Обзор СМИ Алтайского края за 2-6 февраля 2009 года

Дмитрий Негреев: Чем вызвана информационная кампания против алтайского вице-губернатора Якова Ишутина? Стоимость гигакалории тепла в Барнауле в 2009 году увеличилась на 24%? Общественная палата предложила губернатору скорректировать тарифную политику. Сдаем со скидкой: аренда госимущества может подешеветь. Трасса М-52 - первая беда Алтайского края.

В последнее время в зоне пристального внимания ряда СМИ и Интернет-ресурсов оказался вице-губернатор Алтайского края Яков Ишутин. Критические материалы о его деятельности опубликовали "Аргументы и факты" (сибирский выпуск) и "Компромат.Ру". Большая статья появилась в местной газете "№ 1". Отдельная "линейка" по Ишутину, включающая перепечатки из "АиФ" и "Компромата", есть на сайте ИА "Атмосфера".

Причину такого внимания к персоне вице-губернатора попробовал выяснить редактор краевого информационного агентства "ПолитСибРу" Дмитрий Негреев. 6 февраля вышел его материал "Чем вызвана информационная кампания против алтайского вице-губернатора Якова Ишутина?". В нем он отмечает, что газета "№ 1" и сайт "Атмосфера" издаются медиа-группой "Сфера влияния", учредителем которой является бизнесмен Алексей Рыжак, младший сын депутата Госдумы Николая Рыжака. В связи с этим он высказывает несколько возможных версий, объясняющих ведущуюся против Якова Ишутина информационную кампанию.

"Первая. Поскольку большое количество материалов посвящено "лесной теме", можно предположить, что причина кроется в бизнесе семьи Рыжаков. Несколько лет назад принадлежащее ей предприятие "Алтайкровля" получило в долгосрочную аренду значительные лесные массивы края. Яков Ишутин до перехода в краевую администрацию руководил Агентством лесного хозяйства по Алтайскому краю, в настоящее время Управление лесами Алтайского края находится в его подчинении как вице-губернатора. Возможно, бизнес-интересы "Алтайкровли" не нашли желаемой поддержки в государственном ведомстве.

Вторая. Если губернатор Александр Карлин окончательно настроился на новый срок, он может начать подготовку кадровой чистки в администрации (за время его работы он не поменял ни одного вице-губернатора, не считая своих представителей в Москве). Назначение Ишутина вице-губернатором было политическим компромиссом Карлина с полпредом президента в СФО Анатолием Квашниным, который в 2005 году представил Владимиру Путину кандидатуру Ишутина для назначения губернатором Алтайского края. Слухи о возможной отставке Квашнина вполне могли инициировать кампанию против Ишутина. Но после назначения на новый срок замену кадров можно провести и без предварительной информационной "артподготовки" - обновление команды вполне логично, давно назрело и будет нормально воспринято. Напротив, начало замены вице-губернаторов с Якова Ишутина выглядит не совсем логично - и в бизнес-сообществе, и в руководстве партии "Единая Россия" наибольшие нарекания звучат в адрес других замов Александра Карлина.

Третья. Информационная кампания вызвана грядущим переназначением Александра Карлина или назначением нового губернатора. Яков Ишутин входит в кадровый резерв на губернаторскую должность.

Четвертая (продолжение третьей). В крае периодически муссируются слухи о том, что Александр Карлин не останется губернатором на новый срок. Если такое решение уже принято (знать о нем сейчас может только очень узкий круг лиц), от окружения губернатора можно ждать чего угодно, в том числе кампаний против его замов. И это несмотря на то, что критика любого вице-губернатора фактически является критикой самого губернатора. Ведь за состояние дел в регионе и перед населением, и перед президентом отвечает только он", - резюмирует редактор краевого информационного агентства "ПолитСибРу" Дмитрий Негреев.

В Алтайском крае зреет недовольство среди населения по поводу повышения тарифов ЖКХ. Люди получают квитанции и недоумевают по поводу того, насколько же произошло повышение тарифа. 5 февраля информационное агентство "Банкфакс" публикует материал, посвященный этой теме, "Стоимость гигакалории тепла в Барнауле в 2009 году увеличилась на 24%?". Журналисты поясняют, что об этом свидетельствуют первые обращения жителей краевого центра, получивших квитанции по оплате коммунальных услуг за январь. Речь идет о теплотарифе, по которому получает тепло большая (порядка 80%) часть жителей Барнаула, квартиры и дома которых отапливают три ТЭЦ местного филиала "Кузбассэнерго".

