Перестрелки

Азербайджанские СМИ вновь сообщают о нарушении армянской стороной режима прекращения огня. Как сообщает АПА, "вражеские подразделения 19 января с 09.51 по 10.00 с позиций, расположенных вблизи села Куропаткино Ходжавендского района обстреляли позиции Вооруженных сил Азербайджана". Огонь велся из автоматов и пулеметов. Ответным огнем обстрел был подавлен, потерь нет.

Армянская сторона 22 января вновь нарушила режим прекращения огня, передает Day.Az. Согласно информации, армяне с позиций, расположенных вблизи села Юсифджанлы Агдамского района, села Гервенд и на безымянной высоте Физулинского района, и на безымянной высоте Ходжавендского района обстреляли расположенные напротив позиции азербайджанской армии. Согласно агентству, режим прекращения огня был нарушен также и 23 и 24 января вблизи села Сарыджалы Агдамского района, села Горган и безымянной высоты Физулинского района. Огонь велся из автоматов и пулеметов. "Во всех случаях ответным огнем враг был подавлен, потерь нет", - сообщает азербайджанский источник.

1news.az сообщает о том, что 25 и 26 января армянские вооруженные формирования подвергли обстрелу позиции Национальной армии Азербайджана сразу в нескольких направлениях фронта. Согласно агентству, 25 января с 12.30 по 13.05 позиции Национальной армии в Гедабекском районе обстреливались со стороны Красносельского района Армении. 26 января с 23.45 по 00.00 огонь велся со стороны сел Ашаги Сейидахмедли, Гярвянд и Гараханбейли Физулинского района, а С 23.30 по 00.00 обстрел велся со стороны армянских подразделений, дислоцированных на безымянных высотах Ходжавендского района, - "ответным огнем вражеские позиции были подавлены, потерь среди личного состава Вооруженных сил Азербайджана нет".

Инцидент

По сообщению пресс-службы Минобороны Азербайджана, 26 января армянские подразделения предприняли попытку захватить один из постов азербайджанской армии на линии соприкосновения Вооруженных сил сторон, передает ИА REGNUM. "Подразделения армянских Вооруженных сил предприняли попытку занять один из постов азербайджанской армии. С этой целью они начали атаку на азербайджанские позиции у села Джавахирли в Агдамском направлении. Вооруженные силы Азербайджана предприняли ответные меры, подпустив армянские подразделения несколько ближе к собственным позициям. В результате противник понес потери в количестве трех человек, достаточное число нападавших было ранено. На данный момент тело одного из нападавших находится у азербайджанской стороны. Азербайджанские подразделения потерь не понесли, раненых также нет", заявляет минобороны Азербайджана.

Как сообщили в министерстве обороны НКР, 26-го января в районе 17:30 Бад Вачаганович Тадевосян, который, согласно предварительным данным, страдает психическим заболеванием, сделал попытку направиться в сторону азербайджанских опoрных точек в районе селения Агдам. Попытки военнослужащих карабахского опорного пункта предотвратить его продвижение не принесли результатов. В сложившейся обстановке противник открыл огонь в направлении армянских позиций. В результате перестрелки был убит Бад Тадевосян и солдат Аркадий Шмавонович Акопян, 1983 года рождения. По предварительным данным, на стороне противника также есть жертвы. Тело Тадевосяна находится на азербайджанской стороне.

Военнопленные

Как сообщает PanARMENIAN.Net со ссылкой на бакинские СМИ, в Военном суде Баку по делам о тяжких преступлениях проходит судебное рассмотрение по уголовному делу солдата Вооруженных сил Азербайджана Эйбатова Вюсала Ширсултан оглу, обвиняемого в государственной измене. 3 мая 2008 года он был возвращен на Родину. Обвиняемому Эйбатову предъявлено обвинение по статье 274 (государственная измена). Судебный процесс продолжается. Агентство напоминает, что Эйбатов был задержан военнослужащими Армии обороны НКР 11 апреля 2008 года у села Юсифджанлы Агдамского района при переходе на карабахскую сторону. Государственная комиссия НКР по вопросам военнопленных и без вести пропавших своевременно проинформировала о случившемся аккредитованные в Нагорном Карабахе офисы ОБСЕ и Международного Комитета Красного Креста. Власти НКР предоставили беспрепятственный доступ к задержанному сотрудникам Степанакертского офиса Международного Комитета Красного Креста (МККК), которые в период пребывания Эйбатова в НКР неоднократно посещали его. Позднее Эйбатов в одностороннем порядке был передан азербайджанской стороне.

Согласно бакинской газете "Зеркало", семье солдата Национальной армии Азербайджана Рафика Рахман оглу Гасанова, удерживаемого в армянском плену, было передано его письмо. Об этом "АПА" сообщил отец военнопленного Рахман Гасанов. Он обнародовал текст письма сына: "Я жив и здоров. Со мной все в порядке. Скоро мы встретимся. Передавай привет всем родственникам". Газета отмечает, что сотрудники армянского представительства Международного Комитета Красного Креста 21 января встретились с Рафиком Гасановым. Они поинтересовались условиями его содержания и состоянием здоровья. Представитель Международного Комитета Красного Креста от имени Рафика Гасанова написал письмо его семье. Газета напоминает, что солдат Национальной армии Азербайджана Р.Гасанов был взят в плен армянскими военнослужащими при неизвестных обстоятельствах 8 октября 2008 года на территории Газахского района. В связи с тем, что Гасанов не умеет читать и писать, за него письмо написал представитель Международного Комитета Красного Креста.

