Сергей Багапш: "Границу по реке Ингур - под жесткий контроль"

"Республика Абхазия" осветила в очередной раз ситуацию на грузино-абхазской границе. Как пишет специальный корреспондент газеты, побывавший в Галском районе, в результате вывода Миротворческих сил из зоны конфликта резко активизировались грузинские спецслужбы, деятельность которых, как пишет газета, направлена на обострение ситуации в регионе. "За четыре месяца здесь погибло несколько человек, в числе которых и рядовые граждане, и сотрудники сельских администраций, и представители силовых структур. Иной раз в течение одного дня поступало сразу по нескольку сообщений о взрывах, похищениях, попытках проникновения с сопредельной территории грузинских спецназовцев. Поэтому сегодня, как никогда, остро стоит вопрос охраны границы", - отмечает "Республика Абхазия".

По информации координатора силовых структур Галского района Лаврентия Миквабия, "уже несколько дней в районе горы Сатанджо грузинский радист передает на сопредельную сторону информацию о передвижении в этом районе машин и людей. "Понятно, что для его обнаружения нужны серьезные силы, что ж, хотя бы заставим затаиться агента на определенное время, и то хорошо", - отмечает Миквабия. По его словам, после ухода из района миротворцев грузинские разведывательные группы постоянно предпринимают попытки перехода государственной границы, то в верхней, то в нижней зоне. "Мало нам проблем с грузинскими нарушителями, так еще и наблюдатели ЕС, несмотря на запрет, периодически пытаются проникнуть на приграничную территорию, заручаясь зачастую поддержкой сотрудников различных посольств. А вслед за ними, чаще всего, идут представители грузинских спецслужб", - объяснил Миквабия.

"Республика Абхазия" при этом напоминает о выездном рабочем совещании президента Сергея Багапш в администрации Галского района (3 декабря), в ходе которого обсуждались вопросы, связанные с укреплением государственной границы с Грузией. Глава государства тогда подчеркнул, что после ухода Миротворческих сил на их место встанут абхазские военные: граница со страной, которая по-прежнему угрожает государству, должна быть надежно защищена. В связи с участившимися провокациями со стороны грузинских спецслужб президент поручил руководству силовых структур в срочном порядке создать 12 дополнительных постов, обеспечив их всем необходимым для нормального функционирования, и если понадобится - перебросить в район военную технику. "Границу по реке Ингур следует взять под жесткий контроль", - заявил Сергей Багапш. Как сообщает газета, 10 декабря в Галский район были передислоцированы артиллерийские и танковые подразделения Восточной группы войск, а также мотоманевренная группа ВГВ, подразделения разведки и спецназначения. В ближайшее время сюда будет введен полк ВГВ, который будет содействовать погранвойскам республики в охране государственной границы. Подразделения абхазской армии встанут в нижней зоне Галского района, в селах Набакиа, Таглане и Пичоре. Таким образом, начата реализация плана по охране государственной границы Абхазии по реке Ингур, резюмирует "Республика Абхазия".

НФА Абхазии отметил 20-летие

17 декабря состоялось торжественное собрание, посвященное юбилею Народного Форума Абхазии "Аидгылара"("Единение"), учредительный съезд которого прошел 13 декабря 1988 г. С этого периода борьба народа Абхазии за восстановление национальной государственности вступила в качественно новую стадию: Устав и другие программные документы новой политической организации четко определяли основные приоритеты ее деятельности, стратегию и тактику дальнейшей, последовательной борьбы за воплощение идеи независимости, пишет "Эхо Абхазии" со ссылкой на Апсныпресс. Как сообщает газета, на торжественном собрании по случаю юбилея НФА "Аидгылара" присутствовали ветераны Форума, президент Абхазии Сергей Багапш, вице-президент Рауль Хаджимба, премьер-министр Александр Анкваб, посол России в Абхазии Семен Григорьев, депутаты парламента, представители политических партий, общественно-политических движений и общественных организаций республики, научая и творческая интеллигенция. Участников собрания приветствовал президент Сергей Багапш, который поздравил народ Абхазии с этой знаменательной датой и подчеркнул важную роль Народного Форума Абхазии "Аидгылара". С основным докладом о деятельности Форума выступил министр иностранных дел Сергей Шамба, в свое время возглавлявший НФА ("Эхо Абхазии").

