Конфликты и скандалы в петербургской экономике глазами СМИ. 19 - 26 января 2009 года.

Ипотеку отпели

Ипотечный рынок Санкт-Петербурга вместо прогнозировавшегося в начале прошлого года роста продемонстрировал в 2008 принципиальное падение - на 10%. Самым провальным оказался 4-й квартал, когда объем кредитов сократился в 4 раза по сравнению с тем же периодом 2007 года. "Сейчас рынок ипотеки практически не работает, а об оживлении на нем можно будет говорить не ранее третьего квартала этого года, полагают эксперты", - сообщает RBC Daily (23.01).

Неприятные итоги подвело на минувшей неделе Санкт-Петербургское ипотечное агентство.

ДОСЬЕ ИА REGNUM

Всего банки Санкт-Петербурга выдали в 2008 году кредитов на 43 млрд рублей. При этом в 4 квартале горожане получили займов всего лишь на 4,35 млрд рублей - в 2 раза меньше, чем за предыдущие четыре месяца. Участники городской ипотечной программы, работающие по стандартам АИЖК, "уронили" по сравнению с 2007 свои объемы и вовсе в 4 раза - за весь года выдали лишь 1,3 млрд. Суммы самих кредитов также сократились. Если раньше средняя величина кредита составляла 2,5 млн руб., теперь она равняется 1,1 млн руб.

По данным СМИ.

"В октябре-ноябре мы наблюдали рост процентных ставок, сокращение кредитных программ, практически полное сокращение кредитования нового строительства и приобретения объектов загородной недвижимости, земельных участков, а также отказ от работы с клиентами, которые не подтверждают свой доход документально. Это вызвало резкое сокращение числа игроков. Если в начале года их было около 100, то сейчас реально работают с ипотекой шесть-семь банков", - комментирует итоги года заместитель председателя правления Городского ипотечного банка Игорь Жигунов". (RBC Daily, 23.01)

"С ноября количество заявок на получение ипотеки упало в разы, потребители не уверены в своих доходах, кредиторы же не гонятся за объемами, а заняты вопросами обеспечения ликвидности... Банки сокращают объемы кредитования и из-за рисков коррекции цен на недвижимость, добавляет зампред правления "Абсолют банка" Олег Скворцов". ("Ведомости", 23.01)

Банки испытывают собственные проблемы и вынуждены отказаться от того, чтобы отдавать деньги, которые требуются для внутреннего оборота. Те, кто сохранился на ипотечном рынке, под влиянием кризиса меняет условия кредитования. Ставки составляют в рублях от 14,6%, в долларах от 11%.

Сменились и лидеры рынка. Если, по данным "Ведомостей", "в позапрошлом году на первом месте был "КИТ финанс", то в прошлом году банк переместился на четвертое место - в IV квартале он закрыл ипотечные программы" (23.01). Зато на первые места вышли государственные или окологосударственные кредитные организации. В тройке лидеров закрепились Северо-Западный Сбербанк, ВТБ 24 и банк "Санкт-Петербург". "На них приходится порядка 55% всего рынка ипотеки города. При этом за год каждый их этих банков практически удвоил свою долю рынка". (RBC Daily, 23.01)

"Эксперты единодушны в том, что оживление рынка начнется не раньше третьего квартала этого года. При этом сам рынок сильно изменится. Игорь Жигунов считает, что будет увеличиваться доля банков с иностранным капиталом, а руководитель ипотечного управления Балтийской ипотечной корпорации Марианна Белькова полагает, что формировать рынок ипотеки будут крупные российские банки с госучастием... "Также одной из тенденций можно назвать то, что судьба валютных кредитов и кредитов с плавающей ставкой остается под вопросом, поскольку текущий кризис показал высокую волатильность курсов и ставок, что влияет в потенциале на качество кредитного портфеля банков и на возросшие риски неплатежей", - добавляет зампред правления Абсолют Банка Олег Скворцов". (RBC Daily, 23.01)

КСТАТИ

"Кредитный брокер "Фосборн Хоум" приостановил свою деятельность в Петербурге. В компании уверяют, что работа заморожена лишь на первый квартал 2009 года. В компании такое решение объяснили тем, что большинство брокерских операций сейчас неэффективно", - сообщает "Коммерсантъ" (21.01). Генеральный директор компании Василий Белов объясняет: "Это связано с тем, что банки пока не определились, как им работать с ипотекой дальше".