Мониторинг

По сообщению степанакертской газеты "Азат Арцах", 27 января миссия ОБСЕ провела очередной мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана вблизи населенного пункта Талиш Мартакертского района НКР. Соответствующая договоренность была достигнута с властями НКР, которые выразили готовность содействовать проведению мониторинга и обеспечить безопасность членов миссии ОБСЕ. С позиций Армии обороны НКР наблюдение осуществляли полевые помощники Личного представителя Действующего Председателя ОБСЕ Петер Кии (Великобритания) и Иржи Аберле (Чехия). С карабахской стороны миссию наблюдения сопровождали представители Министерства иностранных дел и Министерства обороны НКР. Со стороны Азербайджана мониторинг провели полевые помощники личного представителя действующего председателя ОБСЕ Имре Палатинус и Владимир Чоунтулов.

Как сообщает ИА REGNUM, мониторинг прошел в соответствии с намеченным графиком, нарушений режима прекращения огня не зафиксировано.

Процесс урегулирования

После встречи президентов и министров иностранных дел Азербайджана и Армении в Швейцарии мы выскажем свою позицию по поводу конкретизирующих предложений по базовым принципам урегулирования конфликта, представленных посредниками в Хельсинки в декабре прошлого года. Как сообщает "АПА", об этом журналистам заявил министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров. Министр напомнил, что переговоры по базовым принципам стартовали 4,5 лет назад в столице Чехии, после чего они получили название Пражского процесса: "Мы дадим ответ на Хельсинкские предложения на основе результатов предстоящих встреч в Швейцарии". На вопрос "АПА" о том, какие компромиссы возможны со стороны Азербайджана, Мамедъяров заявил, что должна быть восстановлена территориальная целостность Азербайджана, вынужденные переселенцы вернуться на свои земли: "Мы готовы ко всем возможным компромиссам в этих рамках. Однако однозначно заявляем, что территориальная целостность Азербайджана не может быть предметом обсуждений. Территориальная целостность Азербайджана должна быть восстановлена, земли освобождены из-под оккупации, переселенцы вернуться на свои места, включая Нагорный Карабах". Относительно вопроса о проведении референдума в Нагорном Карабахе министр отметил, что, в случае возникновения опасности для территориальной целостности Азербайджана, референдум должен проводиться по всей стране.

Как передает Day.Az, министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров в беседе с журналистами сообщил, что в Хельсинки, во время последней встречи глав МИД Азербайджана и Армении, сопредседатели Минской группы ОБСЕ сделали более уточненные предложения на основе мадридских принципов. По его словам, в настоящее время азербайджанская сторона работает над этими предложениями. "Мы дадим сопредседателям свой ответ. Скорее всего, эти ответы будут даны после швейцарских встреч глав МИДов и президентов двух стран", сказал он. При этом министр отметил, что базовые принципы по урегулированию конфликта были сформированы во время мадридской встречи, и стороны пришли к согласию, чтобы продолжить переговоры на основе этих принципов.

20 января министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян встретился с сопредседателями Минской группы ОБСЕ Юрием Мерзляковым (Россия), Мэтью Брайзой (США) и Бернаром Фасье (Франция), а также личным представителем Действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспршика, сообщает PanARMENIAN.Net. В ходе встречи был обсужден процесс урегулирования карабахской проблемы. "Собеседники придали важность подписанной 2 ноября 2008 года в Москве президентами Армении, России и Азербайджана декларации по Карабаху, а также заявлениям глав МИД стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ (4 декабря) и Совета министров иностранных дел ОБСЕ (5 декабря), отметив, что переговорный процесс должен протекать в соответствии с духом указанных документов", говорится в сообщении. Глава МИД Армении Эдвард Налбандян согласился на встречу со своим азербайджанским коллегой Эльмаром Мамедъяровым. Налбандян подчеркнул в беседе с журналистами, что он не против подобной встречи: "Азербайджан дал свое согласие на встречу, и я не против. Надеюсь, что эта встреча состоится". Глава МИД Армении пояснил, что встреча глав внешнеполитических ведомств Армении и Азербайджана, возможно, состоится в Цюрихе до встречи президентов двух стран: "Организация встречи глав МИД Армении и Азербайджана до ожидаемой встречи президентов является инициативой сопредседателей Минской группы ОБСЕ".

"Я бы не стал делать какие-либо прогнозы о сроках решения конфликта - весной, летом, осенью или в следующем году. Такие заявления всегда звучали, но, как правило, эти прогнозы не сбывались". Об этом на пресс-конференции в Ереване заявил глава МИД Армении Эдвард Налбандян, отметив, что неверно ставить какие-либо сроки в столь сложном переговорном процессе. По словам министра, "всегда надо быть оптимистом, но подобная возможность будет лишь тогда, когда Азербайджан займет конструктивную позицию и пойдет на реальные решения". Глава МИД Армении также отметил, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ не вносили корректировки в предложения по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Налбандян опроверг заявления своего азербайджанского коллеги о том, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ представили Армении и Азербайджану поправки в базовые принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта. "Не думаю, что в заявлениях азербайджанской стороны есть определенная истина, потому что никаких изменений сопредседатели во время встречи с нами в Ереване не представили", подчеркнул он. ("Ноян Тапан").

Для разрешения нагорно-карабахского конфликта необходимо создать атмосферу доверия между сторонами конфликта. Если Армения будет отвечать на каждое проявление антиармянской пропаганды Баку, то ситуация может зайти в тупик. Об этом сегодня в ходе итоговой пресс-конференции в Ереване, отвечая на вопрос корреспондента PanARMENIAN.Net, заявил глава МИД Армении Эдвард Налбандян. "В Московской декларации четко говориться, что Ереван и Баку должны сделать все, чтобы создать атмосферу доверия для разрешения конфликта. Но сегодня не ясно, готов ли Азербайджан к решению конфликта или нет", отметил глава МИД Армении.

