Среди четверки крупнейших контрольно-пропускных пунктов Китая, осуществляющих торговлю с Россией, наивысший рост объема товарооборота в прошедшем году был зафиксирован на станции Алашанькоу, граничащей с Казахстаном. Общий объем торговли в этом сухопутном порту составил $1,2 млрд, увеличившись в 2,4 раза. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе компании Optim Consult.

Объем импорта из России (основными пунктами которого стали нефть, удобрения, лесоматериалы и железная руда) возрос на 500%, составив $780 млн; экспорта (фрукты, овощи, сталь, текстиль, обувь) - на 87%, поднявшись до $420 млн.

Крупнейший в Китае пограничный пункт Маньчжурия также продемонстрировал увеличение торговых показателей. Общий объем торговли на данной российско-китайской границе составил $10,5 млрд, увеличившись на 36,2%, при этом на импорт пришлось $9,27 млрд (с ростом 36,8%), на экспорт - $1,23 млрд (31,7%).

Между тем, в КПП Суйфэньхэ (провинция Хэйлунцзян) торговля с Россией за 2008 год снизилась на 6,1%, общий объем составил $2,21 млрд. Объем экспорта упал на 38,4%, составив $710 млн, в то врем как объем импорта возрос на 24,5%, поднявшись до отметки в $1,5 млрд. Кроме того, пункт Суйфэньхэ запомнится в ушедшем году тем, что именно здесь было зафиксировано наибольшее число случаев конфискации грузов, идущих в Россию. За 2008 год был наложен арест на 18 742 наименования различной продукции в общей сложности на сумму около $250 долл. Предметами арестов стали мобильные телефоны и аксессуары, электронные карты памяти и спортивная одежда. Самым популярным видом торговли в Суйфэньхэ по-прежнему является приграничная (74% от общего объема, $1,59 млрд).

Пограничный пункт Дуннин, также входящий в число крупнейших в Китае и специализирующийся на экспорте тяжелых грузовых автомобилей, в 2008 году сократил обороты торговли с Россией до $1,18 млрд (36,3%), подтверждая тенденцию общего снижения экспорта авто из Китая. Объем экспорта в Дуннине уменьшился на 35% до $1,15 млрд, объем импорта (большей частью составляющего металлолом) - на 64,5% до $30 млн.

Потребность развития "западного пути" торгово-экономических отношений между Китаем и Россией налицо. Совместная российско-китайская граница, начинаясь в Приморье, тянется на запад на 4 195,22 км, обрывается в Забайкальском крае. Затем идет большой участок российско-монгольской границы (3 484,9 км), после чего в Республике Алтай Россия вновь граничит с Китаем (54,57 км). В Республике Алтай расположен самый западный участок российско-китайской границы. КПП Алашанькоу расположен в Казахстане юго-западней этого участка границы.

Таким образом, "западный путь" российско-китайской торговли в настоящее время пролегает через транзитное государство - Казахстан. Поскольку уже в конце 90-х годов прошлого века стало понятно, что Синьцзян-Уйгурский автономный район станет огромной перевалочной и производственной базой на северо-западе Китая, российское и китайское руководство стали обсуждать планы строительства прямой дороги из Урумчи в Новосибирск через участок границы, проходящий в Республике Алтай. Однако в 2000-х годах экологическая общественность провела масштабную кампанию по недопущению строительства дороги, поскольку, по мнению экологов, строительство нанесет значительный ущерб природным объектам на Алтае.

Власти России отложили реализацию проекта, хотя это, по всей видимости, никак не связано с протестами экологов. Во всяком случае, когда в 2006 году между китайской CNPC и "Газпромом" при поддержке руководства двух стран было подписано соглашение о строительстве газопровода "Алтай" через этот же участок границы, сопротивление экологов было, фактически, подавлено и в расчет не бралось. Учитывая все более возрастающий уровень взаимодействия РФ и КНР, российские власти считают Горный Алтай естественным коридором налаживания сотрудничества с Китаем. В условиях конкурентной борьбы между среднеазиатскими и европейские государствами за доступ на стремительно растущий китайский рынок Россия считает нецелесообразным держать "алтайские ворота" закрытыми.

По мнению управляющего директора ИА REGNUM Модеста Колерова, само по себе строительство газопровода и сопутствующей ему дороги в Китай через Горный Алтай - конечно же, с соблюдением необходимых экологических норм, которым просто дорога и просто трубопровод вряд ли угрожают, - первый и последний шанс Республики Алтай вырваться из исторической нищеты: "Коммуникации из Китая в Россию и на Запад пройдут через регион в любом случае, но мимо Алтая они пройдут через Казахстан и Киргизию - Таджикистан, в отношении России лишь увеличивая ее транзитную зависимость и транспортно-экономическую тупиковость Алтая. Трудно сейчас восстановить всю картину эколого-политической борьбы вокруг "алтайского коридора", но очевидно, что его успешное открытие - в интересах России и Китая, а его отсутствие - в интересах тех, кто хочет "сдерживать" Китай через Синьцзян и Монголию, делая Россию пассивной игрушкой этого "сдерживания"".

Власти Китая неоднократно говорили о заинтересованности в строительстве дороги Урумчи - Новосибирск. Если не решить вопрос о строительстве автомобильной дороги через пограничный перевал Канас на Алтае, то говорить об интенсификации отношений между Синьцзяном и Западной Сибирью бессмысленно. "В настоящее время товарооборот идет через Казахстан, что не способствует его (товарооборота) росту", - заявил губернатор Синьцзян-Уйгурского автономного района Нур Бакри на заседании координационного российско-китайского совета по приграничному сотрудничеству в июне 2008 года. По его словам, китайская сторона может завершить работы по строительству дорог до Канаса в течение двух лет.

Впрочем, очевидно, что российская сторона вряд ли сможет решить этот вопрос столь же оперативно. По мнению экспертов ИА REGNUM, при благоприятной конъюнктуре через 10-15 лет алтайская дорога в Китай будет построена.