История одного миллиарда

Некоторое время назад правительство РФ устами министра финансов Кудрина подтвердило информацию об обращении армянских коллег с заявкой на выделение кредитных средств, "для смягчения последствий финансового кризиса" (Кудрин). Несколько позже, стали поступать уточняющие сведения об объеме кредита, заявленного армянской стороной - 1 млрд. долларов. И если оставить в стороне эмоции, в частности, интеллигентное недоумение министра финансов Кудрина, вполне можно предположить, почему заявлен миллиард, и куда он собственно уйдет, в случае если кредит будет выделен.

Есть все основания предполагать, что объем частных трансфертов, за счет которых во многом и выживали граждане Армении в течение последних лет, в текущем году существенно сократится в силу последствий глобального финансового кризиса. Сократятся и без того скудные доходы армянского бюджета, который сопоставим с объемом поступающих в страну трансфертов. Предполагаемая сумма совокупного сокращения объемов трансфертных переводов и бюджетного дефицита, как раз и может составить заявленный 1 млрд. Трансферт, как ключевое понятие армянской экономической модели, имеет несколько предназначений. Первое и прямое, это средство выживания населения. Второе - высокодоходный бизнес для олигархических кланов подконтрольных власти. И если с первым все понятно, то суть зависящего от трансфертов высокодоходного бизнеса требует пояснений. (см. ст. Корпорация "Армения").

Транспортная и энергетическая блокада Армении способствовали фактическому демонтажу промышленного производства с последующей экспансией на армянский рынок продукции иностранного происхождения - от сельхозкультур из Ирана, до высокотехнологических товаров из Арабских Эмиратов. В свою очередь, когда стало понятно, что оставшемуся в республике населению деваться решительно некуда, но у большей части есть поддержка родственников из-за рубежа (как правило, в валюте), на свет родилась резервационная схема бизнеса. Потоки импорта были распределены и монополизированы олигархическими кланами, жестко подконтрольными власти, а покупательская способность иностранной валюты на внутреннем рынке резко занижена. Таким образом, конвертируя получаемые в иностранной валюте трансферты в драм, курс которого искусственно укреплялся, население, направлявшее эти средства на потребительский рынок, вынуждено было втридорога покупать у импортеров-монополистов товары первой необходимости. В то время как монополисты, конвертируя дорогой драм в дешевую иностранную валюту, избыток которой и создавали трансферты, извлекали сверхприбыли.

Указанная схема имела, казалось бы, одно условие для существования - отсутствие конкуренции, в данном случае, на рынке импортных поставок. Однако совершенно не к месту для армянских олигархов разразившийся кризис вскрыл еще одну уязвимую проблему резервационной бизнес-схемы. Если у населения нет денег, так как упал объем трансфертов, то никакая монополия бизнесу не поможет, то есть, у олигархов, видимо, начинают появляться сомнения в эффективности власти, для которой так много было сделано, в том числе, первого марта. И дабы не искушать судьбу, родное для олигархов правительство Армении направляет вышеуказанную заявку на кредит в правительство РФ. При этом с большой долей вероятности следует предположить, что вряд ли помимо драматической истории о судьбе оставшегося без трансфертов населения, армянские чиновники озвучили историю об обделенных сверхприбылью олигархах, чьи интересы в действительности и призван защитить заявленный 1 млрд. долларов.

Кстати, курс драма по отношению к ведущим мировым валютам не изменился. И это при том, что около 40% всего импорта в Армению поставляется из стран СНГ, в том числе России, валюты, которых по отношению к мировым валютам сильно девальвировались, то есть резервационная схема отжимает из населения буквально последние соки. В итоге на днях армянский Центробанк был вынужден признать, что воздействует на курс армянской национальной валюты.

Миф о границе

Цюрихская встреча Саргсяна - Алиева, проводимая в русле московской декларации "....в атмосфере конструктивности...", о чем в этом же документе заявили его подписанты, является неотъемлемой частью футбольно-дипломатических усилий Саргсяна на турецком направлении. Изнывающему под грузом социально-экономических и культурно-политических проблем населению Армении, Серж Саргсян подкинул миф о преодолении части вышеуказанных сложностей путем возобновления армяно-турецкого диалога с последующим разблокированием границы. При этом, Саргсян стоически молчит относительно еще одной, но уже темной стороны инициативы с разблокированием границ, а именно проблемы своего качающегося кресла. Без поддержки извне упрочить свое положение, как внутри страны, так и за рубежом у Саргсяна практически нет шансов.