"На встрече с президентом Ильхамом Алиевым я почувствовал, что он готов к продолжению переговорного процесса. Надеюсь, что такой настрой я почувствую и на встрече с президентом Сержем Саргсяном". Как передает бакинская "525-я газета", об этом сообщил американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза. Французский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Бернар Фасье отметил, что переговоры играют видную роль в формировании взаимопонимания между сторонами: "Надеюсь, что вчерашние враги смогут стать партнерами".

"Существует реальная возможность того, что летом этого года, в июне, стороны подпишут рамочное соглашение по основополагающим принципам карабахского урегулирования", заявил после последнего визита в регион американский сопредседатель ОБСЕ Мэтью Брайза, добавив, что это будет зависеть от того, смогут ли президенты Армении и Азербайджана найти путь к развитию взаимопонимания и превратить его в конкретные шаги. Брайза выразил надежду, что это произойдет, поскольку, по его словам, в Баку сопредседатели получили довольно положительный ответ. Посредник также призвал армянский и азербайджанский народы доверять президентам Саргсяну и Алиеву, поскольку последние "руководствуются национальными интересами". "За эти годы американский сопредседатель сделал так много странных заявлений... Наверное, это очередное доброе пожелание, тем более, что он, возможно, завершит свою дипломатическую службу. Не думаю, что это единая точка зрения трех стран-сопредседателей", заявил депутат парламента Нагорно-Карабахской Республики, представитель Демократической партии Арцаха Ваграм Аванесян, комментируя по просьбе газеты "Аравот" это заявление.

Газета "Новое время" считает, что переговорный процесс продолжает набирать обороты и пробуксовка ему не грозит - по крайней мере на данном этапе. По мнению газеты, это стало результатом прорыва, достигнутого 2 ноября прошлого года в Москве, где президентами Саргсяном, Алиевым и Медведевым была подписана трехсторонняя декларация. В ней, напомним, основным пунктом был параграф о неприменении силы в процессе разрешения конфликта, а также заявления глав МИД сопредседательствующих в Минской группе ОБСЕ от 4 декабря и стран Совета глав внешнеполитических ведомств стран - участниц ОБСЕ от 5 декабря. Стороны подчеркнули, что переговорный процесс должен протекать в соответствии с перечисленными документами, на основе того, что принято называть "Мадридскими принципами". Сообщая об итогах двухдневного визита в регион сопредседателей Минской группы ОБСЕ Юрия Мерзлякова (Россия), Мэтью Брайза (США) и Бернара Фасье (Франция), газета пишет: "По обыкновению американский сопредседатель Мэтью Брайза был несколько словоохотливей своих коллег. Посетив в компании посла США в РА Мари Йованович спикера НС Овика Абрамяна, американский дипломат, помимо прочего, отметил важность участия Нагорно-Карабахской республики в переговорном процессе". Газета отмечает, что нередко высказывания Брайзы становятся предметом едких комментариев со стороны журналистов и общественных деятелей, "однако нельзя не признать, что его утверждения на поверку очень часто оказываются очень близкими к реальности". "Просто мы, пожалуй, пока не привыкли к чисто американской, легкой и совсем не официальной по форме манере их оглашения. Между тем пора бы привыкнуть. И заодно понять, что американский сопредседатель, подобно своим российскому и французскому коллегам, никогда ничего просто так не говорит". Скорее всего, рассуждает газета, вопрос восстановления участия Карабаха в процессе переговоров находится в стадии активного обсуждения и, как можно понять, посредники все больше склоняются к такому варианту. "Можно предположить, что это лишь вопрос времени. Собственно, по-иному и быть не может, что бы по этому поводу ни говорили в Баку. В мире нет и не было ни одного конфликта, который бы решался без участия абсолютно всех задействованных в нем сторон. Это и Косово, и Абхазия, и Южная Осетия, и Тимор, и Приднестровье... Заметим, все указанные "мятежные провинции" (за исключением лишь Приднестровья, где ситуация несколько специфична) уже добились юридического оформления своего фактического статуса". Вместе с тем, газета отмечает, что возросшая активность сопредседателей Минской группы ОБСЕ не во всех случаях воспринимается сугубо позитивно. В качестве примера, газета передает мнение армянского аналитика Степана Григоряна, считающего, что "Минской группе стоило бы воздержаться от целого ряда действий, снижающих ее значение и доверие к ней армянского и азербайджанского сообщества. В частности, отказаться от чересчур частых визитов в регион и оптимистических заявлений, так как невыполнение посреднических прогнозов или обещаний приводит к дискредитации ее деятельности". Газета отмечает также, что в день приезда сопредседателей в Ереван акцию протеста возле здания МИД провели члены инициативы "Миацум", возглавляемой известным борцом за освобождение Карабаха Жирайром Сефиляном и не менее известным кинорежиссером Тиграном Хзмаляном. Вместе с ними была и депутат оппозиционной парламентской фракции от партии "Наследие" Заруи Постанджян.

