Приднестровское урегулирование: "Румыния приложила немало усилий в деле ликвидации приднестровской государственности". "Газовая война": Киев намекает, что "не всё на юго-западе бывшего СССР зависит от Москвы". Экономический кризис: "Первое, что бросается в глаза в ПМР - запредельное социальное расслоение общества по доходам и уровню жизни".

Приднестровское урегулирование: "Румыния приложила немало усилий в деле ликвидации приднестровской государственности"

"В последнее время Румыния все чаще и все настойчивее заявляет о своем желании участвовать в молдавско-приднестровском урегулировании, - пишет ИА "Ольвия-пресс". - В минувшем году президент этой страны Траян Бэсеску неоднократно делал интригующие заявления о том, что включение Румынии в формат переговоров придаст динамику процессу урегулирования, а также всячески пробовал позиционировать Румынию, как страну-члена ЕС с "особым мнением" и претензией на субъективность и ведущую роль в регионе. Теперь от заявлений Румыния, похоже, переходит к требованиям. На днях не так давно назначенный на пост министра иностранных дел Румынии Кристиан Дьяконеску в ходе встречи со специальным представителем ЕС в Молдавии Кальманом Мижеем заявил о том, что "Бухарест должен участвовать в переговорном процессе по приднестровскому урегулированию напрямую, а не только через представительство в ЕС". Мол, эта точка зрения совпадает с мнением президента Траяна Бэсеску, который также уверен, что формат переговоров по Приднестровью следует изменить, а Бухарест должен стать его участником. Румыния претендует не на решающую, а лишь на "конструктивную роль в переговорном процессе, через которую Бухарест поддержит своего ближайшего соседа в разрешении приднестровского конфликта". Правда, несколькими днями позже тот же Дьяконеску во время встречи с главой молдавской дипломатии Андреем Стратаном заявил, что Бухарест не настаивает на изменении переговорного формата "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM) по приднестровскому урегулированию, и поддерживает проведение переговоров в существующем формате при соблюдении территориальной целостности Молдавии".

"Все эти заявления главы румынского внешнеполитического ведомства вряд ли кого-то удивили в Приднестровье. С момента развала СССР Румыния постоянно претендовала на региональное лидерство. Образование Приднестровской Молдавской Республики не соответствовало планам Бухареста. Поэтому Румыния приложила немало усилий в деле ликвидации приднестровской государственности. И если вначале это стремление имело далеко не дипломатический характер, выразившийся в участии на стороне Кишинева румынской военной техники и солдат в вооруженной агрессии Молдавии против ПМР, то сейчас оно имеет хоть и внешне мирный, но от этого не менее агрессивный характер. Кстати, опыт участия Румынии в разрешении молдавско-приднестровского конфликта уже был. До начала военной агрессии Молдавии 1992 года в Приднестровье работала смешанная четырехсторонняя комиссия, состоявшая из представителей России, Украины, Молдавии и Румынии. Примечательно и то, что именно румынская сторона тогда инициировала придание Бендерам статуса демилитаризованного города, после чего молдавская военщина смогла практически беспрепятственно завладеть беззащитным городом, убивать мирное население, грабить, жечь, уничтожать предприятия, памятники культуры, жилые дома. Мало того, румынские наблюдатели вместе с молдавскими втайне покинули город за несколько дней до Бендерской трагедии. То есть все заранее было спланировано, а румынская инициатива о придании Бендерам статуса демилитаризованного города преследовала цель оставить город без защиты накануне молдавско-румынской агрессии", - отмечает агентство.