Эксперты уверены, что брокерские компании, специализирующиеся только на ипотеке, сегодня обречены на неудачу. Но могут удержаться на плаву, диверсифицировав свой бизнес и предложив какие-то новые услуги. К примеру, сейчас актуально консультирование малого бизнеса. В нынешней ситуации брокерам почти не осталось места на рынке, констатирует "Коммерсантъ".

"Фосборн Хоум", напомним, появилась в Петербурге в 2005 году. Осуществляет полный комплекс услуг по обеспечению новым жильем: ипотека, подбор недвижимости, оценка недвижимости, страхование недвижимости, регистрация недвижимости, перекредитование.

Работы все меньше и меньше

На минувшей неделе петербургские специалисты подвели итоги функционирования рынка труда в городе в 2008 году. Характерно, что оценки городского комитета по труду и рекрутеров во многом совпали.

"В 2008 году произошли существенные изменения на рынке труда квалифицированных специалистов и менеджеров. Сильно пострадала финансовая отрасль, в частности, банки, где число резюме выросло на 33%, а количество вакансий наоборот упало более чем на 60%. Впрочем, не во всех отраслях ситуация была нестабильной. Хедхантеры отмечают выросший дефицит специалистов в сфере медицины. Участники рынка объясняют это бурным ростом аптечных сетей. В целом, по оценкам рекрутеров, массовых сокращений на рынке не ожидается. Компании отложили пересмотр своих бюджетов по рекрутингу до марта, в ожидании стабилизации рынка труда.

Дефицит специалистов, о котором так много говорили в 2007 и в начале 2008 года, сменился избытком незанятых специалистов и сокращением числа вакансий, говорится в исследовании петербургского филиала HeadHunter. Количество вакансий сократилось на 55% по сравнению с августом, который компания считает докризисным периодом. Наиболее пострадавшие в кризис профобласти, по данным рекрутера, это "управление персоналом", "банки/инвестиции" и "развлечения/массмедиа". В сфере управления персоналом количество вакансий сократилось на 67,6%, в банковской и инвестиционной - на 60,4%, а в сфере маркетинга - на 55,8%. При этом число поступающих на портал резюме наоборот увеличилось примерно на 30-40%. Например, в профобласти "административный персонал" число резюме выросло в пик увольнений на 70% по сравнению с августом, в сфере недвижимости - на 51,7%, в сфере менеджмента - на 47,7 %, а в банковской сфере - на 33%". ("Коммерсантъ", 21.01)

ДОСЬЕ ИА REGNUM

Рейтинг наиболее трудоизбыточных специальностей

1 сотрудник инвестиционной компании 8,52

2 специалист по кредитам 4,46

3 менеджер по работе с клиентами (продажи) 4,05

4 аналитик (банки/инвестиции/лизинг) 3,89

5 внутренние операции (Back Office) 2,46

6 продажа финансовых продуктов 2,35

7 коммерческий банк 2,14

Рейтинг дефицитных специальностей

1 специалист по логистике 0,04

2 инженер (строительство/недвижимость) 0,08

3 программист/разработчик 0,08

4 провизор/фармацевт 0,08

5 бухгалтер 0,08

6 менеджер по продажам (медицина/фармацевтика) 0,10

7 аналитик (информационные технологии) 0,13

По данным индекса HeadHunter, октябрь-ноябрь 2008 г.