Своим мнением относительно ожиданий от двусторонних встреч в Швейцарии поделился с бакинской газетой "Эхо" азербайджанский политэксперт Расим Мусабеков. Он не считает, что на этих переговорах полностью прояснятся позиции сторон по поводу конфликта. "Это абсолютно рабочие встречи. Я не жду от них никаких политических итогов. Когда возобновлялся диалог между Азербайджаном и Арменией, после выборов и перерыва, в Москве с участием президента России, у тех переговоров был несколько другой оттенок. А здесь этого не наблюдается. По-моему, между Алиевым и Саргсяном состоится абсолютно рабочая встреча. В Хельсинки сопредседатели передали министрам иностранных дел не только некоторые новые свои уточнения, формулировки, но одновременно и график работ над Мадридскими принципами, который позволял бы, если двигаться по этому графику, к лету выйти на подписание соответствующего документа. И я думаю, что президенты должны попытаться все же нащупать возможные компромиссы. А в целом от этих деловых переговоров я не жду ничего большего, кроме таких итогов, что главы государств встретились, провели конструктивную беседу и дали поручения своим главам МИД продолжить диалог", отметил аналитик. В свою очередь глава азербайджанского Центра мира и разрешения конфликтов Эльхан Мехтиев заявил "Эхо", что "из высказываний главы МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова, сделанных в последние месяцы, понятно: во время переговоров в Хельсинки между сторонами и посредниками шел процесс каких-то уточнений, прояснений относительно Мадридских принципов. Но позавчера Мамедъяров заявил, что будто бы азербайджанская сторона согласна с Мадридскими принципами, но при условии внесения неких поправок и выполнении ее требования о каких-то уточнениях в документе. Он сказал, что Минская группа уже уточнила некоторые моменты, но не все. Однако армянская сторона заявляет, что будто эти уточнения носят технический характер, и в сами принципы никакие изменения внесены не были. Армяне считают, что азербайджанской стороне были просто даны дополнительные разъяснения по некоторым положениям Мадридского документа. Я тоже так понимаю". "С другой стороны, - продолжил конфликтолог, - раньше Гейдар Алиев встречался с Кочаряном везде, где это было возможно, но когда к власти пришел Ильхам Алиев, то он заявил, что не будет участвовать вместе с армянским лидером во "встречах ради встреч". Однако сейчас мы уже видим, что он повторяет путь своего отца, и сопредседатели организуют встречи двум президентам на всех международных форумах, где они пересекаются. Сейчас Алиев и Саргсян оба собираются на Давосский ежегодный саммит, и именно поэтому посредники решили устроить там очередные переговоры между ними. Однако как велась подготовка к этой встрече на высшем уровне - неясно, ведь предварительно министры иностранных дел должны были провести ряд встреч между собой, чтобы подготовить четкую повестку переговоров президентов. Если, конечно, имеется в виду, что встреча будет действительно серьезной. Вот поэтому я думаю, что в Давосе состоится не более чем еще одна рутинная встреча, чтобы сопредседатели в очередной раз могли отрапортовать мировому сообществу, что они организовали встречу президентов".

Как сообщают дипломатические источники газеты "Айкакан жаманак", завершению работ над основополагающими принципами урегулирования конфликта препятствует лишь один вопрос - вопрос Лачинского коридора. В частности, пишет газета, какой ширины должен быть этот "коридор" и какие силы будут его контролировать.

В рамках проекта "Семена мира", осуществляемого при финансовой поддержке голландской организации ICCO, Нагорно-Карабахский комитет "Хельсинкская инициатива-92" (ХИ-92) организовал дискуссию на тему перспектив урегулирования азербайджано-карабахского конфликта в контексте Майндорфской декларации. Как сообщает АрмИнфо, докладчиком выступил политолог Давид Бабаян, который среди положительных моментов декларации, в частности, отметил констатацию безальтернативности мирного урегулирования конфликта. Вместе с тем он подчеркнул, что своими заявлениями руководство Азербайджана не способствует установлению атмосферы доверия между сторонами конфликта и продвижению процесса его урегулирования. Минусом декларации Бабаян назвал отсутствие под документом подписи представителя карабахской стороны. По словам политолога, двусторонний формат переговоров должен исчерпать себя, и участие Нагорного Карабаха в переговорном процессе - дело времени. "Без Нагорного Карабаха проблема не может быть решена", подчеркнул он. Давид Бабаян остановился также на геополитических тенденциях в регионе, перспективах вовлечения региональных держав в процесс урегулирования конфликта. Политолог отметил обострение отношений между главными центрами сил и активизацию региональных держав. По его мнению, в данном контексте появляются новые вызовы и открываются новые возможности.

На вопросы PanARMENIAN.Net отвечает советник министра иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики Рубен Заргарян

Недавно в Ереване прозвучала мысль о том, что "ключи от Карабаха не в Ереване и не в Баку". Подразумевается, что они в руках держав. Как вы прокомментируете это заявление?

К сожалению, подобные заявления демонстрируют неверие в собственные силы, отсутствие должного профессионализма в анализе мирового политического процесса и понимании методологии влияния на него. История Армении свидетельствует, что упование на решения иностранных держав, как правило, приводило к катастрофам. Этими заявлениями пытаются информационно трансформировать Нагорный Карабах из субъекта международных отношений в объект игр разных мировых политических сил, фактически вернуть мировое сообщество в эпоху колониальных захватов, когда статус народов определялся иностранными державами. Но сейчас - XXI век, следовательно, определение статуса НКР - исключительное право народа Нагорного Карабаха. Карабахский вопрос решен путем создания независимого карабахского государства, являющегося главной гарантией безопасности народа Нагорного Карабаха. Существующие негативные тенденции заставляют говорить об очевидных азбучных истинах. Ключ от Карабаха находится в руках самих карабахцев, у армянского народа. Нагорно-Карабахская Республика является давно состоявшимся государством с четко артикулированными собственными национальными интересами, что признается многими в мире. С момента своего образования НКР обладает международной правосубъектностью. В статье № 3 "Конвенции о правах и обязанностях государств" зафиксировано, что "политическое существование государства не зависит от признания другими государствами". Невозможно урегулировать азербайджано-карабахский конфликт, во-первых, без окончательного скорейшего признания независимости НКР и, во-вторых, без полноценного участия ее в переговорах. Признание НКР должно быть отправной точкой переговоров, а не конечной. Только после выполнения этих двух системообразующих условий будет возможно на втором этапе переговоров решить на взаимной основе наиболее сложные проблемы: территории, беженцы, границы. Независимый государственный статус НКР не подлежит обсуждению, а должен быть незамедлительно признан и подписан мирный договор между НКР и Азербайджаном, отвечающий коренным интересам карабахского и азербайджанского народов.

