеда по судебным вопросам Анатолия Лыскова, закон не противоречит Конституции и нормам международного права. "Число дел, которые рассматриваются присяжными заседателями в России, - 700 из 1 млн 200 тыс. В то время как в Америке присяжные заседатели рассматривают более 120 тыс. дел или 3-4% от общего объема дел", - сказал Лысков. По его словам, практика показала, что в России рассматриваемые дела о терактах идут с большой задержкой и трудом из-за трудностей с подбором и защитой присяжных заседателей. Практика показала, что зачастую террористы получают судом присяжных оправдательный приговор и совершают новые преступления, еще более опасные, сказал Лысков. В качестве примера Лысков привел освобожденного из зала суда в Дагестане террориста, который впоследствии совершил 80 преступлений, из которых 20 - убийства. Среди задержанных в Беслане также были освобожденные ранее судом присяжных преступники, отметил сенатор.

Василий Лихачёв добавил: "Кто знает судебную практику на Кавказе, тот придет к необходимости принятия этого закона".

Евгений Тарло отметил, что по статистике суды присяжных ошибаются не реже профессиональных судов. "Чтобы улучшить систему правосудия, надо начинать не с судов присяжных, а со следствия и возврата прокурорского надзора", - сказал он.

Закон уточняет состав суда при рассмотрении уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях ("Террористический акт", "Захват заложника", "Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем", "Массовые беспорядки" и др.). Дела по этим статьям должны рассматриваться коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции (ранее судьей федерального суда и коллегией из 12 присяжных заседателей).

Законом также вносятся изменения в Уголовный кодекс РФ, увеличивающие срок наказания по статье "Терроризм" по преступлениям, которые повлекли гибель человека, - лишение свободы на срок от 15 до 20 лет или пожизненное лишением свободы. Статьи "Захват заложника" и "Диверсия" дополняются новыми составами преступлений - деяния, которые повлекли гибель человека и причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий.

Статью "Укрывательство преступлений" предлагается изложить в новой редакции: "заранее не обещанное укрывательство преступлений, предусмотренных ст. "Контрабанда", "Содействие террористической деятельности", "Захват заложника", "Организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем" и ряд др. - наказываются штрафом до 150 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1-го года, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от 1 до 2 лет.

В соответствии с изменениями, заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений будет наказываться штрафом в размере от 200 до 500 тыс. рублей или в размере зарплаты или др. дохода осужденного за период от 1-2 лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2-х лет. Не подлежит уголовной ответственности лицо за заранее обещанное укрывательство преступления, совершенного его супругом или близким родственником.

Напомним, что 10 декабря, когда Госдума приняла законопроект во втором чтении, российские правозащитники распространили заявление, в котором выразили обеспокоенность в связи с принятием законопроекта, исключающего участие присяжных в рассмотрении дел по некоторым тяжким и особо тяжким преступлениям. Подписи под документом поставили 26 человек, в том числе председатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева, лидер движения "За права человека" Лев Пономарев, писатель Борис Стругацкий, глава комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина, председатель правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов и других.

По мнению правозащитников, в сегодняшних условиях передача дел по "антигосударственным" преступлениям обычным судам "лишает обвиняемых в подобных преступлениях и тени надежды на возможность оправдания". "Если суд присяжных считается "судом народа", то предложенный законопроект означает, что депутаты выразили народу России "недоверие", считают общество готовым поддерживать самые опасные преступления", - говорится в заявлении.