"Нужно отметить, что в свое время Молдавия своими заявлениями о скорейшем воссоединении двух берегов Прута подвигла Румынию на определенные ожидания. Впрочем, Бухарест сразу оговорился, что аграрная Молдавия без промышленно развитого Приднестровья - это не тот подарок, который он ожидает от молдавских братьев. И это было главной ошибкой Румынии. На пике националистического подъема в Молдавии начала 1990-х годов, возвращение Бессарабии в румынское лоно было делом нескольких недель, если не дней. Но Молдавия и Румыния завязли в войне с Приднестровьем, а затем, проиграв ее, оказались перед фактом окончательной утраты возможности подчинения Приднестровской Молдавской Республики. Время было упущено. Деятельность Народного фронта Молдавии пошла на спад, а приход к власти умеренного центриста Петра Лучинского (второй президент Молдавии) и вовсе отодвинул объединение на неопределенную перспективу. Однако, несмотря на это, Румыния продолжала зорко отслеживать все события, происходящие в Молдавии и, прежде всего, касающиеся молдавско-приднестровского урегулирования. В начале 2001 года к власти в Молдавии пришли коммунисты. Лозунг, с которым шла ПКРМ на выборы о вхождении республики в союз России и Белоруссии, по сути, ставил крест на надеждах Румынии объединиться с Молдавией. К тому же и отношения между румынской и молдавской сторонами стали натянутыми до предела. Достаточно вспомнить, как Владимир Воронин заявлял о том, что требует от властей Румынии положить конец десятилетнему вмешательству в дела Молдавии. Но время шло, политика молдавских коммунистов поменялась с точностью до наоборот, и уже не Россия, а Запад стал главным ориентиром молдавской политической элиты", - пишет информационное агентство.

"Не без участия Румынии в 2003 году Исследовательским институтом в области безопасности Евросоюза был разработан своего рода план молдавско-приднестровского урегулирования с участием в этом процессе Евросоюза. В частности, план предполагал создание региональной рабочей группы из представителей ОБСЕ, России, Украины, Молдавии, Приднестровья, а также Румынии и международных финансовых институтов. Появление этого плана в тот момент, когда вот-вот должен был быть подписан известный "Меморандум Козака", наглядно демонстрировало отношение Запада к идее федеративного устройства будущей объединенной Молдавии. Как мы знаем, именно Запад похоронил "Меморандум Козака". Но примечательно то, что как только появлялся реальный план объединения левого и правого берегов Днестра, тут же на горизонте начинала маячить Румыния. Так было с планом Примакова, так повторилось с планом Козака, это происходит и сегодня", - резюмирует агентство.

"Новая газета" пишет: "Новый министр иностранных дел Румынии Кристиан Дьяконеску 19 января выступил с заявлением о том, что, по мнению официального Бухареста, следует изменить переговорный формат "5+2" и ввести в него Румынию на равноправной с остальными его участниками основе. Он не уточнил, кем видит себя представляемая им страна: гарантом, посредником или наблюдателем. Но и без того ясно: Траян Бэсеску со свойственным ему политическим напором начал внешнеполитическое наступление на всю бывшую Молдавскую ССР. Возможная конечная цель - ликвидация молдавской государственности и присоединение как Право- так и Левобережья Днестра к Румынии. В дальнейшем, правда, 22 января Дьяконеску заявил, что Румыния не собирается настаивать на изменении переговорного формата. Но основное было сказано ранее, именно 19 января".

"Румыния всегда славилась сильной дипломатической школой. Поэтому перед нами может находиться многоходовая комбинация. Сначала Бухарест попробует не допустить компромисса между Кишинёвом и Тирасполем на федеративной или конфедеративной основе. (О нежелательности федерализации румынские лидеры за годы нашего конфликта сделали множество заявлений). Затем попробует "пробить" унитарную реинтеграцию. А затем, если ему улыбнётся в этом удача, и прорумынские силы укрепят положение в самой Молдавии, можно будет поставить вопрос и об "евроинтеграции реинтегрированной Молдавии через Румынию". В достижении своих целей румынская дипломатия использует приднестровских радикалов, которые в своём нежелании находить общий язык с Кишинёвом не видят дальше собственного носа", - отмечает газета.

"Если Молдавия падёт, Румыния, как это бывало в истории, может поддаться соблазну, и попытается шагнуть через Днестр. А ещё до этого - подмять Бендеры. Но можно спросить: а что плохого в евроинтеграции? Да ничего, это отличная штука. Только зачем в улучшении собственной жизни действовать через посредников? Даже в бизнесе от них стараются избавиться. Необходимо заметить, что с 2008 года может быть всё. За прошедший год целых три непризнанных страны обрели независимость: Косово, Абхазия и Южная Осетия. А если кого-то от кого-то отделяют, то кого-то к кому-то могут и присоединить. Прежний мировой порядок уходит в прошлое, а идущий ему на смену попахивает зоновским беспределом. Так что нынешний переговорный формат по молдавско-приднестровскому урегулированию менять не следует", - подводит итог издание.