"Чегемская правда" опубликовала на своих страницах полный текст выступления на собрании "Аидгылара" директора Центра стратегических исследований при президенте Абхазии Олега Дамения: "Казалось бы, двадцать лет - небольшой срок для истории. Но он насыщен событиями чрезвычайной важности, которые во многом изменили облик постсовременного мира. Тогда, в конце 80-х годов прошлого столетия, началось смутное время. Это было время стремительного обвала одной из мировых держав, вследствие чего разбушевалась неуправляемая социальная стихия....В потоке разгулявшейся на постсоветском пространстве социально-политической деструкции историческая судьба Абхазии вновь повисла на волоске. Наша борьба за самоопределение приняла предельно открытый характер. Именно в напряженных и мучительных поисках путей самосохранения в наисложнейших условиях и родилась такая форма политической организации, как "Аидгылара". По каким правилам следовало действовать нам в конце 80-х годов, мы не знали. Между тем, допустить какие-либо политические просчеты в понимании и оценке экстремальной ситуации мы не имели права. От нас требовалось тщательно взвешенного и продуманного подхода к анализу и оценке стремительно разворачивавшихся событий, причем в условиях политической вакханалии и правового беспредела. Мы могли поддаться центробежному поветрию, захлестнувшему тогда всю страну?! Мы выдержали и этот натиск, и проголосовали в марте 1991 года за сохранение Союза. И в последующее время, несмотря на все трудности смутного времени, мы не изменяли своей стратегии. В рамках этой стратегии продолжали верить в Россию, даже тогда, когда сама она по воле Грузии ввела санкции против Абхазии. Мы верили, что придет время, когда здравый смысл возобладает в российской политике, и не ошиблись. Во всех этих перипетиях судьбы народа решающую роль играла "Аидгылара", которая за очень короткое время сумела организовать и объединить в единый кулак большинство народа Абхазии и превратиться в мощную политическую силу. Разумеется, не все так удачно складывалось в деятельности "Айдгылара", как это порой изображается. Были отдельные ошибки и упущения тактического характера. Так, в 1991 году блок "Союз", куда входил и "Аидгылара", выиграл выборы в Верховный Совет Абхазии. Из-за кадрового дефицита лидерам "Айдглыра" пришлось работать в ВС Абхазии, что не могло не сказаться на ее дееспособности. Вскоре началась война и "Аидгылара" фактически прекратила свою деятельность, хотя в тех экстремальных условиях надобность в ней ощущалась еще больше.

После войны предпринимались попытки реанимировать деятельность "Аидгылара". Но они оказались безуспешными. Не всем во власти понравилась эта инициатива, которая шла снизу. На волне робких демократических преобразований, начавшихся в середине 90-х годов, стали создаваться различные политические и общественные организации. Они создавались как бы на потребу дня и, как правило, на базе каких-то конъюнктурных и узкокорпоративных интересов. Несмотря на декларировавшиеся ими лозунги, высокие идеи и ценности, ни одной из них не удалось заменить "Аидгылара", стать солидной и влиятельной политической организацией в обществе.

Переживаемая ныне ситуация весьма существенно отличается от той, которая была 20 лет спустя. Сегодня мы решаем другие задачи и в других условиях. Да, и мы сами уж не те. Сегодня мы уже придерживаемся другой ценностной ориентации и технологии жизнеобеспечения. Происходящие в нашем обществе и вокруг него сложные и неоднозначные процессы должны скрупулезно осмысливаться и обсуждаться в среде политической элиты. Только таким способом можно формировать профессиональную политическую элиту и повышать уровень политической культуры общества. В жесткой схватке между странами и цивилизациями, происходившей в истории человечества всегда, выигрывало, как правило, то общество, которое обладало большим интеллектуальным потенциалом. Не об этом ли говорит, в частности, война Грузии в Южной Осетии или разразившийся сегодня в мире финансовый кризис? Исторический опыт человечества показывает, что чем больше совершенствуется технология жизнеобеспечения, тем больше значимость человеческого интеллекта возрастает. Нам важно знать эту историческую истину!" ("Чегемская правда").

Сотрудники СГБ отметили свой профессиональный праздник

Сотрудники СГБ отметили свой профессиональный праздник. Об этом пишет "Республика Абхазия" со ссылкой на Апсныпресс. Руководитель администрации президента Валерий Аршба зачитал поздравительный адрес президента Абхазии Сергея Багапш. "У системы госбезопасности Абхазии были разные страницы в истории развития: и славные, и, к сожалению, печальные. К последним я отношу период жесточайших репрессий и гонений абхазской интеллигенции, видных государственных и общественных деятелей, простых граждан. Все это было в советские сталинско-бериевские времена, в периоды активизации национально-освободительного движения абхазского народа. Они ушли в прошлое, и я уверен, никогда не повторятся. Мы живем в новое время, в новой стране, перед нами совершенно иные цели и задачи", - отмечается в поздравлении. Багапш отметил сотрудников СГБ - ветеранов Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 гг. глава государства подчеркнул, что в послевоенное время сотрудники СГБ Абхазии делают все возможное для защиты национальных интересов Абхазского государства". В поздравлении президента отмечается, что события 2008 года имеют для страны историческое значение. "Республика Абхазия была признана независимым государством, мы восстановили и территориальную целостность страны. Во всем этом большая заслуга принадлежит вам", - отмечается в документе. Сергей Багапш подчеркнул, что судьбоносные события поставили перед руководством республики важнейшие задачи: "Сохранить государство, укрепить систему его безопасности во всех сферах - и в военной, и в экономической, и в общественной, способствовать ускоренному развитию нашей страны". Как отмечает газета, ряду сотрудников СГБ приказом председателя службы госбезопасности Юрия Ашуба присвоены очередные звания ("Республика Абхазия").