Они рассказывают, что в 2008 г. стоимость гигакалории тепла определялась в Барнауле цифрой в 744,22 рубля (усредненно гигакалория позволяет отапливать в течение месяца стандартную однокомнатную квартиру). В январских квитанциях стоимость гигакалории определена в 922,57 рубля. Это на 24% выше уровня тарифа за 2008 г.

"Стоит отметить, что размер теплового тарифа, составляющего около половины коммунальных платежей населения, до сего времени был неизвестен - никакой внятной информации о том, насколько он повысится, регулирующие его власти края не предоставили", - пишет "Банкфакс".

Накануне 2009 г. Главное управление экономики и инвестиций крайадминистрации заявило, что рост данного тарифа должен составить 10,8%. Буквально сразу же вслед за этим краевое управление по ЖКХ сообщило, что тариф вырастет не более, чем на 18,5%. От каких-либо пояснений - какая цифра является истинной, краевые власти упорно уклонялись, игнорируя требования СМИ и населения прояснить ситуацию.

"Как свидетельствуют жители краевого центра, реальное повышение теплового тарифа оказалось существенно выше - 24%. Тем не менее, ситуация cо стоимостью тепла в Алтайском крае далека от окончательной ясности. Система теплотарифов достаточно сложна - в каждом муниципалитете действует как минимум один производитель тепла, имеющий утвержденный краевыми властями свой особый тариф (как правило, более высокий, чем в Барнауле)", - подводит итог "Банкфакс".

Продолжает тему Алтапресс.ру в материале от 4 февраля "Общественная палата предложила губернатору скорректировать тарифную политику". Агентство информирует, что комиссия по вопросам экономической и бюджетной политики Общественной палаты Алтайского края направила губернатору обращение, в котором высказала критику проводимой в регионе тарифной политики и предоставила результаты изучения этого вопроса. Общественная палата высказала ряд предложений, чтобы снизить тарифы и уменьшить диспропорцию в энерготарифах для разных групп потребителей.

Представители Общественной палаты констатируют, что тарифное регулирование 2009 года в Алтайском крае не учитывает, на их взгляд, целый ряд вновь открывшихся факторов внешней среды - прежде всего серьезное удешевление со второй половины прошлого года энергоносителей, металлов, стройматериалов и др.

В результате затраты на электро- и теплоэнергию по установленным тарифам должны возрасти в целом в экономике региона на 20%, а у мелкого и среднего бизнеса - более чем на 50%, что заметно выше планируемого инфляционного уровня.

Между тем, поступающие письма и информация с мест свидетельствует, что рост тарифов на электрическую энергию по некоторым уровням напряжения составляет 100%. Уже сегодня энергосбытовыми предприятиями выставляются счета, в которых тариф для предпринимателей составляет 4.40 руб. за 1 кВт-час и более.

Тепловая энергия в отдельных муниципалитетах для граждан выросла на 60%. Сжиженный газ, предельный уровень цен в первом квартале которого, по решению правительства не должен был превышать 5% уже подорожал на 25%.

По словам общественников, все это уже сегодня приводит к негативным социально-экономическим последствиям в регионе, снижению конкурентоспособности товаров алтайских производителей, спаду объемов производства, усиливают социальное напряжение в обществе.

"Мы считаем, что в стране сегодня нет экономических условий для роста тарифов, кратно превышающих прогнозируемый уровень инфляции. Одна из главных причин существенного роста тарифов на наш взгляд, кроме объективных причин, связанных с отсутствием должных объемов генерации в крае, является слабая защищенность региона на уровне Федеральной службы по тарифам. Из года в год для Алтайского края доводятся одни из самых высоких в Сибирском федеральном округе уровни тарифов на покупаемую у производителей электроэнергию. Так, тарифы в Иркутской области, Красноярском крае, республике Хакасия в 3-4 раза ниже, чем в Алтайском крае. Отчасти проблема истекает из незавершенности процесса реформирования энергетики и создания конкурентной среды, сложившейся абсурдной практики опережающего включения в тарифы роста инфляции на очередной период регулирования. Тем не менее, мы считаем, что сегодня при грамотной и целенаправленной политике в крае и на федеральном уровне государственное регулирование тарифов имеет возможность создать условия для взаимовыгодного сотрудничества энергоизбыточных и энергодефицитных регионов Сибири и России", - заявляют члены Общественной палаты Алтайского края.

