В ближайший вторник, 3 февраля, на заседании петербургского правительства будет объявлено о кадровых перестановках, о которых с начала нового года говорит "весь город". Но официально все озвучить губернатор Валентина Матвиенко пообещала на заседании правительства. И эти "рокировочки" обещают быть посильнее, чем уход в 2008 году вице-губернатора Сергея Тарасова в Совет Федерации РФ и появление на его месте главы городского комитета по печати и взаимодействию со СМИ Аллы Маниловой.

По данным многочисленных источников в Смольном, решен вопрос об уходе на пенсию вице-губернатора и бессменного главы администрации Валентины Матвиенко Виктора Лобко. Чиновник с многолетним стажем, когда-то секретарь Ленинградского обкома КПСС и секретарь ЦК Компартии Узбекистана, Лобко стал главой администрации губернатора с первых дней работы Матвиенко, считался 100%-й ее креатурой и многие чиновники до сих пор с придыханием говорят о его большой влиятельности.

На его место прочат заместителя главы Санкт-Петербурга, курирующего строительный блок, Александра Вахмистрова. Комментируя свое возможное назначение, он заявил, что в какую-либо острую борьбу за какое-либо кресло вступать не планирует.: "На работу меня пригласила Валентина Матвиенко, и я согласился. Если она скажет, что больше не нуждается в моих услугах, я напишу заявление об уходе", - сказал Вахмистров журналистам. Правда, по его словам, решение об уходе с поста главы губернаторской администрации не стало бы неожиданностью, так как Лобко уже давно достиг пенсионного возраста. Впрочем, главу губернаторской администрации за добросовестный труд даже наградили депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга на заседании 28 января.

Что касается условно освободившегося кресла Вахмистрова, то наиболее вероятным и логичным претендентом на место куратора строительного блока называют председателя комитета по строительству правительства Санкт-Петербурга Романа Филимонова. Хотя, по некоторым данным, также сохраняется возможность назначения на этот пост нынешнего председателя комитета по инвестициям и стратегическим проектам городского правительства Максима Соколова. Между тем, по информации ряда СМИ, покинуть Смольный намерен и вице-губернатор Александр Полукеев, которого также считают давним соратником Валентины Матвиенко. С 2003 года он работал главой администрации Московского района города, где когда-то был первым секретарем райкома ВЛКСМ, а в 2006 был назначен вице-губернатором по ЖКХ. По данным источника в Смольном, Александр Полукеев уже написал заявление об уходе с середины февраля. Правда, о его дальнейшей судьбе ходят противоречивые разговоры: от возможной работы в аппарате полпреда президента России на Северо-Западе - до пенсии. Предполагается, что если Полукеев покинет свой пост, то его место может занять нынешний глава городского комитета экономического развития Алексей Сергеев, однако окончательно это не решено. Необходимо отметить, что эти двое чиновников, как и еще один вице-губернатор, Алла Манилова, - из когорты тех людей в Смольном, что обязаны своей карьерой и влиянием исключительно нынешнему губернатору. В отличие от остальных высокопоставленных обитателей дома на петербургской площади Пролетарской Диктатуры.

Такие перестановки уже озадачили многих политологов, которые интересуются политической жизнью Петербурга: ведь оба чиновника, которые якобы собираются покинуть Смольный, тесно связаны в общественном мнении с именем Валентины Матвиенко. Их кадровый взлет и усиление административного влияния приходится именно на годы губернаторства Матвиенко. Такие перестановки одинаково могут означать как опалу этих чиновников, так и возможное скорое изменение статуса самой градоначальницы. В пользу последнего варианта говорит и то, что крупный бизнес начинает активно выбивать средства, которые были вложены в городские проекты под гарантию возврата из бюджета.

Весь этот кадровый исход любопытно выглядит на фоне углубляющегося экономического кризиса. И этот год станет первым для губернатора Матвиенко, когда она, похоже, останется с кризисом один на один. До этого Валентина Ивановна активно пользовалась лоббистскими возможностями в Москве, переманивая в Санкт-Петербург налогоплательщиков федерального уровня и выбивая из крупных компаний деньги на инвестиционные проекты. Внутренняя оппозиция, загипнотизированная рассказами о близости к "самому", подтвержденными публичными встречами, по большому счету, не предпринимала активных действий. Отдельные маргинальные выступления, от которых Смольный тем не менее шарахался, как чёрт от ладана, можно не брать в расчет. Фактически с самого начала своего правления - с осени 2003 года - Матвиенко пребывала в тепличных условиях, когда ни внутренняя, ни внешняя оппозиция ее практически не беспокоили, а отдельные и щадяще критические выступления в местных и в федеральных СМИ окружение губернатора, отвечающее за связи с общественностью, панически подавало и продолжает подавать как "заказ" и едва ли не заговор всемирной геополитической закулисы. Так что у Матвиенко не было никакой возможности да и, видимо, желания "тренироваться" в преддверии серьезного испытания. В отличие, кстати, от ее предшественника Владимира Яковлева, которому приходилось постоянно бороться с многочисленными и влиятельными недоброжелателями в Москве и Санкт-Петербурге, особенно после кризиса 1998 года.

И вот в кризисный год губернатор северной столицы входит без единой команды, не имея полноценного опыта взаимодействия с оппозицией, с нарушенными связями между общественностью города и властью, с неконтролируемым блоком СМИ, а также без видимых сильных фигур в администрации, которые могли бы успешно играть (а не, как говорят, "комично надувать щёки") на общественно-политическом поле. Кроме того, скупые слова о поддержке в Москве, которыми так часто пользовалась Валентина Матвиенко, в кризисный год могут уже и не оказывать прежнего магического воздействия. А когда социальные потери и недовольство в городе станут адекватны кризису и вялой "антикризисной" тактике власти, то разговоры про "заказ" и "заговор" вряд ли будут востребованы - тут понадобятся совсем иные разговоры и действия...

В то же время и поддержка в Москве уже не столь однозначна. Чего стоит пример хотя бы с проектом объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ещё до кризиса спущенного на тормозах. В том проекте Матвиенко выступила однозначно за объединение двух субъектов федерации, губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков - категорически против. А федеральная власть отошла в тень, оставив решение на "волю жителей". Это значило лишь одно: объединения под руководством Матвиенко не будет, а возглавить объединенный субъект претендует кто-то из федеральных "питерцев", пока не достигших потолка своих федеральных амбиций и отложивших проект единого "Невского края" до времён своей политической пенсии. Не исключено, что теперь этот момент близок. Но в команде Матвиенко просто физически не существует политических менеджеров, способных - в перерывах между "туризмом за государственный счёт" - вести борьбу за этот не городской, а федеральный проект.

Таким образом, можно смело говорить, что если Матвиенко не уйдет со своего поста по каким-то неизвестным пока причинам, то ей впервые придется полностью проявить всю палитру своих управленческих качеств. И в Смольном и вне Смольного ей мало кто сможет помочь.