Насколько правомочны власти Армении подписывать какие-либо документы от имени НКР?

В любом документе важно его содержание, зафиксирована ли там скорейшая дорога к незамедлительному окончательному признанию независимости НКР, или нет. Еще раз подчеркну, что признание НКР должно быть отправной точкой любых переговоров. Очевидно, что основными участниками азербайджано-карабахского конфликта являются Азербайджанская Республика и Нагорно-Карабахская Республика. Необходимо констатировать, что Азербайджан использует двусторонний формат консультаций с Арменией исключительно в пропагандистских целях - для представления Армении в качестве агрессора. Без подписи НКР значение любого документа обесценивается, а двухсторонние переговоры являются нарушением международно-признанного ОБСЕ и другими международными структурами юридического трехстороннего формата переговоров Нагорный Карабах-Азербайджан-Армения.

В новогодней речи Ильхама Алиева вновь прозвучало, что "Азербайджан никогда не согласится на независимость Нагорного Карабаха". Это для внутреннего пользования или для международного сообщества также?

В первую очередь такие заявления власти Азербайджана делают с целью шантажа и оказания давления на мировое сообщество, соизмеримого с Мюнхенским диктатом нацистской Германии перед второй мировой войной. В Баку систематически призывают к развязыванию новой агрессии и террористической интервенции против НКР, устраивают военные провокации на границе, готовят планы блицкрига. Азербайджан закупает оружие у Украины, Турции и Израиля, раскручивает гонку вооружений, усиливает милитаристскую риторику и расистскую антиармянскую пропаганду в СМИ и системе образования. Систематические призывы официальных представителей Азербайджана к уничтожению Армении и Нагорного Карабаха, прозвучавшие впервые после разгрома нацизма, демонстрируют его истинные намерения, идут вразрез с ценностям мирового сообщества в XXI веке и противоречат критериям членства как в ООН, так и в других международных организациях. Политика умиротворения азербайджанского агрессора за счет Нагорного Карабаха может привести к новой войне, как и в годы, предшествующие второй мировой войне. От затяжки окончательного признания НКР никто в мире не выигрывает, наоборот проигрывают многие, в том числе и Азербайджан. Признание Азербайджаном независимости НКР обеспечит общие коренные интересы народов НКР и Азербайджана: прекращение почти столетнего конфликта и недопущение новой войны и новой волны беженцев; решение проблем беженцев; формирование стабильных институтов, обеспечивающих демократию и законность; обеспечение государственного суверенитета НКР и Азербайджана; экономические реформы и повышение благосостояния; прекращение гонки вооружений; вместо линии фронта формирование цивилизованных границ добрососедства и сотрудничества. Необходимо историческое примирение народов НКР, Азербайджана и Армении, первым шагом к чему, несомненно, послужило бы признание Азербайджаном независимости НКР. Для Азербайджана это был бы поистине смелый и достойный шаг.

Недавно один дипломат из Казахстана заявил в Ереване, что для Астаны оба принципа равноценны, что вызвало "бурю негодования" в бакинских СМИ? Не пришла ли пора представления серьезных аргументов против пресловутой территориальной целостности Азербайджана?

Полностью с вами согласен. Важно подчеркнуть, что окончательное признание независимости НКР не нарушает территориальной целостности Азербайджана и не угрожает его существованию. Принцип территориальной целостности не применим к Азербайджану по многим международно-правовым основаниям, но главное - Нагорный Карабах де-юре никогда не входил в состав Азербайджана. Набившие всем оскомину постоянные заклинания ряда политиков о признании территориальной целостности Азербайджана и отсутствие жесткого и однозначного осуждения азербайджанских заявлений о неизбежности войны подрывают усилия в переговорах, так как лишают Баку стимулов для поиска компромиссов. Кроме того, в числе десяти принципов Хельсинкского Заключительного акта содержатся еще два принципа, причем имеющих прямое отношение именно к конфликтам - мирное разрешение споров и неприменение силы или угрозы силой. Антиправовое противопоставление принципа права народов на самоопределение и территориальной целостности также самым серьезным образом мешает переговорному процессу. Согласно международному праву, принцип права народов на самоопределение никак не может противоречить территориальной целостности, так как применяются они к разным сферам международных отношений. Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия и даже Косово провозгласили независимость без учета мнения бывших метрополий, что соответствует новым подходам и практике мирового сообщества, сформулировавшим принцип потери страной своих международно-признанных прав на какую-либо территорию в случае неспособности правительств осуществлять эффективное управление на принципах демократии, уважения прав человека, этнического мира и региональной стабильности. Ситуация с Косово характеризуется в мировых СМИ и политологических анализах устойчивой аббревиатурой UDI - от английского Unilateral Declaration of Independence - "одностороннее провозглашение независимости". По своему демократическому развитию, по демократическим стандартам НКР намного опережает Косово, а современная Сербия намного опережает Азербайджан по тому же самому параметру. Хочу также подчеркнуть, что в международном праве нет норм, обязывающих самоопределяющееся государство получать согласие метрополии, от которой оно отделяются. (PanARMENIAN.Net, с сокращениями).