Газета "Приднестровье" пишет: "Приднестровский конфликт представляет собой совокупность долговременных негативных условий жизни людей в регионе. Именно на долговременность конфликта указывают многие эксперты, которые говорят о "тупике" в процессе урегулирования, о принципиальной нерешаемости конфликта. Вместе с тем 2008 год удалось сохранить как еще один год мира, труда и относительного спокойствия в регионе. Это хороший результат и для конфликтующих сторон, и для российских миротворцев, и для пограничной Украины. Ушедший 2008 год стал годом значительной российской активности в процессе урегулирования молдавско-приднестровского конфликта. Ведь и Приднестровье, и, в меньшей степени, Молдавия продолжают оставаться частями русского мира. Россия активно понуждала стороны конфликта к миру и согласию, пыталась реинтегрировать Молдавию согласно своим планам и интересам, оказывала значительное влияние и помощь в регионе. 2008 год ярко показал, что именно Россия остается главным игроком в процессе урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, и кроме русского, другого реального формата урегулирования пока нет".

"В 2008 году окончательно стало ясно, что провалился украинский "план Ющенко" в отношении Приднестровья - экономическая блокада, введенная 3 марта 2006 года, и европейский контроль на границе не привели к ликвидации Приднестровской Молдавской Республики (3 марта 2006 года в соответствии с молдавско-украинским межправительственным соглашением были введены новые правила прохождения грузов через молдавско-украинскую границу. Украинские таможенные посты, находящиеся на границе Украины и Приднестровья, согласно постановлению кабинета министров Украины № 112-Р, прекратили пропускать грузы, оформленные приднестровской таможней. Вечером 4 марта 2006 года грузовое и пассажирское железнодорожное движение через Приднестровье было полностью остановлено. Таким образом, украинская сторона стала пропускать приднестровские грузы только в том случае, если они оформлены молдавской таможней. В результате введения нового таможенного режима резко уменьшился экспорт товаров из Приднестровья, предприятия республики сократили выпуск продукции, начали терпеть убытки и прекратили отчислять денежные средства в республиканский и местные бюджеты. Из дружественных ПМР государств, в основном Российской Федерации, с марта 2006 года в республику начала поступать гуманитарная помощь в виде продуктов питания, медикаментов, товаров первой необходимости и финансовых средств - прим. ИА REGNUM). Украине нечего предложить для урегулирования, некоторые эксперты даже утверждают, что у нее сейчас просто нет позиции по этому вопросу. Говорят, что на Украине в настоящее время происходят радикальные политические процессы, которые приведут к существенному изменению ее внешней политики. Так в 2010 году ожидается, что приднестровский вопрос, скорее всего, будет актуализирован в украинской политике, в связи с этим международный контекст молдавско-приднестровского урегулирования может значительно измениться", - отмечает издание.

"В настоящее время наиболее убедительной кажется точка зрения о том, что основная битва за Приднестровье между Россией и Западом все еще впереди. Если говорить о том, какой же сценарий реализуется сейчас в регионе, то становится понятно, что это не американский, не европейский, не молдавский и даже не российский, - а это приднестровский сценарий. Приднестровье - самостоятельный игрок в регионе. Источники жизнеспособности Приднестровья так загадочны для зарубежных исследователей именно по той причине, что они находятся внутри самой республики. Пассионарность приднестровцев далеко не исчерпана 90-ми годами ХХ века. 2008 год стал новым годом реальной независимости ПМР, приближающейся к 20-летнему юбилею. Приднестровские лидеры сохраняют контроль в управляемой республике. Внутриполитическая динамика приднестровского общества имеет огромное значение для будущего региона. Евросоюз демонстрирует в своих реальных шагах все большее понимание этого факта. ЕС все более внимательно изучает внутриполитическую ситуацию в ПМР и все более активно пытается на нее влиять. У Приднестровья много внутренних проблем, которые свойственны всем обществам. Это загнивание и коррупция элит, проблема социализации молодежи, отсталость села и деградация инфраструктур. В регионе остро требует модернизации идеологическая и информационная работа, политический дизайн республики", - пишет газета.