Инициатива с разблокированием границ не может принести социально-экономического облегчения, ибо монополисты, сконцентрировавшие в руках потоки импорта, так или иначе, убьют конкуренцию и на турецком направлении, ибо монополисту в сущности все равно, что продавать втридорога, товар, транзитируемый через Поти, или продукцию, завозимую из Турции. С одним вопросом: пойдут ли на подобный формат "бизнеса" турки? Скорее всего, пойдут, ибо турецкая товарно-финансовая экспансия способная потенциально еще сильнее обогатить контролирующих импорт олигархов, добьет оставшиеся осколки промышленного производства, сконцентрированного в руках нерадивых иностранных инвесторов.

Однако, более опасен для власти народный гнев, который будет возрастать по мере исчезновения надежд, подаренных мифом о разблокировании границ и обидой от возможной профанации с территориями. А цюрихская встреча - не более чем ритуальный танец в истории, где заранее все предрешено, чему действующие лица способствуют всеми силами и об этом ниже.

Раздвоение тылов

"...У нас проблем нет", заявил Серж Саргсян своему коллеге Дмитрию Медведеву на знаменательной встрече после так называемого "газового саммита" в Москве. Как ни странно, было это уже после просьбы армянского правительства о выделении вышеозначенного кредита в 1 млрд. Тщательное изучение дефиниции об отсутствии проблем вынуждает говорить об обратном. Точками опоры Саргсяна до определенного момента были: комплексная поддержка Москвы, жесткая поддержка со стороны армянского генералитета, как Вооруженных Сил, так и специальных служб (в том числе полиции), а также олигархического сообщества, о котором говорилось выше.

Поддержка Москвы стала претерпевать изменения после того, как Саргсян втянулся в скверную историю, противоречащую концепции Путина об акцентированном военно-политическом присутствии России в регионе Южного Кавказа. Речь идет о футбольно-дипломатических инициативах Саргсяна, дополненных московской декларацией президентов России, Армении и Азербайджана. Эти начинания в совокупности способны выбить из сферы российского военно-политического влияния Армению, собственно и символизирующую в единственном числе это самое военно-политическое присутствие России в регионе Южного Кавказа. Сие стало возможным в силу ряда обстоятельств, по всей видимости, берущих начало в западном полушарии планеты, где, кстати, заинтересованы в провоцировании любыми способами конфликта между Путиным и Медведевым. Недаром, господин Брайза столь настойчиво и не стесняясь в выражениях ("золотая возможность" пропадает), уговаривал турецких коллег поддаться футбольно-дипломатическим устремлениям Саргсяна, для которого стимулом инициировать все это были: во-первых, вопрос собственной легитимизации на Западе после первомартовских событий в Армении и, во-вторых, давление олигархического лобби, жаждущего расширения импортопотока за счет поставок через Турцию.

Бурные споры на уровне общественности и экспертного сообщества оказались прерванными объявлением о подписании Московской декларации, что незамедлительно было истолковано, как акцептирование Москвой всей "саргсяновской" схемы, включая и футбольно-дипломатическую составляющую.

Однако, уже на этом этапе имеет смысл заменить термин "поддержано Москвой" на "поддержано Медведевым", который после своего шокового президентского почина грузино-осетинской войной, стремясь скорректировать формирующийся на Западе милитаристский имидж России, решился на демонстрацию мирной инициативы в недавно охваченном войной регионе. При этом другие сопредседатели Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта молча и тихо отошли в сторону, что и свидетельствовало о некоей нестандартности происходящего. Видимо, иностранные коллеги предполагали, что густой дым пожарищ войны, подтолкнувший Медведева к миротворчеству, одновременно послужит и отличной маскировкой для начала демонтажа путинской модели российского военно-политического присутствия в регионе.