"Оружейный скандал" Как пишет издание Armenia Today, "Баку продолжает раздувать миф о подаренном Россией Армении современном вооружении": танки Т-72, БМП, БТР 70/80, БРЭМ-2 (на базе БМП-1), ракеты "Шилка", ракеты "Стрела", гранаты Ф-1, РГД-5, РКГ-3/3ЕМ, а также боеприпасы, подствольные гранатометы, автоматы Калашникова, ночные бинокли, тротил, мины, минометы, ракеты залпового огня "Град", самоходные артустановки "Акация" (на базе Т-55) и "Гвоздика" (на базе МТ-ЛБУ), пушки "Рапира", ракеты "Куб" и другая техника. Согласно изданию, "длящаяся уже неделю истерика" Азербайджана не прекратилась и после официального опровержения главы МИД России Сергея Лаврова. "Однако Баку не успокоился и заявляет, что намерен продолжить тщательное расследование данной информации".

Азербайджан напомнил России, что факт передачи крупной партии вооружения Армении уже имел место в 1996 году, тогда Россия тоже все отрицала, но после все-таки призналась, пишет Bakililar.AZ, отмечая, что МИД Азербайджана не удовлетворен ответом России по поводу информации о передаче российской военной техники Армении.

Министерство иностранных дел Азербайджана ожидает конкретного ответа на вопросы, повторно направленные российской стороне в связи со сведениями о передаче Россией Вооруженным силам Армении военной техники и боеприпасов на сумму 800 млн долларов из военной части N102, расположенной в армянском городе Гюмри. Об этом "525-й газете" сообщил первый секретарь пресс-службы МИД Азербайджана Эльхан Полухов. Газета напоминает, что несмотря на то, что посол России в Азербайджане Василий Истратов доставил министру иностранных дел Эльмару Мамедъярову ответ России на запрос официального Баку по этому вопросу, министр счел этот ответ неудовлетворительным и попросил дать более конкретный ответ. Затем министр иностранных дел России Сергей Лавров, позвонив своему азербайджанскому коллеге, сообщил, что руководимое им министерство проверило этот вопрос совместно с Генеральным штабом. По словам Лаврова, в ходе проверок было установлено, что в 2008 году никаких поставок оружия в официальной форме со стороны России Армении, включая военную часть N102 в городе Гюмри Армении, не осуществлялось.

Дезинформацией и фальшивкой назвал посол России в Азербайджане Василий Истратов распространенный в азербайджанских СМИ документ о якобы имевшей место передаче российского оружия Армении. "Такого документа не было, таких поставок не существует", заявил он 20-го января на брифинге в Баку. Истратов выразил надежду, что окончательная точка в этом вопросе будет поставлена во время личных контактов, которые в скором времени состоятся сначала между министрами обороны двух стран, а затем главами внешнеполитических ведомств. "Вопрос о проведении этих встреч согласован. Мы рассчитываем, что министры не только поставят точку в этом вопросе, но и создадут условия, чтобы подобные непонимания не возникали в будущем", сказал дипломат. Он выразил сожаление в связи с тем, что, несмотря на официальную ноту МИД РФ, опровергающую информацию о передаче оружия, в азербайджанских СМИ продолжается эта кампания, и ряд депутатов Милли Меджлиса выражает негативные мнения по данному поводу. ("Республика Армения"). В министерстве иностранных дел России 21 января советнику-посланнику посольства Азербайджанской Республики Бахшу Зейналову была передана нота Министерству иностранных дел Азербайджанской Республики. Как сообщает "АПА", в документе отмечается следующее: "МИД Российской Федерации, ссылаясь на ноту Министерства иностранных дел Азербайджанской Республики N5/10-080/04/09 от 15 января 2009 года, в ответ на высказанную Азербайджанской стороной озабоченность доводит до сведения МИД Азербайджана, что Министерством обороны Российской Федерации не передавалось и не продавалось в 2008 году армянской стороне вооружений и военной техники по номенклатуре и в количестве, которые стали предметом некоего документа, опубликованного 8 января 2009 года на интернет-сайте "www.mediaforum.az" и получившего широкий негативный общественный резонанс в Азербайджанской Республике, в том числе в ее средствах массовой информации. Указанная публикация является дезинформацией, носит явно выраженный антироссийский характер и не способствует позитивному развитию дружественных российско-азербайджанских отношений. С учетом изложенного российская сторона считает, что вопрос, поднятый в упомянутой ноте Министерства от 15 января 2009 года, исчерпан, и выражает уверенность, что при появлении тех или иных озабоченностей стороны впредь не будут делать поспешных выводов и шагов, а будут совместно разрешать возможные сомнения в духе тесных отношений стратегического партнерства, которые связывают Российскую Федерацию и Азербайджанскую Республику".

Скандал по поводу просочившейся в СМИ Азербайджана информации о передаче Россией Армении военной техники не утихает до сих пор. Азербайджан не поверил ни официальным заявлениям России, ни словам главы МИД России Сергея Лаврова. Как сообщает Bakililar.AZ, "оружейный скандал" между Россией и Азербайджаном не утихает. Политологи и широкая общественность Азербайджана уверены, что передача Россией Армении оружия на 800 миллионов долларов - факт, имеющий целью дестабилизировать ситуацию в регионе, спровоцировав военные действия. Политологи же и широкая общественность Азербайджана уверены, что информация правдивая. По мнению экспертов, этим ответом Россия только пытается закрыть глаза противоположной стороне на реальные факты. Политолог Расим Мусабеков считает, что данный ответ России отрицательно скажется на двусторонних отношениях. 13 лет назад российский форпост в Армении также проявил подобную щедрость, выделив оружия на сумму 1 млрд долларов, и тогда официальная Москва опровергала этот факт: "Об этом говорили целый год, отрицали, убегали от ответственности. И наконец, были вынуждены встать лицом к фактам, и признать. Еще сказали, что были правы. Фактически, эти поступки России пусть и окольными путями, дают основание говорить о ее участии в оккупации азербайджанских территорий Арменией. Учитывая это, мы должны в будущем урегулировать свои отношения с Россией", сказал политолог. Военный эксперт Мехти Мехтиев также считает неубедительным заявление министерства иностранных дел России. По его мнению, "дыма без огня не бывает". "Если бы Россия не выделяла оружия, вопрос не вызвал бы столько резонанса. Я считаю, что российская сторона не в силах была полностью обосновать этот вопрос, и потому сделала заявление в общем порядке. Они отрицают факт передачи оружия, к сожалению, это неубедительно", отметил он.