Еще одна важная проблема - цены на аренду, которые также бьют по карману. Правительство готовится снизить более чем вдвое ставки на аренду временно свободного имущества для малого и среднего бизнеса. Федеральный бюджет на этом потеряет 2 млрд. руб. Однако в Территориальном управлении Росимущества по Алтайскому краю полагают, что такая помощь предпринимателям позволит увеличить суммарные налоговые сборы от малого бизнеса. В проблеме разбирался журналист газеты "Алтайская правда" Николай Постышев. Его материал от 6 февраля называется "Сдаем со скидкой: Аренда госимущества может подешеветь".

Журналист напоминает, что в конце января глава департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития (МЭРТ) Андрей Шаров заявил о том, что правительство готовит постановление о преференциях по аренде временно свободного федерального имущества для представителей малого и среднего бизнеса. По его словам, предполагается, что в первый год аренды предприниматели заплатят за нее 40 % от общей цены, во второй - 60 % и 80 % - в третий. Уже существует модель, согласно которой имущество будет передаваться муниципальному фонду, а фонд предоставит льготы по аренде. При этом арендуемое имущество может быть обременено. Например, если в конкретном месте не хватает аптеки, там может быть только аптека и ничего больше.

Сейчас временно свободное имущество сдается тем же предпринимателям по рыночным ставкам. Планируемый дисконт будет считаться от конкурсной цены на это имущество. По замыслам МЭРТа, в конкурсах будут принимать участие равновеликие компании, то есть малый бизнес будет соревноваться с таким же малым, микробизнес - с микробизнесом.

"Общее количество помещений и иных активов, признанных временно свободным федеральным имуществом, в Алтайском крае составляло 108651,7 кв. м. Надо отметить, что, как правило, это имущество малопривлекательное для деятельности категории малого и среднего бизнеса. Ежеквартально на сайте Территориального управления Росимущества по Алтайскому краю (www.rosim-altai.ru) выставляется информация по проведению конкурсов на временно не используемые помещения", - замечает автор.

Руководитель управления Галина Гуселетова говорит, что в нашем регионе действует более 500 договоров на аренду муниципального имущества. По ее оценке, около половины из них приходится на малый и средний бизнес.

Галина Гуселетова считает, что меры поддержки, которые предлагает правительство в условиях кризиса предпринимателям, дадут им импульс для дополнительного развития. И в конечном итоге потери федерального бюджета от арендной платы будут перекрыты налоговыми доходами.

Исполнительный директор Алтайского регионального отделения "Деловой России" Эдуард Черченко также приветствует инициативу правительства, называя ее "одним из добрых дел, которые снимают напряженность". Однако он более скептично смотрит на перспективы роста налоговых поступлений в ближайшее время. Более того, Черченко в очередной раз напомнил предложение "Деловой России" о налоговых каникулах: "Если государство не может обеспечить предпринимателям доступ к кредитным ресурсам с докризисной процентной ставкой, то пусть предоставит отсрочку по НДС и налогу на прибыль. После они вернут с процентами".

Аренда федерального имущества обходится алтайским предпринимателям недешево. Если зайти на сайт Территориального управления Росимущества, то можно познакомиться с условиями ближайшего конкурса. Так, начальная ставка аренды для помещений в Барнауле - от 300 рублей в месяц за квадратный метр без учета НДС, коммунальных и прочих расходов. И это на активно падающем рынке коммерческой недвижимости. Неслучайно Галина Гуселетова говорит, что некоторые предприниматели уже думают отказаться от найма федерального имущества в пользу частных арендодателей. Она считает, что общая тенденция по снижению ставок арендной платы окажет влияние на все секторы экономики.

