Мировой экономический кризис, начатый крахом американской модели "надувного пузыря капитализации", вносит коррективы в глобальный политический расклад. В зоне непосредственного влияния России наблюдается броуновское движение. Пока новая власть США пытается заново соорудить глобальную архитектуру, постсоветские республики уже утратили всяческую возможность для внешнеполитического и внешнеэкономического баланса.

Временный уход США с постсоветского пространства, словно отлив, позволил разглядеть глубинные проблемы соседних с Россией государств, в том числе и стран Прибалтики. Большинство из них обнаружило полное отсутствие (суверенного) иммунитета и мало-мальски слаженных механизмов противодействия кризису.

Можно констатировать, что из всех постсоветских республик (резко сокращённые кризисом) шансы на относительную стабильность за годы независимости обрели лишь Казахстан, Узбекистан, Азербайджан и Белоруссия. Если первые три страны могут благодарить за это природу, которая наделила их углеводородными ресурсами, то Белоруссия достаточно эффективно использовала свой советский промышленный потенциал, а также транзитное положение. В этих сферах с Белоруссией могла бы конкурировать только Украина, однако безответственность украинской элиты уничтожила будущее этой страны.

Благодаря кризису, Россия может укрепить свое влияние в ближнем зарубежье. Инстинкт государственного самосохранения вынуждает постсоветские республики оставить в стороне амбиции, питаемые американскими грантовыми инъекциями в экспортно-импортные элиты, и вернуться к первоисточнику благ и безопасности - (сильной) России. Быстрее всех это сделали республики, не успевшие зайти слишком далеко в популярной "викторине многовекторности" - Белоруссия, Армения и Киргизия.

В самой сложной ситуации находятся Грузия и Украина. Они вошли в кризис без политического и экономического суверенитета. Грузия вдобавок испытала силовой шок и территориальный раздел. Будущее этих двух стран сегодня зависит от скорости реабилитации центра планирования их политики, то есть США. Учитывая глубину кризиса внутри самой американской экономики, в Киеве и Тбилиси чуда могут и не дождаться.

Между тем, Европа, лишенная внятных сигналов из Вашингтона относительно долгосрочной стратегии развития отношений с государствами постсоветского пространства, будет действовать с оглядкой на Москву, концентрироваться на вопросах собственной безопасности, то есть дистанцироваться от проблем третьих стран.

Что касается энергетики, то дефицит политических инвестиций, спад промышленности и цен на углеводороды отодвинет на задний план дорогостоящие и рискованные проекты типа NABUCCO. Вместо этой сложной и комбинированной системы газопроводов сквозь все заинтересованные "многовекторные" постсоветские государства - может возникнуть более прямой и понятный проект транзита газа в Европу - из Ирана через Турцию. Последние шаги турецкого руководства свидетельствуют о намерении сблизиться с Ираном, пока США пребывают в глубоком нокдауне (и рискуют получить ещё не один - в Ираке и Афганистане).

Объявленное намерение о выводе базы американских ВВС из Киргизии, в качестве благодарности за кредитный транш со стороны России - наглядный пример сбоя в системе внешнеполитических координат этой республики. По всей видимости, торг с американцами вокруг судьбы базы "Манас" так и не состоялся, но это не означает, что он не начнется в удобный для Вашингтона момент и уже на условиях, предложенных Соединенными Штатами.

Демарш президента Таджикистана Эмомали Рахмона, отменившего визит в Москву - фиксация начала новой игры между Россией и Ираном. Такой выбор сделан Таджикистаном во многом из-за осознания слабости своей конкурентной позиции в сравнении с тем же Узбекистаном.

Внешняя политика Казахстана и Узбекистана, подобно нефти и газу, течет в том же направлении, в котором пролегает действующая труба. Переориентация этих стран требует гигантских затрат, сопоставимых с суммарной политической и экономической стоимостью трубы по дну Каспийского моря - в настоящее время непосильной для Запада. Здесь также маловероятна резкая активизация Китая, поскольку последнему важно использовать момент и развить свое стратегическое преимущество на более высоком ярусе - непосредственно внутри американской экономики.

Экономический кризис приведет к росту радикализма в политике Азербайджана. Общественное разочарование по поводу обещанного, но несостоявшегося экономического чуда может быть переориентировано в патриотическое русло, что чревато возобновлением нагорно-карабахского конфликта. Стоит отметить, что активная фаза военных действий в этом регионе произошла в начале 1990-х, то есть в период социально-экономической катастрофы. Внешняя политика азербайджанских властей теперь будет нацелена на создание и удержание баланса между Россией и Турцией при подавляющем экономическом преимуществе турецкой стороны. Поддержка активности в российском направлении имеет всего лишь одну цель - максимально нивелировать российское влияние в Армении. С этой же целью Баку будет наращивать свое экономическое господство в Грузии. Причем в отношении Грузии Баку и Анкара будут действовать синхронно.

Молдавия также стоит на пороге серьезных потрясений. Кризис настиг эту страну в предвыборном состоянии. Президент Воронин проявляет активность на российском направлении, поскольку не видит перспектив суверенного сосуществования с Румынией. Победа националистов в Молдавии приведет к плавному ее поглощению румынским "большим братом". Регенерация коммунистического режима дает шансы на сохранение статус-кво в приднестровском конфликте и опережающих темпов деградации Молдавии как государства. Можно "обмануть" тех в России, кто сам хочет обмануться относительно договороспособности Воронина. Но кризис обмануть нельзя.

Этот сценарий событий вокруг России будет развиваться по описанной логике только в том случае, если Россия удержит контроль над своей внутренней ситуацией, не усложняя глобальный кризис проявлениями своей слабости или неэффективности. Кризисный "отлив" - неизбежный факт, но возвращение России - только возможность. Чаша политических весов на постсоветском пространстве склоняется в пользу России, однако при глобальном уменьшении веса самой России.

В Вашингтоне не могут не опасаться сценария полной эвакуации США из Евразии. Такой сценарий не кажется утопией, если учитывать уход американцев из Ирака, повлекший турецко-иранское сближение против Израиля, нарастающие проблемы в Пакистане, децентрализацию влияния в Европе и СНГ, экономический диктат Китая.

В случае быстрой реабилитации американской экономики и восстановления традиционного режима инициативной внешней политики, возврат США на евразийскую чашу весов может оказаться очень быстрым и мощным. В этом случае традиционно медленно "сосредотачивающаяся" Россия будет опрокинута со своей новой высоты. Учитывая это, Москве сейчас едва ли стоит впопыхах заполнять вакуум от Средней Азии до Прибалтики, безропотно субсидировать многочисленных банкротов, растрачивая при этом собственный иммунитет.