В управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю поступают обращения предпринимателей, интересующихся законностью проверок, порядком их проведения. "Управление Роспотребнадзора по краю сообщает, что проверки могут быть плановые и внеплановые", - рассказали 3 февраля корреспонденту ИА REGNUM.

Внеплановые проверки согласно регламенту, могут проводиться в следующих случаях: контроль за исполнением ранее выданных предписаний; информация от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении обстоятельств, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей; обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушение их прав и законных интересов.

"При проведении проверки сотрудники управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю должны предъявить служебное удостоверение и распоряжение на проведении мероприятий по контролю и надзору", - поясняют в управлении. В распоряжении указываются: основания для издания распоряжения; номер и дата распоряжения о проведении мероприятий по надзору; наименование территориального органа - управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю; должность, фамилия, имя и отчество должностного лица, которому поручается проведение проверки, а в случае назначения комплексной проверки - должности, фамилии, имена и отчества руководителя проверки и должностных лиц, входящих в состав группы; наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначаются мероприятия по надзору; цель, задачи и предмет проведения мероприятий по надзору; сроки проведения мероприятий по надзору; подпись руководителя (заместителя руководителя) управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю, утвердившего распоряжение, с указанием его фамилии; печать управления.

"Также, в соответствии со ст. 45 закона РФ "О защите прав потребителей" № 2300-1 от 7 февраля 1992 г. общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе проводить проверки по соблюдению прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания", - сообщает источник. Основными ошибками при проведении проверочных мероприятий представителями общественных объединений потребителей следует считать:

- требования о предъявлении субъектами предпринимательской деятельности трудовых договоров с работниками и их медицинских книжек;

- проверку соблюдения санитарных правил и норм;

- проверку наличия документов об образовании торговых работников, санитарно-эпидемиологических заключений и заключений Госпожнадзора;

- проверку правильности применения контрольно-кассовых машин;

- проверку наличия и порядка ведения журнала учета мероприятий по контролю, предусмотренного ст. 9 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", субъектами которого общественные организации не являются.

Как сообщили в управлении Роспотребнадзора по Ставропольскому краю, общественные организации вправе составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять их для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти. Право принимать какие-либо меры, включая меры административного воздействия, общественным организациям не предоставлено. Действенной мерой является разъяснительная и просветительская работа среди предпринимательских структур и граждан-потребителей, консультирование, оказание помощи в составлении искового заявления и сопровождении дел при судебной защите, широкое информирование населения через СМИ о правах потребителей.