"Конечно, мы не станем проявлять инициативу по досрочному пересмотру арендной платы, но если предприниматели обратятся к нам с такой просьбой, должны будем привести стоимость аренды в соответствие с рыночной", - пообещала руководитель Территориального управления Росимущества.

В Алтайском крае сохраняется высокая аварийность на трассе М-52. И если дороги - это первая беда России, то трасса М-52 - "первая беда Алтайского края". Почему аварии на этой федеральной трассе стали визитной карточкой региона, выясняли журналисты телепроекта "Наши новости".

В сводках ДТП числятся сотни тех, кто не доехал до намеченного пути. Трасса М-52 - одна из самых оживленных в Алтайском крае - и летом, и зимой бьет рекорды по загруженности и по аварийности. Гибель губернатора Евдокимова, катастрофа и смерть 13-ти туристов, разбившаяся о грузовик пассажирская газель - это самые нашумевшие аварии, но злополучной популярностью дорога обязана еще сотням трагедий. Что ни шаг - то знак, что ни поворот - то патруль ДПС. В конце 2007-го был создан специальный трассовый батальон, не по силам стало охранять М-52 в обычном режиме.

"Был рост аварийности, ДТП, которые были совершены на федеральных трассах, в том числе, и с большим количеством пострадавших", - пояснил командир отдельного батальона ДПС ГИБДД при ГУВД по АК Михаил Фреев.

Контроль за трассой растет, но вместе с тем, растет и тяжесть аварий.

"Можно подумать, что неземные силы в этом участвуют, а на самом деле нужно участие сил вполне реальных: узкая воронка бийской трассы до тех пор будет воронкой, пока будет оставаться узкой. На двух маленьких полосах есть, где разогнаться, - разъехаться негде. Смертельная теснота М-52 уже давно не соответствует оживленнейшему потоку транспорта. Безальтернативный обгон по встречной - даже водителю с большим стажем порой не по силам", - считают журналисты "НН".

Председатель Общественного движения автовладельцев Алтая Виктор Клепиков добавляет: "Это надо ему выйти из колеи, убедиться в безопасности обгона, пройти этот грузовик на протяжении 24 метров, и опять занять свою полосу. Это все происходит на трассе, на высокой скорости плюс дополнительно, если дорога не хорошо в этот день почищена".

Знаков, запрещающих обгон на М-52 трассе много, но и крестов немало - правила дорожного движения соблюдают не все. Однако в аварии попадают все - и те, кто правила соблюдает. По статистике, превышение скорости и обгон в неположенном месте - не единственные причины дорожных происшествий на М-52. "Есть, конечно, степень загруженности этой дороги. Привлекают наши благодатные места - Горный Алтай, Белокуриха и так далее", - сообщил заместитель начальника Управления ГИБДД ГУВД по АК Петр Богомолов.

А командир отдельного батальона ДПС ГИБДД при ГУВД по АК Михаил Фреев считает, что проблема сама собой снялась бы, если бы только стали шире дороги.

Нынешние водители ездят по вчерашним дорогам - туристы едут, грузы везут, с открытием туристической зоны "Бирюзовая Катунь" поедут и повезут еще больше. Однако устаревшее дорожное полотно кардинально не расширяется.

Как пояснил журналистам заместитель начальника Управления края по транспорту, дорожному хозяйству и связи Герман Страхов, "с учетом развития туристической и особой экономической зоны зоны предполагается дальнейшее расширение, но пока это идет на участках со стороны от Барнаула в сторону Новосибирска".

Работы на участке за Белоярском - единственном из трассы протяженностью в сотни километров, который по словам сотрудника краевого управления по транспорту, сейчас ремонтируется, закончатся к 2012-му году, и то "если кризис не помешает". Поэтому, добраться до развивающегося ныне туристического комплекса "Бирюзовая Катунь" суждено не всем - ведь о расширении основного пути М-52 - пока можно только мечтать и говорить - оно существует только в проектах.

"По Алтайскому краю приходится 9,6%, то на федеральной трассе - 19% - в 2 раза увеличивается тяжесть последствий от ДТП", - сообщил заместитель начальника Управления ГИБДД ГУВД по АК Петр Богомолов.