Реабилитация провластной партии

"Единая Абхазия" просыпается, пишет на страницах "Эха Абхазии" Антон Кривенюк, комментируя заявление президента Абхазии Сергея Багапш об отставке двух высокопоставленных чиновников - главы администрации Очамчирского района Даура Тарба и заместителя главы администрации президента Зураба Каджая. "На первый взгляд может показаться, что президент поступил в несвойственной себе манере, отставок за время президентства Багапша почти не было. Но эти отставки имеют вполне определенный политический смысл и прямо связаны с начинающейся в Абхазии предвыборной кампанией", - объясняет Кривенюк. Оба чиновника, продолжает автор, ушли в отставку с формулировкой "в связи со сменой места работы". "Эта работа - реабилитация провластной партии "Единая Абхазия". Даур Тарба - давнишний соратник президента, уже при администрации Багапша занимавший пост руководителя Госкомимущества. После этого был назначен на должность главы администрации Очамчирского района, одного из наиболее пострадавших в войну. Теперь Тарба станет новым лидером возрожденного ОПД (планируется преобразовать его в партию) "Единая Абхазия", а Зураб Каджая, тоже соратник президента, займет в этой партии, судя по всему, вторую роль. Каджая был одним из важных организаторов предвыборной кампании Багапша, которому президент весьма доверяет". При этом, как отмечает Кривенюк, непонятна в этом раскладе роль нынешнего первого лица "Единой Абхазии" Нугзара Агрба. "Вероятно, президент ему не вполне доверяет. Дело в том, что Агрба сохранил контакты с создателем и идейным вдохновителем "Единой Абхазии" Артуром Миквабия, бывшим соратником и другом детства Багапша. Проработав некоторое время президентским советником по экономике, а затем возглавив комитет по реформам, Миквабия разругался с президентом, продал свой бизнес и уехал в Москву. Нугзар Агрба, помимо того, что является исполнительным секретарем партии власти, еще возглавляет и госкомпанию "Абхазхлеб", являющуюся крупнейшим в Абхазии импортером зерна. Но он несколько переиграл в демократию и лишился доверия со стороны президента. От имени "Единой Абхазии" текущим летом он подписал вместе с представителями других политических партий и ОПД документ, в котором содержалась критика в адрес властей. Это вызвало недовольство президента. Поэтому в нынешней конфигурации Агрба, скорее всего, потеряет вес в провластной партии".

Как отмечает Кривенюк, "Единая Абхазия" - партия политического истеблишмента и чиновничества. "Общественно-политическому движению скоро пять лет, из которых реально оно работало максимум полтора года, перед и сразу после прошедших в 2004-2005 годах президентских выборов. "Единая Абхазия", без сомнения, консолидирует административный ресурс. Это обеспечит влияние на политический процесс как центральному, так и региональному чиновничеству. Главы администраций регионов традиционно полностью подконтрольны линии центральных властей, и это хороший ресурс для победы на предстоящих выборах. Но у Абхазии уже есть один печальный опыт задействования административного ресурса, как раз во время предыдущих выборов. У нынешней администрации есть положительный опыт использования административного ресурса во время парламентской кампании 2007 года. Власть однозначно одержала победу на выборах, допустив в парламент лишь шесть депутатов, представляющих оппозицию. Всего в абхазском парламенте 35 депутатов. Старт предвыборной кампании впереди. Пока идет инструментальная подготовка. Даур Тарба, который теперь возглавляет правящую партию, завершил свое правление в Очамчирском районе созданием местного телеканала, который обеспечит вещание на всю Восточную Абхазию и не будет для власти лишним в плане формирования общественного мнения", - резюмировал Антон Кривенюк ("Эхо Абхазии").

