Российское управление ИнгуриГЭС при участии грузинской и абхазской сторон - оптимальный вариант для данного объекта, и чем раньше это удастся реализовать, тем будет лучше для всех и в политическом, и в экономическом плане. Такую точку зрения высказал 19 января корреспонденту ИА REGNUM старший научный сотрудник Центра кавказских исследований МГИМО (у) МИД России Вадим Муханов, комментируя ситуацию, сложившуюся вокруг ИнгуриГЭС. Напомним, что российская компания ИНТЕР РАО ЕЭС подписала с грузинской стороной меморандум о совместном использовании электростанции.

"Вопрос, стоящий сегодня на повестке дня, острый и крайне непростой. Надо заметить, что он весьма характерен для общей ситуации в зоне грузино-абхазского конфликта. Он даёт богатую пищу для размышлений сразу по нескольким направлениям", - считает эксперт. "Во-первых, ситуация отлично демонстрирует, насколько хрупок мир и спокойствие на этом участке Кавказа, насколько велико недоверие между сторонами, борющимися за этот объект мирной жизни, приносящий тепло в дома как абхазов, так и грузин. Во-вторых, стоит напомнить, что война - это всегда переходный мостик к новому миру, и чем опаснее этот мост возвышается над бездной, тем больше новый отличается от старого. Тем не менее, любое общение после войны цементирует мир, давая сторонам повод задуматься над важностью нормального сосуществования и развития. Поэтому договорённости, достигнутые между российскими и грузинскими энергетиками по поводу ИнгуриГЭС, весьма важны, и могут быть охарактеризованы положительно. Можно только надеяться, что предварительные договорённости, зафиксированные в данном меморандуме, станут основой для официального долгосрочного соглашения, которому не помешает дешёвая патриотическая спекуляция, начавшаяся в последние дни как в Грузии, так и в Абхазии", - отмечает политолог.

"В-третьих, это станет хорошим подспорьем в сложнейшем деле примирения двух соседних народов, которые даже в дни военных действий пользовались благами ГЭС сообща. Действительно, ИнгуриГЭС - это один из немногих примеров плодотворного сотрудничества абхазов и грузин, и, конечно же, надо постараться его сохранить и развить. Поэтому надо относиться к предполагаемому договору крайне осторожно, дабы не испортить то немногое, что ещё сохранилось в конфликтной зоне", - утверждает Муханов.

"Если же переходить к самим договорённостям, то, бесспорно, получение контроля над ИнгуриГЭС третьей стороной выглядит крайне привлекательно, тем более, если третья сторона - это Россия. Напомню, что Россия - одна из немногих стран, которая с определёнными оговорками воспринимается обеими сторонами, в отличие от других государств, которые никогда не смогут претендовать на подобное привилегированное положение. Недавний тому пример - отказ Сухума от общения с Баку, когда грузины предложили своим азербайджанским коллегам поучаствовать в приватизации своих энергетических объектов. В отношении России может высказываться недовольство, но не более того, так как только последняя может предложить как гарантии развития данного объекта, так и гарантии его безопасности и сохранности", - говорит эксперт.

"В принципе, российское управление ГЭС при участии грузинской и абхазской сторон - это вообще оптимальный вариант, и чем раньше это удастся реализовать, тем будет лучше и в политическом, и в экономическом плане, так как одновременно с получением долгосрочных гарантий от России, Абхазия и Грузия будут стабильно получать необходимую электроэнергию и определённый доход с этого пока что малорентабельного объекта. Это также укрепит сотрудничество в энергетической сфере, улучшив позиции российской компании на Кавказе, что позволит начать взаимовыгодное общение и по другим отраслям", - отмечает Муханов.

"Более того, энергетический вектор может только расширится за счёт поставок электроэнергии через Грузию в Турцию. Это принесёт дополнительный доход явно небогатой грузинской казне, а также возникнет регулярная финансовая подпитка для развития экономики Республики Абхазия. В заключении можно сказать, что Россия будет также весьма серьёзно заинтересована в стабильной работе ИнгуриГЭС, которая может вырабатывать часть электроэнергии и для российского юга. Так что, в любом случае, вложение российских инвестиций в ИнгуриГЭС и выведение данного объекта из нынешнего плачевного состояния должны окупиться для России как с экономической, так и с политической стороны дела", - подводит итог Вадим Муханов.

ИА REGNUM также напоминает, что президент Абхазии Сергей Багапш выразил недоумение по поводу подписания данного меморандума. "Мы готовы вести переговоры с ИНТЕР РАО ЕЭС о сотрудничестве в энергетической области, но не подпишем никакое соглашение, которое ущемляло бы интересы республики и народа", - заявил Багапш.