В свою очередь для Саргсяна попытка легитимизации на Западе, сдобренная медведевской мирной инициативой, стала оборачиваться сходом с путинской политической платформы и, как следствие, раздвоением московского тыла Саргсяна. Осознав это, Саргсян пытается корректировать собственную линию, едет в Давос, где сидя в первых рядах, прилежно выслушивает доклад Путина, затем получает благодарность за приезд на медведевский газовый саммит в Москву. Остается разобраться: благодарность - это образчик знаменитой путинской иронии, последнее китайское предупреждение или "шуба с царского плеча"? А может Саргсяну все померещилось?

Вышеизложенное порождает ряд вопросов. Каким образом и будет ли вообще функционировать схема фактически товарных дотаций Армении по некоторым объемам газа, который закупался у России и по гораздо более высокой цене перепродавался на рынке, в частности, Грузии, что служило неплохим подспорьем и армянскому бюджету и благосостоянию некоторых структур? Ведь после того, как Грузия передала свои ГТС Азербайджану в обмен на долговременный контракт на поставку газа, чему не в последнюю очередь способствовала мозолящая грузинам глаз армянская газовая схема, стабильность транзита газа в Армению через грузинскую территорию может сопровождаться рисками финансово-технического характера. Более того, каким образом инициативный миротворец Саргсян вместе с гарантом московской декларации Медведевым собираются воздействовать на третьего и наименее миротворчески инициативного подписанта декларации Алиева в случае возникновения подобных рисков?

Раздвоение московского тыла может повлечь за собой ослабление комплексного военно-технического взаимодействия двух стран, что сильно ударит по обороноспособности и боевым возможностям ВС Армении. Жесткая ориентация армянского генералитета на политическую власть в стране не в последнюю очередь обусловлена негласной обязанностью власти, гарантировать указанное военно-техническое взаимодействие с Россией, ибо речь идет о сохранении государственности в условиях, когда существует риск возобновления боевых действий (...Завершился первый этап войны и мы в любой момент готовы любым путем освободить родные земли от оккупантов... И. Алиев).

Любые инициативы, способные нанести урон армяно-российскому военно-техническому взаимодействию, имеют шанс натолкнуться на жесткое неприятие армянского генералитета, который четко осознает, что: во-первых, сотрудничество с иными военно-политическими организациями вряд ли может происходить на условиях, близких к сегодняшним армяно-российским договоренностям в военной сфере, во-вторых, иные военно-политические организации вряд ли готовы гарантировать сохранение сегодняшнего расклада по подконтрольным районам и НКР.

Картину раздвоения тылов дополняют противоречия провластных олигархов, которые уже трактуются, как потенциальный конфликт между Сержем Саргсяном и его предшественником Робертом Кочаряном. Лидер ориентированной на Кочаряна парламентской партии "Процветающая Армения" крупный бизнесмен Гагик Царукян последовательно отвергает инициативы армянских чиновников, направленные на ужесточение фискального режима в сфере малого бизнеса и частной торговли. Для правительства Саргсяна эта мера является одним из немногих вариантов срочно найти источники дополнительных доходов для ставшего дефицитным армянского бюджета, ибо гипотеза об увеличении налогособираемости за счет олигархов не имеет никаких перспектив. Особенно, если ее рассматривать через призму первомартовских событий, в которых олигархи принимали активное участие на стороне власти и считают власть обязанной. То есть, олигархи отказывают правительству в деньгах. Более того, некоторые олигархи, у которых "схлопнулся" бизнес на импорте, испытывая жесточайший дефицит средств из-за существенного сокращения покупательской способности населения, подталкивают Саргсяна к поискам финансов для республиканской экономики, в силу чего и возникают претензии на внешние заимствования. Однако, необходимо принимать во внимание один нюанс: вопросы о выделении кредитных средств находятся в компетенции правительства РФ и его председателя, с южнокавказской платформы которого Саргсян начал в недавнем прошлом плавно "съезжать", спровоцировав процесс раздвоения тылов. И по путинской традиции, вряд ли этот процесс будет обратим.

Артем Геворкян - генеральный директор ЦСиМИ "SOCIUM", кандидат социологических наук.