Лев Шлосберг, директор Центра социального проектирования "Возрождение" (Псков) прокомментировал корреспонденту ИА REGNUM появившиеся разговоры о возможном уходе со своего поста губернатора Псковской области Михаила Кузнецова.

-Явная утечка информации сразу в федеральных СМИ о предстоящей и будто бы уже де факто решенной отставке губернатора Псковской области Михаила Кузнецова - это свидетельство того, что борьба потенциальных претендентов на этот пост вышла из-под "ковра". Очевидно, кому-то потребовалось либо "продвинуть" таким образом своего претендента, либо остановить продвижение конкурента в борьбе за первое кресло Псковской области. В любом случае, это отражает реальное обострение процесса передела власти в Псковской области.

Михаил Кузнецов выиграл губернаторские выборы в 2004 году не как кандидат власти, а как представитель оппозиции, и был оппонентом администрации президента РФ, которая после долгих раздумий поддержала всё же тогдашнего главу администрации Псковской области Евгения Михайлова.

Власть в России никому не забывает таких "ходов поперек батьки", и Кузнецову тоже не забыли. Другое дело, что в ходе своего руководства областью он нажил много политических врагов и создал в регионе множество совершенно необязательных точек социального напряжения, которые сделали его удобной мишенью для оппонентов. Неудивительно, что он не смог, хотя и пытался, получить переназначение из рук Владимира Путина даже при том, что явной личной аллергии на Кузнецова у Путина, как известно, не было. И ни одна политическая группа в регионе, имеющая выход на Кремль, сегодня, думаю, не будет бороться за Кузнецова.

Известно, что место псковского губернатора было "на торгах" в Кремле еще с конца 2006 года, и ситуация то затихала, то активизировалась.

Как и со всеми экономически слабыми регионами, Псковская область не вызывала амбиций у крупных финансово-промышленных групп сырьевого клана, стремящихся возвести своих ставленников на посты губернаторов сырьевых регионов. Кремль не любит также назначать руководителями таких "второстепенных" для него территорий местных выдвиженцев. Показательно, что составленный в 2008 году в полпредстве Северо-Запада РФ под руководством Ильи Клебанова список претендентов на должность губернатора Псковской области не удовлетворил Кремль. Судя по имеющимся данным, Клебанов лоббировал именно псковского кандидата, но был остановлен.

В Псковской области ситуация существенно отяготилась острым конфликтом едва не выигравшего губернаторские выборы в 2004 году мэра Пскова Михаила Хоронена с Михаилом Кузнецовым. И совершенно логична в такой системе ситуация, когда администрация президента РФ ждет ухода с политической сцены хотя бы одного из действующих лиц, чтобы не участвовать в прямом поединке и не становиться ни на чью сторону. Администрация очень не любит занимать в такого рода "спорах скобарей между собою" чью-то сторону.

Это существенно увеличивало шансы на то, что выбор остановится на очередном "политическом десантнике", откомандированном из какой-то столицы. Именно в такой ситуации в 2003 году при ультимативном конфликте элит внутри региональной "Единой России" администрация президента РФ сделала ставку на третье лицо, и псковское отделение "партии власти" возглавил Алексей Сигуткин.

Именно в таком "десантном" качестве в регионе появился в 2007 году Андрей Турчак, которого было приказано делегировать от "Единой России" в региональный парламент. Появление Турчака в Псковской области в 2007 году изначально позиционировалось как появление политика федерального уровня. Было ясно, что его делегирование в Совет Федерации от областного Собрания тоже носило временный характер.

И судя по всему, никаких моральных проблем участники борьбы за пост губернатора внутри одной партии не испытывают: "Единая Россия" давно уже является "террариумом единомышленников", где наиболее достойным подвигом является вскарабкаться на спину предшественника, подпрыгнуть с нее и занять его кресло. Кроме того, я не исключаю, что Андрей Турчак намерен закрепиться на должности губернатора Псковской области только с тем, чтобы потом "подпрыгнуть еще выше".

Появление в числе претендентов на пост псковского губернатора лидера "Справедливой России" в Псковской области Михаила Брячака, возможно, является данью "моменту": не удивлюсь, если подтвердится моя версия о том, что председатель "Справедливой России" Сергей Миронов был сильно уязвлен тем, что Кировская область была "отдана" даже бывшему лидеру ликвидированного СПС, не являющегося парламентской партией, и потребовал сатисфакции. Возможно, что "вывод в свет" именно кандидатуры от "Справедливой России" и был реальной целью тех, кто организовал слив в СМИ информации об отставке Михаила Кузнецова: для многих ведущих членов псковской (и не только) "Единой России" кандидатура Брячака абсолютно неприемлема, и теперь у них есть повод для того, чтобы возражать против его назначения относительно публично, угрожая провалом голосования в областном Собрании. Но если на них нажмут по полной кремлевской программе, то несогласных среди нынешних псковских законодателей не найдется.