Конфликт вокруг о. Змеиный: "После поражения в Гааге Украина предложила Румынии "посотрудничать" на континентальном шельфе". Приднестровский вопрос: "Конфликт между Кишиневом и Тирасполем - механизм, позволяющий России сохранять Молдавию в сфере своего влияния". Румыния - Молдавия: "Если хорошенько потрясти молдавские газеты, финансируемые Румынией, то окажется, что за ними стоит Москва". Внутренняя политика: "Бэсеску является врагом №1 румынской нации". "Венгерский вопрос": "Бэсеску заявил, что румынские венгры "никогда не получат автономию". Оборона: "Несмотря на кризис, правительство отказалось сокращать военные расходы".

Конфликт вокруг о. Змеиный: "После поражения в Гааге Украина предложила Румынии "посотрудничать" на континентальном шельфе"

Международный суд в Гааге разрешил территориальный спор между Румынией и Украиной и признал право Румынии на континентальное плато и эксклюзивную экономическую зону в Черном море, пишет Azi. Председатель международного суда Розалин Хиггинс зачитала точные координаты, по которым, начиная с 3 февраля, Румыния и Украина должны делимитировать континентальное плато и эксклюзивную экономическую зону. Хиггинс объявила, что претензия Украины о том, что остров Змеиный влияет на определение демаркационной линии, не была принята во внимание. Решение суда оказалось в пользу Румынии, которая заявляла, что "остров" Змеиный является скалой и, согласно морскому праву, не может претендовать на территориальные воды. Решение обязательно, окончательно и вступает в силу сразу после оглашения, а стороны обязаны незамедлительно ему подчиниться. Румыния и Украина уже заявили, что принимают решение суда и намерены его исполнять.

Мы победили в Гааге. Как распорядимся выигрышем? - задается вопросом Ziua. Румыния добилась через Международный суд ООН признания своих прав на континентальный шельф в Чёрном море. Все попытки украинской пропагандистской машины навязать своё мнение суд отклонил. Теперь Румыния должна официально обнародовать новый периметр предстоящей разведки энергоресурсов, находящихся теперь в её исключительной экономической зоне. Представитель румынской стороны в Международном суде Богдан Ауреску уже заявил, что по решению суда к Румынии перешли континентальный шельф и 9700 кв. километров исключительной экономической зоны. Это составляет 79,34% от всей оспаривавшейся в суде территории. Объём залежей энергоресурсов, находящихся в этой зоне, составляет около 70 млрд. кубометров природного газа и около 12 млн тонн нефти. Это решение выгодно для Румынии, которая добивалась делимитации границы исключительно в соответствии с международным правом. Очевидно, что решение выгодно и для Украины. Богдан Ауреску назвал решение суда "финалом более чем сорокалетнего спора, который около 20 лет длился сначала с Советским Союзом, потом 6 лет (в течение которых состоялось 34 раунда переговоров) с Украиной и 4 года 4 месяца и 18 дней, пока это дело рассматривалось судом ООН.

Украинские чиновники после нескольких недель информационной войны, что Киев вёл против Румынии, после оглашения судом окончательного решения были скупы на комментарии, заявив, что Украина удовлетворена вынесенным решением, продолжает Ziua. А украинский посол в Румынии предложил рассматривать континентальный шельф "зоной сотрудничества": "Есть интерес со стороны украинских кампаний к этому шельфу. Уверен, в будущем нас ждёт партнёрство между украинскими и румынскими компаниями".

Траян Бэсеску узнал о решении суда, когда находился с визитом в Венгрии, пишет Ziua. По его словам суд, разрешив румыно-украинский территориальные спор по делимитации континентального шельфа, признал правоту Румынии. Большая заслуга в этом принадлежит МИД Румынии, заключил президент. В свою очередь, правительство страны объявило, что вынесенное международным судом решение позволяет начать прямую добычу расположенных в зоне углеводородов и что соответствующая стратегия по их добыче будет разработана в ближайшее время. Между тем, появившаяся возможность добычи 70 млрд. кубометров газа и 12 млн тонн нефти уже вызвала большой интерес со стороны не только местных энергетических кампаний, но и таких международных корпораций как Total, Shell и British Petroleum.

