Причины катастрофы Boeing-737 авиакомпании "Аэрофлот-Норд" в Перми 14 сентября 2008 года могут оказаться сенсационными. 2 февраля "Коммерсант" опубликовал статью, в которой говорится о причинах катастрофы, установленных технической комиссией. "Эксперты считают, что падению лайнера способствовали неправильные действия диспетчера, особенности конструкции и техническая неисправность машины, но главной причиной трагедии называются ошибки экипажа и болезненное состояние его командира Родиона Медведева. В тканях погибшего командира эксперты нашли алкоголь", - сообщает издание.

Как отмечает "Ъ", в конце января председатель Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина объявила о завершении работы технической комиссии по расследованию катастрофы в Перми. Называть причину трагедии она не стала. Технический отчет должна еще утвердить госкомиссия.

По опросам участников расследования "Ъ" выяснил, к каким выводам пришли эксперты: "Снижение проходило в сложных метеоусловиях, тем не менее руководитель полетов Большого Савина Эрик Бикбов запретил посадку, отправив пилотов на повторный заход. Как рассказал сам диспетчер Бикбов, командир экипажа Boeing Родион Медведев спросил у него, нельзя ли ему сесть с первого захода. "Пилот как будто спешил почему-то,- вспоминал господин Бикбов.- Спросив, все ли у него в порядке, и получив утвердительный ответ, я приказал ему выполнять повторный заход и "повел" его снова по схеме, как положено". Эта команда, давшая, как считают члены техкомиссии, "первый импульс на пути к катастрофе", была "необоснованной". Дело в том, что господин Бикбов не только приказал экипажу совершить повторный заход, но и поменял ему посадочный курс, сломав, таким образом, уже заложенную в бортовой компьютер Boeing схему посадки в автоматическом режиме. По мнению специалистов, диспетчер, конечно, имел право изменить Boeing условия посадки, но лишь в экстренной ситуации. Пермский же диспетчер задержал садящийся лайнер, как считают эксперты, исключительно по "международно-политическим соображениям". Дело в том, что одновременно с посадкой Boeing из Большого Савина должен был вылетать пассажирский Airbus компании Lufthansa и немецкий пилот якобы попросил диспетчера сначала предоставить полосу ему". Такой поступок специалисты расценивают как нарушение неписаных правил в авиации, согласно которым пилот, находящийся в воздухе, имеет приоритет перед своими коллегами, ожидающими на земле.

Напомним, что пилоты решили сажать лайнер вручную. "После отключения автоматики пилотам пришлось вручную выставлять в том числе и режим работы двигателей, перемещая так называемые рычаги управления двигателями, или РУДы. Эти рычаги, расположенные между креслами пилотов, стоят обычно рядом друг с другом, и летчик двигает их вместе одной рукой, полагая, что тяга турбин одинаковая и ее увеличение или уменьшение тоже будет происходить пропорционально его движению. Однако когда управлявший посадкой второй пилот Рустем Аллабердин взялся за РУДы, свел их вместе и переместил вперед, чтобы увеличить тягу, лайнер резко повело влево. Эксперты объясняют это тем, что на турбинах Boeing изначально присутствовал разнотяг - правый двигатель развивал большую мощность и толкал машину сильнее, чем левый. В полете этот дефект компенсировался так называемым автоматом тяги: прямолинейное движение лайнеру задавал компьютер, перемещающий РУДы и регулирующий тягу двигателей по своей программе", - продолжает издание.

Пилоты не поняли, в какой именно крен они попали, сорвали Boeing в неуправляемый штопор, после чего он и рухнул на землю. Эксперты полагают, что дезориентации пилотов в пространстве способствовала непривычная для них индикация приборов Boeing.

"Объяснить "неадекватные", как охарактеризовал их пермский диспетчер Бикбов, действия пилотов при посадке, очевидно, можно не только отсутствием опыта, но и еще одним обстоятельством: в мышечных тканях погибшего командира экипажа судмедэксперты обнаружили алкоголь. Выводы патологоанатомов, как говорят участники расследования, стали предметом серьезных споров в комиссии. Многие эксперты, не согласившиеся с "алкогольной" версией, приводили в качестве аргумента тот факт, что господин Медведев, как и остальные члены экипажа, прошли предполетный медицинский контроль: их давление и пульс были в норме, от летчиков не пахло спиртным", - делает сенсационное заявление "Коммерсант". "Защитники" экипажа настаивали на том, что найти частицы этилового спирта можно в теле любого, даже непьющего человека, поэтому судмедэкспертам пришлось провести еще одну экспертизу,- рассказал "Ъ" один из участников расследования.- Взяв образец мышечной ткани погибшего в той же катастрофе ребенка, они продемонстрировали своим оппонентам, что алкоголь в ней полностью отсутствует".

"Следует отметить, что выводы экспертов, как утверждают они сами, не свидетельствуют о том, что летчик был пьян, - делает оговорку издание. - Возможно, алкоголь сохранился в тканях погибшего летчика как остаточное явление после давних приемов спиртного или стал следствием употребления спиртосодержащих лекарств. Тем не менее, большинство экспертов пришли к выводу о том, что свою последнюю посадку Родион Медведев совершал, будучи в некоем "болезненном" состоянии. Об этом свидетельствовали, в частности, его переговоры с диспетчером и вторым пилотом. Командир, например, замедленно реагировал на сообщения собеседников, растягивал слова, что, впрочем, можно было объяснить и его природной особенностью - заиканием, которое, по мнению коллег, "никак не влияло на профессиональные навыки".

Приводит "Коммерсант" и еще один довод": "Однако в переговорах экипажа был еще один момент, который "защитникам" летчиков объяснить оказалось сложно. Непосредственно перед тем, как отключить автоматику и приступить к посадке по приборам, пилоты начали энергично спорить, кому из них вести машину к земле. Казалось бы, в подобной ситуации взять на себя ответственность должен был более опытный и старший по должности Родион Медведев, но он оставил за собой лишь роль консультанта. "Ты же сам видишь, что я не могу", - сказал командир, передавая штурвал своему напарнику".

Как ранее сообщало ИА REGNUM, трагедия в Перми произошла 14 сентября. Самолет рухнул в черте города. Погибли все 88 человек, находившихся на борту.