Азербайджанский политолог Эльдар Байрамов, отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUMо том, насколько реален факт данных поставок и почему Баку акцентирует внимание на аспектах военного сотрудничества России и Армении, при этом продолжая закупать оружие у Турции, сказал: "Естественно, каждое государство имеет право проводить в своей внешнеполитической деятельности, в том числе, и в области военного сотрудничества, линию партнёрства с теми странами, с которыми она считает нужным. Учитывая, что мы находимся в регионе, подпадающем под действие Договора об обычных вооружениях в Европе с соответствующими фланговыми ограничениями, то если в результате данного сотрудничества эти фланговые лимиты не нарушаются, то здесь никаких проблем быть не может", считает эксперт. "В вашем вопросе вы коснулись момента, связанного с военным сотрудничеством Турции и Азербайджана. Надо отметить, что основным аспектом здесь выступает то, что Россия является союзницей Армении по ОДКБ. Но в то же самое время Россия является одним из сопредседателей Минской группы - отмечу, что Турция в неё не входит (Турция является членом Минской группы ОБСЕ с момента ее создания в 1992 году, но не является сопредседателем группы - прим. ИА REGNUM). Укрепление военного потенциала одной из сторон конфликта не является характерным поведением для посредника, и именно поэтому оно вызывает вопросы", сказал Байрамов. "Относительно того, насколько этот факт соответствует действительности, можно лишь сказать, что сейчас появилась информация, и она проверяется по соответствующим каналам. Когда будут итоговые результаты этого расследования, можно было говорить о том, имел место этот факт, или нет. Тем не менее, существуют такие озабоченности. Если поставки оружия действительно были, то это вызывает политическую озабоченность в плане того, что роль посредника для России противоречит сотрудничеству в рамках военной организации", - подытожил Эльдар Байрамов. "Шум о псевдопоставках российского оружия в Армению был поднят Баку лишь для того, чтобы прикрыть факт реальных поставок оружия в Азербайджан со стороны Турции и других стран", заявил, в свою очередь, представитель НКР в России Рубен Заргарян. "Россия заняла в этом вопросе чёткую позицию", отметил он.

На вопросы бакинской "Эхо" отвечает российский политолог, депутат Государственной думы Сергей Марков

Какой вам кажется на сегодняшний день ситуация, связанная с оружейным скандалом между Баку и Москвой?

Пока мы не знаем технических деталей этого вопроса. Передача российского вооружения Армении, как мне кажется, могла осуществляться в рамках военно-технической помощи России Армении на основе договора о военно-политическом сотрудничестве. Ереван традиционно поддерживает Россию, предоставляет свою территорию для военной базы РФ. В итоге Армения может пользоваться благосклонностью и военно-политической поддержкой России. Подобное сотрудничество включает в себя подготовку военных кадров, передачу военной техники, иного вооружения.

Милитаризация региона опасна, это как бы способствует нарушению стабильности. Как в этой ситуации можно расценивать системные и настойчивые поставки российского вооружения Армении, пусть даже в рамках ОДКБ? Это не добавляет нестабильности региону Южного Кавказа?

Трудно сказать. Возможно, это даже снижает напряженность. Поскольку наиболее динамично развивающейся страной региона все же является Азербайджан, у которого темпы экономического роста в несколько раз выше, чем у Армении, естественно, экономическая мощь Баку также выше, чем у Еревана. Соответственно рост военного бюджета в Азербайджане также выше. Недаром руководство страны поставило цель: военный бюджет Азербайджана должен быть больше всего бюджета Армении. В принципе, эта цель достижима. Но ведь это может привести к изменению военно-политического баланса в регионе, а это становится некой структурной предпосылкой для начала военного конфликта между сторонами. Это может принести неисчислимые бедствия народам обеих стран. Изменение баланса, в свою очередь, может привести наиболее радикальные политические круги в Азербайджане к мысли о возобновлении боевых действий. Таким образом, поставки оружия Армении создают баланс, уменьшают риски, предотвращают сползание конфликта к возобновлению боевых действий. Более того, это не только в интересах Армении, но и Азербайджана. Конечно же, было бы лучше заключить договор о недопущении гонки вооружения, а она происходит во всех странах региона. Так если эта гонка происходит, то уж лучше пропорционально.

Фактически Россия помогает Армении не отставать и догонять Азербайджан?

Да. Лидером в военно-политическом направлении является скорее Баку, чем Ереван.

Как тогда в этом случае относиться к стремлению России, как минимум декларативному, сохранять нейтралитет и оставаться в роли беспристрастного посредника в процессе мирного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта?

В данном случае Россия, поддерживая более широкое военно-техническое сотрудничество с Арменией, склоняется в сторону Еревана. Но Москва готова вести такое же военно-техническое сотрудничество с Азербайджаном. Это вопрос желания официального Баку. Россия готова проводить работу в этом направлении вплоть до вхождения Азербайджана в ОДКБ. Это, конечно же, привносит некоторые структурные противоречия с Арменией. Но, тем не менее, опять же РФ готова пойти на более углубленное, чем сейчас, военно-политическое сотрудничество с Азербайджаном. Что касается Минской группы ОБСЕ, то позиции США и Франции здесь также трудно назвать равноудаленной, поскольку армянское лобби в этих странах делает политику Вашингтона и Парижа, более склоняющуюся к Еревану, чем Баку.