В Абхазии прогнозируют провал цитрусового сезона

"Урожай цитрусовых в этом году уродился хороший. По подсчетам специалистов-аграриев, это позволяет заготовить и реализовать до сорока тысяч тонн оранжевых плодов", - пишет "Новый день", однако при этом ссылается на информацию, предоставленную одним из руководителей ГТК Саидом Таркил - "в настоящее время из республики вывезено всего лишь шесть тысяч тонн, что составляет не более пятнадцати процентов всего урожая". Газета подчеркивает, что основной спрос на цитрусовые приходится на новогодние праздники. "Обычно к этому времени вывозится львиная доля всего заготовленного по стране урожая. Данные показатели позволяют прогнозировать провал цитрусового сезона". За комментариями "Новый день" обратился к министру сельского хозяйства и продовольствия Абхазии Юрию Акаба. Однако, как отмечает газета, министр пожелал получить для ознакомления перечень интересующих редакцию вопросов в письменном виде, и "желательно за несколько недель загодя, чтобы затем таким же способом на них ответить". Акаба признал, что в Минсельхозе квалифицированных специалистов-помощников не осталось, а ответить на вопросы редакции "Нового дня" это все равно, что написать научную диссертацию. По словам Акаба, в настоящее время лучшие умы министерства сельского хозяйства заняты сопровождением нового выгодного инвестиционного проекта - "бамбуководства" ("Новый день").

О совершенствовании системы образования за "круглым столом"

19 декабря Фонд независимой экспертизы организовал беседу за "круглым столом", участники которого обсуждали проблемы реформирования системы образования Абхазии. Об этом пишет "Эхо Абхазии". Сотрудник Фонда независимой экспертизы Лариса Кация подвергла критике состояние образования в республике, которое на ее взгляд, "подошло к той грани, где пассивность граничит с безответственностью". "Надо реформировать образование таким образом, чтобы сформировать менталитет человека, который сможет вписаться в развитое гражданское общество, развивать у молодых людей навыки предприимчивости и способность к участию в конкуренции". При этом Кация предложила опереться на опыт российских и зарубежных школ и понять, какая модель желательна для Абхазии. Член Общественной палаты Елена Кобахия призвала власть к диалогу: создать и реализовать национальный образовательный проект можно только через концентрацию всех сил общества, через сотрудничество общественности и власти, через широкое обсуждение с привлечением всех субъектов процесса - педагогов, родителей, сотрудников управляющих структур. "Государство декларирует приоритетность образования, но на практике устранилось от проведения модернизации. Система образования выживает, но не отвечает вызовам времени: мир меняется, меняемся мы все, меняются дети, а система образования становится неизменной. Надо вводить вариативность обучения, развивать негосударственный сектор в образовании".

Депутат Сухумского городского Собрания Нина Стороженко: "Мы еще не приступили к реформированию, а это слово уже набило оскомину. Его ассоциируют с революцией, а это всех пугает. Люди не понимают, что и каким образом надо менять, поэтому держатся всеми силами за "советскую школу"...Городская администрация старается выделять на образование средства, но нет продуманной государственной политики в этой сфере: нет даже закона об образовании".

Преподаватель АГУ Нина Смыр: "Реформа - это революция, нужно проявить осторожность, привлечь к обсуждению как можно больше людей, нельзя торопиться и слепо следовать за Россией, важно перенимать опыт и других передовых стран. Обязательно должен быть диалог общества с властью, только вместе мы сможем что-то изменить".

Сотрудник Центра Гуманитарных программ Арда Инал-ипа: "Существующая система образования не справляется с теми задачами, которые предлагает время. Надо выделить те проблемы, которые можно решать уже сегодня, совершенствуя управление и изменяя финансирование, и те, которые требуют стратегического планирования. Краткосрочные задачи можно решать уже сегодня: повышать профессиональный уровень учителей, приобретать наглядные пособия, менять психологический климат в школах. Решать же долгосрочные задачи и разрабатывать национальную концепцию образования должно все общество в ходе широкого обсуждения. И мы не должны забывать о том, что перед нашим обществом стоит важная задача - сохранение абхазского языка. Реформу алфавита, которая была осуществлена, я считаю безответственной, принимая решение, никто не подумал о последствиях".

Председатель Фонда независимой экспертизы Леон Аджинджал: "Вы тут очень осторожно говорите об административно-командном стиле управления, почему бы не назвать вещи своими именами и не сказать, что есть вопиющие факты, когда людям просто затыкают рот, чтобы они не могли говорить о своих проблемах. К таким вещам должно быть жесткое отношение. Общество должно формировать заказ, а власть обеспечивать его реализацию. Если ты не способен заработать необходимые средства - надо уходить. Иначе у нас все останется еще долго прежним: и система образования, и система здравоохранения" ("Эхо Абхазии").