"В декабре 2008 г. по сравнению с ноябрем из-за сокращения штатов и банкротств организаций количество вакансий в районных центрах занятости населения сократилось на 28,7% до 49 400, а число обратившихся в поисках работы выросло на 10% до 60 400 человек, говорится в отчете комитета по труду и занятости населения городской администрации. В декабре 31 организация известила об увольнениях 3070 сотрудников, за предыдущие 11 месяцев таких организаций было 41, они планировали сократить 12 416 человек. За декабрь число зарегистрированных безработных увеличилось на 28% до 14 414 человек". ("Ведомости", 26.01)

"Эксперты называют эти цифры заниженными, отмечая, что значительная часть компаний не уведомляет инспекцию о своих действиях, а также проводит увольнения по "серым" схемам. Основная волна сокращений еще впереди и придется на второй квартал 2009 года, полагают рекрутеры. Тогда многие компании, пока пытающиеся удержать кадры, окажутся не в состоянии продолжать платить зарплаты и пойдут на более резкое сокращение издержек, в том числе и численности персонала". ("РБК daily", 26.01)

"Официальная статистика не учитывает скрытую безработицу, многие компании отправили сотрудников в отпуск без содержания, говорит российский партнер компании Transearch Ольга Чеботкова. По ее словам, у рекрутеров к концу года резко сократилось число заказов. Основными жертвами сокращений стали менеджеры среднего звена, только каждый второй из них готов пройти все процедуры регистрации как безработный, передала через пресс-службу директор петербургского филиала HeadHunter Юлия Сахарова. По ее словам, городские центры занятости в основном предлагают низкооплачиваемые вакансии, не требующие квалификации". ("Ведомости", 26.01)

"Консультанты компании "Консорт Петербург" отмечают, что сейчас наиболее востребованы специалисты в ИТ-области, табачной промышленности и сфере продаж алкогольной продукции и табачных изделий. "Что касается переквалификации, о которой сейчас многие говорят, то, к примеру, агент по продажам с техническим образованием может найти работу по специальности в производственной компании, - говорит консультант "Консорт Петербург" Любовь Андреева. - Но важно понимать, что начинать придется с рядовых позиций, с понижением (и, возможно, существенным) уровня оплаты труда".

В целом пока аналитики говорят, что переквалификация для специалистов - это скорее гипотетическая возможность, а не настоятельная необходимость. По словам директора агентства "Эксперт" Владимира Белявского, в плане зарплат кандидаты уже проявляют заметно большую гибкость. "Уровень зарплатных ожиданий стал очень размытым, множество резюме публикуются и вовсе без них, - говорит он. - И кандидаты, и работодатели как бы тестируют ситуацию, определяя, что возможно, а что уже/еще нет". Светлана Катаева отмечает, что часть сотрудников из пострадавшего финансового сектора предпочитает не искать новую работу, а создавать свои небольшие инвестиционные фирмы, практически из двух-трех человек, и работать на себя. Такие примеры есть и в других видах бизнеса, где "порог входа" на рынок условно небольшой. ("РБК daily", 26.01)

Рекламщики подарили городу блокаду

Кризис не обошел своим "влиянием" рынок рекламы, и в первую очередь - наружной. Владельцы рекламных поверхностей компенсируют сокращение коммерческих заказов бесплатным размещением бюджетных постеров. Вопрос, какова здесь прямая выгода города, остается без ответа. Известно лишь, что Санкт-Петербург, несмотря на кризис, устроил беспрецедентную социальную кампанию - разместил более 5000 плакатов к 65-летию снятия блокады.

Вопрос изучают "Ведомости": "Из 5000 плакатов 3600 городская администрация разместила на улицах, остальные - в метро, рассказал начальник управления рекламы и праздничного оформления города комитета по печати и взаимодействию со СМИ Алексей Васильев. Он отмечает, что это самая крупномасштабная акция в городе. Например, к Новому году для поздравления горожан было задействовано менее 1000 поверхностей. По данным пресс-службы Городского центра размещения рекламы, на реализацию программы оформления города к празднованию 65-й годовщины полного освобождения Ленинграда от блокады (отмечается 27 января) из бюджета выделено 12,6 млн руб. Пять лет назад аналогичные затраты составили 5,7 млн руб." (23.01).

Город задействовал и собственные площади, но из общего числа сторон городу принадлежат только 670 щитов. При том что по данным исследовательской компании "Эспар аналитик" сейчас в Санкт-Петербурге 22 600 стандартных рекламоносителя. Получается, что социальная реклама в январе заняла около 16% всех поверхностей, тогда как обычно ее доля составляет не больше 10-13%.

