Несмотря на отказ президента Таджикистана Эмомали Рахмона приехать в Россию на встречу с Дмитрием Медведевым и посетить саммит ЕврАзЭС и ОДКБ, в ближайшее время не стоит ожидать выхода Таджикистана из данных структур. Такую точку зрения высказал 3 февраля корреспонденту ИА REGNUM старший научный сотрудник Центра исследований стран Восточной Азии и ШОС МГИМО (у) МИД России Леонид Гусев.

Он отметил, что нынешний демарш Рахмона связан с заявлением президента Медведева о том, что государства Центральной Азии должны учитывать интересы других стран в обсуждении проблем, связанных с водными ресурсами - строительством гидроэлектростанций, перекрытием рек для своих нужд и т.д. "Таджикистан - одна из стран, на территории которых начинает своё движение река Сырдарья, которая потом идёт в Узбекистан и впадает в Аральское море. В Таджикстане уже довольно много лет строится Рогунская ГЭС, причём таджики при строительстве сильно поднимают уровень плотины, и это вызывает исход воды с территории Узбекистана, что, естественно, влечёт за собой крайне негативную реакцию узбеков. Причём всё это происходит в русле того, что с девяностых годов эти две страны находятся в очень напряжённых отношениях. Между ними действует визовый режим, граница во многих местах заминирована ещё со времён гражданской войны в Таджикистане", - сказал эксперт.

"Началось это ещё и потому, что при обретении этими государствами независимости, в Таджикистане высказывались мысли о том, что Бухара и Самарканд - чисто таджикские города, которые во время советского размежевания тридцатых годов были несправедливо переданы Узбекистану, и их нужно вернуть. Естественно, это вызывает у узбеков вполне предсказуемую реакцию", - отметил политолог.

По его мнению, последние действия президента Таджикистана могут иметь достаточно неприятные последствия. "Для России очень важно иметь хорошие отношения как с Узбекистаном, так и с Таджикистаном, потому что оба эти государства граничат с Афганистаном, откуда идёт 96% произведённого во всём мире героина. В Россию и другие страны он попадает через транзитный коридор, идущий по территории Таджикистана и частично Узбекистана. Поэтому негативное послание в сторону России, сделанное президентом Рахмоном, может не лучшим образом сказаться на наших взаимоотношениях. Посмотрим, что будет дальше", - сказал Гусев.

"Я считаю, что для недопущения впредь подобных инцидентов Россия должна выработать целостную концепцию взаимоотношений со странами Центральной Азии, да и со всеми другими государствами постсоветского пространства. Москве стоит подходить к каждой стране комплексно: не общаться с одной лишь властью, а затрагивать и правящую элиту, и оппозицию, постепенно полностью вовлекая то или иное государство в сферу деятельности Российской Федерации. Но, к сожалению, до настоящего времени этого не происходит", - подчёркивает эксперт.

Отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM, может ли вслед за отказом Эмомали Рахмона последовать выход Таджикистана из ЕврАзЭс и ОДКБ, Гусев сказал: "На данный момент я так не считаю. Таджикистан - самая нищая страна из всех государств постсоветского пространства, и для миллионов гастарбайтеров-таджиков, находящихся на территории России, такие действия могут быть чреваты весьма неприятными последствиями, а их доходы составляют львиную долю бюджета Таджикистана. Поэтому, как мне кажется, Таджикистан не пойдёт на такие шаги. К тому же, сам Рахмон понимает, что ситуация в Афганистане крайне нестабильна. Войска НАТО худо-бедно контролируют Кабул и его окрестности, но юг страны находится под властью талибов. Поэтому если что-то произойдёт и эта масса пойдёт на прорыв в Центральную Азию, Таджикистан станет первой страной, которая примет это на себя. Поэтому выход из ЕврАзЭС и ОДКБ не обернётся для Таджикистана ничем хорошим. Таким образом, я думаю, что сейчас Эмомали Рахмон продемонстрировал свою негативную реакцию, но пройдёт какое-то время, и в сторону России пойдут примирительные импульсы, потому что руководство Таджикистана прекрасно понимает, что вне России ему существовать тяжело, если не невозможно", - отмечает политолог.

Отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM о том, может ли Таджикистан в свете последних событий пойти на активизацию отношений с Ираном, эксперт заявил: "У Ирана с Таджикистаном довольно прочные отношения, но ситуация состоит ещё и в том, что Таджикистан не может пойти на по-настоящему плотное и близкое сотрудничество с Ираном. Иран пока что считается государством-изгоем. Может быть, в ближайший год это изменится, тут всё будет зависеть от новой администрации США. Но пока Иран не выведен из "оси зла", поэтому Душанбе не будет полностью переориентироваться на Тегеран. Эмомали Рахмон, будучи довольно прагматичным лидером, понимает, что полностью бросаться в объятия иранского режима ему не стоит", - подводит итог Леонид Гусев.