"Газовая война": Киев намекает, что "не всё на юго-западе бывшего СССР зависит от Москвы"

"Новая газета" пишет: "В дни газового кризиса на президента Украины выходили как президент Молдавии Владимир Воронин, так и президент ПМР Игорь Смирнов. К каждому из этих президентов у Виктора Ющенко наверняка имелись вопросы. К первому собеседнику - насчёт свёртывания деятельности Республики Молдова в ГУАМ. Ко второму - по поводу поддержки противников "оранжевой" власти на Украине. Тяжело сказать с полной уверенностью, что эти темы обсуждались, но только украинский руководитель за неделю до разрешения газового вопроса пообещал давать Молдавии и Болгарии газ из собственных резервов (10 января Украина в ограниченном объеме поставила в Молдавию и Болгарию украденный ею транзитный российский газ, однако уже 13 января правительство Молдавии выступило с заявлением, в котором "выразило удивление" в связи с тем, что до вечера 13 января заявленные объемы российского газа не были поставлены Украиной в регион. 14 января Украина возобновила поставку газа, что позволило "обеспечить минимальное потребление голубого топлива" в Приднестровье, а также в Каушанском и Штефан-Водском районах Молдавии. Полностью газоснабжение Молдавии и ПМР было восстановлено только 20 января - прим. ИА REGNUM). Это был явно и политический намёк: не всё на юго-западе бывшего СССР зависит от Москвы. Но ясно и то, что это - не последняя схватка "москалей" с "хохлами". Так что о согласованном подходе к приднестровскому урегулированию РФ и Украины можно забыть. Что вполне устраивает приднестровское руководство, но не руководство Молдавии".

"Если даже ПМР и Молдавия пойдут на договорённости в гипотетическом формате "2+1" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия - гарант - прим. ИА REGNUM), то этот вариант наверняка заблокируют украинцы и европейцы. С другой стороны, на условия Кишинёва не пойдёт Тирасполь", - отмечает издание.

"Подводя итоги 2008 года, Смирнов допустил, что "ПМР на своё будущее особо долги не повесит", что можно расценить как намёк, будто Россия либо простит республике газовый долг, либо не будет торопить с его оплатой (на 1 июня 2008 года долг Приднестровья за потребленный российский газ достиг $1,606 млрд; по прогнозу министра промышленности ПМР Петра Степанова в этом году газовый долг республики вырастет еще на $350 млн - прим. ИА REGNUM)", - резюмирует газета.

В сообщениях Первого республиканского телеканала Приднестровья говорится: "В Молдавии и Приднестровье снова тепло и комфортно. Но в период газового кризиса в нескольких районах республики голубого топлива не было вовсе, в некоторых населенных пунктах газ подавался в ограниченном количестве. После того, как кризис разрешился, в Министерстве промышленности ПМР уже заявили, что расплачиваться за эти поставки будут только с Россией как с экспортером. В Молдавии же пока не знают, кому платить, Киеву или Москве. Ответ на этот вопрос у компании будет в конце января после подведения годового баланса. Новость о том, что Украина вновь приступила к стабильному газоснабжению региона, обрадовала все Приднестровье. Меньше чем за неделю в республике были налажены работа центрального отопления и подача горячей воды. За время прекращения теплоснабжения жилые дома и здания учреждений успели охладиться. И, хотя подача тепла возобновилась в нормальном режиме, этого объема недостаточно для того, чтобы прогреть помещения до комфортной для жизни температуры. Однако, уверяет "Тирастеплоэнерго", в ближайшие дни ситуация нормализуется. Тепло всем потребителям республики подали одновременно. Отсутствие тепла в квартирах приднестровцев не вызвало всплеска простудных заболеваний. В течение первых двух недель за медицинской помощью в поликлиники обратилось 750 человек, тогда как в прошлом году больных в этот же период было в два раза больше. Энергетический кризис, в числе других стран затронувший и Приднестровье, принес зимние холода в квартиры приднестровцев. Однако врачи-эпидемиологи говорят, что ситуация как в городе, так и в республике, благополучная".