Участники социальной кампании - в проекте задействованы News Outdoor, "Постер", Clear Channel, BV-Media и "Руан" - уверяют, что они просто используют "упаднический" январь, чтобы безболезненно исполнить свои обязательства перед городом. Дело в том, что "при распределении мест под носители рекламные операторы обязуются при необходимости предоставлять городу не менее 5% поверхностей под социальные проекты" ("Ведомости", 23.01). А в начале года как раз случается сезонный спад до 50% обычного объема. Так что "в I квартале каждого года социальная реклама традиционно усиливается, поскольку коммерческой рекламы в начале года становится меньше, утверждает гендиректор "Постера" Кирилл Опарин". ("Ведомости", 23.01)

Некоторые, однако, уверяют, что участие в социальных проектах происходит не без потерь для фирм. Известный своей нелояльностью к Смольному президент "Талера" Михаил Пационко рассказывает, что "размещение рекламы на щите 3×6 м вместе с монтажом и техническим обслуживанием обходится рекламодателю в 20 000 - 25 000 руб. в месяц, расходы на печать плаката составляют в среднем около 1000 руб. Когда рекламный оператор заполняет щит за свой счет, то накладные у него не уменьшаются, компания жертвует прибылью, рассказывает Пационко. По его оценке, размещение социальной рекламы на одном щите обходится оператору в 16 000-20 000 руб. в месяц". ("Ведомости", 23.01)

Повышение из-за снижения

На прошлой неделе цены на городском оптовом рынке топлива впервые за последнее время поползли вверх. При этом розничный рынок показал снижение в среднем на 0,59% (0,12 рубля). По мнению участников рынка, в ближайшее время ожидается стабилизация розничных цен. Эксперты выражают опасение, что из-за снижения экспортных пошлин на внутреннем рынке возникнет дефицит топлива, что приведет к росту розничных цен.

СПРАВКА ИА REGNUM

данным мониторинга агентства Аu-92, розничные цены на бензин и дизельное топливо с 14 по 21 января по Санкт-Петербургу и Ленинградской области снизились в среднем на 0,59% (0,12 рубля). При этом наибольшее падение цены наблюдалось по бензинам марки Аи-98 и Аи-92, на 0,16 и 0,11 рубля соответственно. Дизельное топливо подешевело на 0,43% (0,10 рубля). Таким образом, на по состоянию на 21 января бензин марки А 76/80 остановился на отметке 16,67 руб./л, то есть подешевел на 0,06 рубля (0,36%). Цена Аи-92 зафиксировалась на 19,14 руб./л, потеряв в цене 0,11 рубля (0,57%). Бензин марки Аи 95/96 - 22,05 руб./л, что ниже уровня позапрошлой недели на 0,07 рубля (0,32%). Аи-98 остановился на отметке 26,13 руб./л., упав на 0,16 рубля (0,61%), дизельное топливо подешевело на 0,10 рубля (0,43%), до 20,81 руб./л.

По данным CМИ.

"Рост оптовых цен на бензин и дизельное топливо вполне объясним в сегодняшней ситуации. Тот разрыв, который существует между оптовыми ценами и ценами розничными, позволяет безболезненно для рентабельности сетей повышать оптовые цены, сохраняя тенденцию падения розничных цен. Опт растет из-за предполагаемого повышения цен на нефть на внутреннем рынке страны - он ожидается в феврале, и из-за снижения экспортных пошлин, которые делают экспорт гораздо выгоднее, чем реализация нефтепродуктов на внутреннем рынке. Поэтому тот сегодня оголяется. Розница по-прежнему падает из-за контроля со стороны ФАС, тем более что розничным сетям нечем обосновать высокие цены на бензин и ДТ", - считает Павел Строков, директор по развитию и маркетингу ИЦ "Кортес". Господин Строков считает, что пока такая тенденция не приведет к росту розничных цен.

По словам Олега Ашихмина, президента Нефтяного клуба Санкт-Петербурга, снижение экспортных пошлин на нефть повысило рентабельность экспорта, что привело к тенденции возникновения дефицита бензина и ДТ на внутреннем рынке и, как следствие, росту оптовых цен. По мнению господина Ашихмина, в ближайший месяц следует ожидать стабилизации розничных цен. Однако он не исключает в дальнейшем повышения розничных цен на АЗС города". ("Коммерсантъ", 23.01)