Вы ставите под сомнение равно удаленность США и Францию, но мы до сих пор пока еще не слышали о поставках вооружений этих стран для Армении?! Ситуация с Россией иная...

Это правда. Так как между этими странами и Арменией нет договора о военно-политическом сотрудничестве. Но есть очевидная политическая поддержка.

В любом случае поддержка оружием - это что-то более существенное...

Может, и так. А, с другой стороны, ведь неизвестно, будет ли стрелять это оружие.

Но ведь когда-то оно выстрелит...

Может, выстрелит, а может, нет. В то же время политическая поддержка постоянная и она работает, а с оружием все не так очевидно: будет, не будет.

Кстати, МИД России настойчиво отрицает факт безвозмездной передачи оружия Армении. Но по разговору с вами становится очевидным, что такая операция в принципе могла быть, и, более того, это было бы логично. На ваш взгляд, министерство выполняет свою миссию и всячески пытается "замять" инцидент?!

Опять же, с полной уверенностью о передаче оружия мы говорить не можем, так как у нас нет информации о технических деталях. К тому же, я говорю вообще о военно-техническом сотрудничестве, а об отдельных передачах говорить не могу, так как не имею информации. МИД отстаивает интересы Российской Федерации.

Как этот инцидент может отразиться на азербайджано- российских отношениях? Повлияет ли этот случай на посредническую миссию России в рамках Московской декларации, которая была подписана минувшей осенью между участниками армяно-азербайджанского конфликта?

Нет. Думаю, отношения не пострадают, так как Россия заняла твердую позицию непризнания региона Нагорного Карабаха после прецедентов Косова, Абхазии и Южной Осетии. В этом смысле позиция РФ можно даже назвать больше проазербайджанской. Политика России направлена на то, что не изменить статус-кво, не допустить возобновления боевых действий, оставить ее в нынешнем состоянии. Россия полна решимости - не допустить этого. Если что и угрожает отношениям Москвы и Баку, так это присутствие Азербайджана во всякого рода в ГУАМ, сотрудничества вашей страны с нынешним режимом Грузии и Украины.

Похожий оружейный скандал имел место в 90-е годы прошлого столетия. Тогда Москва поначалу отрицала факт передачи оружия, но впоследствии вынуждена была признать. На этот раз картина может повториться?

Ну, полнотой информации я не обладаю, может, повториться, а может, нет. Политический анализ позволяет нам видеть, что такого рода вещи возможны. Между Россией и Арменией существует системное военно- техническое сотрудничество в рамках ОДКБ.

Оружие на 800 миллионов долларов США могло быть передано без ведома Кремля, правительства, политического руководства России?

В том, что касается перемещения крупных материальных ценностей, то в любой посткоммунистической стране возможно все. ("Эхо").

Газета "Новое время", комментируя "оружейный скандал", отмечает, что, выразив Москве свое недоверие в вопросе о поставках вооружений Еревану, в Баку совершенно логично пошли дальше и усомнились в "роли, принадлежащей Москве в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта". Тем самым, считает газета, азербайджанская сторона пытается дезавуировать Россию как одного из посредников Минской группы ОБСЕ по Карабаху. А поскольку Азербайджан российской стороне более не доверяет, то "дальнейшее развитие ситуации ложится непосредственно на плечи России". "К этому следует добавить комментарий заведующего общественно-политическим отделом администрации президента АзербайджанаАли Гасанова, который заявил, что подтверждение факта передачи оружия, во-первых, нанесет серьезный ущерб международному имиджу России, особенно "ее имиджу как нейтральной стороны, принимающей участие в миротворческом процессе". Во-вторых, аргументы российской стороны, утверждающей, что ничего подобного не было и полагающей инцидент исчерпанным, "не убеждают", поэтому "мы будем рассматривать Россию как соседа, которому не следует доверять". И, наконец, чиновник президентской администрации счел "несерьезным отношение президента России Дмитрия Медведева к его совместному с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым заявлению в Баку". Из всего этого, заключает "Новое время", следует, что в случае возобновления военных действий ответственность за это автоматически и заранее возлагается на Кремль. "Кроме того, после подобного рода заявлений официальный Баку развязывает себе руки и в отношении любых российских миротворческих инициатив, пусть и предлагаемых в рамках Минской группы. Таковые можно преспокойно отклонять, мотивируя свою несговорчивость "недоверием к объективности" одного из сопредседателей". "Понятно, что опасения Азербайджана в отношении России возникли после прошлогодних августовских событий в Южной Осетии, когда Россия признала независимость двух новых южнокавказских государств. Мало поводов для оптимизма оставляет азербайджанской стороне и косовский прецедент, хотя ведущие державы продолжают твердить, что это-де никакой не прецедент. Однако все понимают, как в реальности обстоят дела. Поэтому Баку и нервничает - настолько, что фактически называет российского президента "несерьезным", а Россию - страной, которой не следует доверять. Думается, это уже слишком. Подобного сорта выпады Кремль еще никогда не игнорировал и безнаказанными не оставлял. И, наверное, не случайно известный российский политолог Сергей Маркедонов в интервью одному из азербайджанских информагентств совершенно прямо заявил, что у России очень много потенциальных рычагов воздействия на Азербайджан, в том числе проблема разделенных народов в Дагестане. Проблема, которая пока решается в формате Баку - Махачкала, но ведь может быть и по другому. В конце концов, никто не возьмется объяснить, чем, например, разделенный лезгинский народ, живущий по обе стороны российско-азербайджанской границы, хуже народа осетинского, до недавнего времени также разделенного границей российско-грузинской. То, что можно одному - можно всем, иначе ни о каком праве и законе не может быть и речи", заключает "Новое время".