"В Бендерах неделя без газа прошла с минимальными потерями. В безаварийном режиме подключали котельные, при запуске же котлов частного сектора был выявлен ряд неполадок. Электросети в период отсутствия газа работали в аварийном режиме круглосуточно. Все шесть бригад с плановых работ были сняты и вместе с оперативно-выездной бригадой устраняли неполадки в связи с перегрузкой линий электропередач. Нагрузка на сети местами увеличивалась в два раза. У 16 тысяч потребителей Дубоссарского района тоже есть газ. В настоящее время службы оперативного реагирования продолжают плановые работы. Сегодня газ подается в город Дубоссары и во все 12 сел района. Температура теплоносителя на выходе поддерживается на уровне 60-65 градусов. Газовый кризис сильно ударил и по предприятиям. Из-за последствий энергетического кризиса многие заводы и фабрики находятся в критическом состоянии. Однако на предприятиях говорят, стратегию успешного выхода из критической ситуации уже нашли", - отмечается в сообщениях приднестровского телевидения.

Экономический кризис: "Первое, что бросается в глаза в ПМР - запредельное социальное расслоение общества по доходам и уровню жизни"

Газета "Приднестровье" пишет: "Мировой экономический кризис добрался и до Приднестровья. Первое, что бросается в глаза, это то, что в ПМР запредельное социальное расслоение общества по доходам и уровню жизни. Второе - наличие монополистов и, уж если нельзя избежать их присутствия в экономике республики, отсутствие прогрессивного налога на сверхприбыль. Сегодня мировой финансово-экономический кризис ставит перед республикой столь серьёзные задачи, что для их решения необходимо сплотить все экономические и политические ресурсы, объединить усилия всего приднестровского общества".

"В настоящее время многие эксперты акцентируют внимание на нескольких основных проблемах, стоящих на пути развития экономики Приднестровья: несовершенство правовой базы, способствующей развитию малого и среднего бизнеса в республике, отсутствие в ряде случаев механизмов реализации положений и законов в этой области. Всё отчётливей ощущается проблема острого дефицита высококвалифицированных специалистов рабочих профессий в промышленности. Чрезмерно высокие размеры ставок банковского кредитования. По сути, финансовый кризис, обрушивший мировые банки и фондовые рынки, не коснулся Приднестровья в столь мощной степени, поскольку приднестровская банковская система достаточно изолирована от мировой, а фондовых бирж в ПМР нет", - отмечает издание.

"В то же время отмечается недостаточное участие приднестровских банков в развитии реального сектора экономики. Стратегической ошибкой органов власти Приднестровья в экономической политике является опора только на предприятия-экспортёры. Опыт последних лет показывает, что этого уже недостаточно, ведь большинство из них работает на пределе своих возможностей и при катастрофическом старении основных фондов не в состоянии достичь проектных мощностей", - пишет газета.

В сообщениях Первого республиканского телеканала ПМР говорится: "В конце 2008 года в период наступления экономического кризиса больше всего от нехватки свободных денег пострадали предприятия республики, ориентированные на экспорт. Под угрозой оказались такие предприятия, как Молдавский металлургический завод (ММЗ). С конца октября 2008 года началась остановка его цехов. Продукция ММЗ за два месяца подешевела настолько, насколько она росла в цене полгода. Цена на металл упала с $1050 до $650 за тонну. Заметно подешевело всё, что имеет отношение к строительству. Например, первые 10 месяцев 2008 года необычно высокую прибыль получал Рыбницкий цементный комбинат. За этот период предприятие выплатило в бюджеты всех уровней в 3,5 раза больше по сравнению с тем же периодом 2007 года. Однако после снижения цены на стройматериалы логичного в обычное время строительного бума не произошло. Стремительно начало дешеветь жилье, как новое, так и на вторичном рынке. Теперь приднестровцы не спешат покупать недвижимость".

"Первые сокращения работников произошли на крупных предприятиях, ориентированных на экспорт. По словам генерального директора НП ЗАО "Электромаш" Феликса Крейчмана, "потери огромные, так как практически каждый второй рабочий на сегодняшний день подал заявление на увольнение, а это люди, проработавшие на заводе по 20-30 лет". Во многом это объясняется тем, что от готовой продукции отказываются даже постоянные и проверенные партнеры, потому что они сами тоже остались без денег. Теперь сотни тысяч долларов пылятся на складах. Вместе с тем, на госуровне уже приняты первые меры по преодолению кризиса на предприятиях. В условиях нехватки наличных денег пересмотрены ограничения по бартерным операциям. Это должно несколько уменьшить налоговые поступления, но сделает возможным взаиморасчеты между заводами и фабриками республики. Также принято решение о создании резервного фонда для предприятий", - отмечается в сообщениях приднестровского телевидения.