По просьбе ИА REGNUM ситуацию вокруг попытки возбуждения уголовного дела против одного из руководителей газового комплекса Дагестана Магомедгусейна Насрутдинова прокомментировал эксперт по Северному Кавказу, главный редактор ИА "РосФинКом" Константин Казенин:

Попытка возбудить уголовное дело против исполнительного директора ООО "Дагестангазсервис", члена совета директоров ОАО "Даггаз", депутата Народного Собрания Дагестана Магомедгусейна Насрутдинова, вне зависимости от своих реальных предпосылок, может иметь политические последствия, влияющие вовсе не только на судьбу этого бизнесмена. Во всяком случае, такое предположение возникает на основе его же публичных заявлений.

Насрутдинов является членом одного из известных и влиятельных семейств среди кумыков - третьего по численности народа Дагестана. Отношения между ключевыми кумыкскими семействами отличаются большой напряженностью (что, к слову сказать, типично и для элит других народов Дагестана и делает понятие "национального интереса" в межклановой борьбе достаточно виртуальным). Что же касается нынешнего руководителя Дагестана Муху Алиева, то у него очевиден недостаток взаимопонимания именно с теми из "больших" кумыкских семейств, которые имеют отношение к газовой промышленности. Так, бывший премьер республики Атай Алиев, с почетом отправленный после отставки в кресло члена Совета Федерации, по инициативе официальной Махачкалы впоследствии уступил это кресло олигарху Сулейману Керимову. При этом власти Дагестана не препятствовали и увольнению брата Атая Алиева с поста гендиректора ЗАО "Дагестанрегионгаз". А у Насрутдиновых брат "газовика" Магомедгусейна - Умалат Насрутдинов до вступления Муху Алиева в должность в 2006 году занимал пост министра сельского хозяйства Дагестана, но был уволен Алиевым одним из первых. И вот сейчас Магомедгусейн Насрутдинов объяснил свои злоключения тем, что руководство республики якобы хочет видеть на его посту другого человека.

При этом Насрутдиновы сохраняют значительное влияние в своем родном Карабудахкентском районе Дагестана. В 1990-е годы Умалат Насрутдинов успел побыть его главой, в целом братья тогда, как считается, контролировали этот район с населением более 20 тысяч человек, который выгодно расположился между морским побережьем и предгорьями и включает в свой состав оживленные торговые перекрестки на федеральной автотрассе "Кавказ" и зоны новостроек в прибрежной полосе. В начале 2008 года имели место выступления против действующего главы района Капура Исаева, однако республиканские чиновники не согласились на его досрочную отставку (хотя ему уже прочили пост министра в республиканском правительстве). По словам многочисленных свидетелей, активное участие в акциях против Исаева принимали сторонники Насрутдиновых. Не имея поддержки официальной Махачкалы, Магомедгусейн Насрутдинов вряд ли имеет и тот уровень федеральной поддержки, который дагестанское общественное мнение приписывает, например, главам некоторых городов и районов, приграничных с Чечней. Однако во время конфликтов в Карабудахкентском районе население (видимо, плохо разбирающееся в дочерних структурах российского газового монополиста) называло приезжих сторонников Насрутдиновых "людьми из Газпрома".

Известно, что "низовая демократия" в дагестанских районах в последние годы не раз приводила к силовым инцидентам, в том числе в Карабудахкентском районе. Вполне естественно предположить, что сторонники Насрутдиновых, составляющие значительную часть населения района, вновь активизируются в случае нового обострения отношений их неформальных лидеров с республиканскими властями. Необходимо также учитывать, что Карабудахкентский район - многонациональный. Помимо кумыков, в нем значительный процент составляют даргинцы, группирующиеся вокруг старинного, широко известного в Дагестане села Губден. Губденская община отличается своей внутренней организованностью, неплохим материальным положением и независимостью во взаимоотношениях с силовиками. Во время "атаки" на главу района в феврале 2008 года он, по данным дагестанских СМИ, заявлял, что его оппонентами "подогревается и межнациональный конфликт". Поэтому сегодня представляется важным, чтобы те, кто по должности отвечает за стабильность в северокавказском регионе, грамотно прогнозировали эхо, которое может иметь в данном районе дагестанская внутриэлитная борьба.

Справка ИА REGNUM: представление на возбуждение уголовного дела против Насрутдинова поступило в январе 2009 г. в Верховный суд Дагестана. Следствие подозревает его в мошенничестве.