Помимо экономического аспекта, разрешение спора международным судом ООН имеет и политическое значение, пишет Cotidianul. Решение суда положило конец многолетнему спору между Румынией и Украиной, который начался ещё в 1967 году, тогда между Румынией и СССР. И всё же, споры о территориальной границе в Чёрном море - это лишь одна из проблем в отношениях двух стран. Самым актуальным из нерешённых вопросов остаётся принятое Киевом решение о строительстве между Дунаем и Черным морем канала Быстрое. Работы по строительству канала начались в 2004 году. Украинское правительство проигнорировало все возражения со стороны международных экологов, предупреждавших, что продолжение строительства канала представляет собой большой риск для дельты Дуная.

Приднестровский вопрос: "Конфликт между Кишиневом и Тирасполем - механизм, позволяющий России сохранять Молдавию в сфере своего влияния"

На первый взгляд, позиция воронинской администрации относительно способа решения приднестровской проблемы совпадает с российской, пишет бывший министр иностранных дел Румынии Адриан Чорояну для издания Foreign Policy Romania. Однако, похоже, что в долгосрочной перспективе это не так. Конфликт между официальным Кишиневом и тираспольскими сепаратистами - простой и эффективный механизм, позволяющий России сохранять Молдавию в сфере своего влияния. Несмотря на все отчаянные попытки Игоря Смирнова, воспользовавшись признанием Россией Южной Осетии и Абхазии, добиться аналогичного решения по Приднестровью, Кремль не пошёл на это. Почему? Дело в том, что Москва никогда не была по-настоящему заинтересована в урегулировании Приднестровской проблемы: сохранение напряженности в этом регионе легитимизирует присутствие ее миротворческого контингента.

Проект федерализации Молдавии берет своё начало в кулуарах Кремля еще с 1992 года, продолжает Адриан Чорояну. Тогда министр иностранных дел России Козырев заявил: "Важно, чтобы Республика Молдова отказалась от своих сюрреалистичных планов. Не понимаю, с чего ей так упорствовать и любой ценой отстаивать свой унитарный статус. Ведь с исторической и демографической точки зрения, в её состав входят отдельные регионы - такие как Приднестровье и Гагаузия". Федерализация была основой и "плана Козака", предложенного Молдавии в 2003 году, который предусматривал для Приднестровья и Гагаузии "право вето" в области внешней и внутренней политики, сохранение на несколько десятилетий на молдавской территории российских военных баз, признание русского языка в качестве государственного. Администрация Воронина отклонила тогда этот план и в приднестровском урегулировании настала пауза (до того момента, пока России эта пауза была выгодна). Вот почему именно сейчас существует вероятность, что Молдавия согласится, из предвыборных соображений, сделать ряд уступок в пользу России. При этом важно обратить внимание, что Россия поддерживает "реинтеграцию" Молдавии без всякой связи с "исторической Бессарабией". Речь идёт о реинтеграции сталинской молдавской республики, появившейся в 1924 году и "освобождённой" Красной армией в 1940-м (в 1924 году на территории Приднестровья была образована Молдавская Автономная ССР в составе Украинской ССР; в 1940 году после возвращения Советскому Союзу Румынией оккупированной ей в 1918 году Бессарабии, последняя вместе с МАССР образовали Молдавскую ССР - прим. ИА REGNUM). Причём, такое "объединение" имеет все признаки ловушки. (Foreign Policy Romania)

Осталось выяснить, сможет ли Россия долго поддерживать инициативы молдавского руководства, в том числе, по европейской интеграции, пишет Адриан Чорояну. Я уверен, что власти Молдавии (какими бы они ни были), не смогут вечно откладывать вопрос о роли и месте Приднестровья в будущем республики. Здесь речь не только о том, что удержание Приднестровья в формальных границах Республики Молдова станет лучшим способом удержания её в сфере влияния России. С точки зрения возможных настроений Киева, Приднестровье окажется полезным скорее для Москвы, чем для Кишинёва. В итоге, окутанное экономической и финансовой преступной сетью Приднестровье будет являться вечной угрозой для любого молдавского руководства и сможет склонить его на более открытый диалог с Москвой. (Foreign Policy Romania)

Правы те, кто не исключают такую возможность, что отделение Приднестровья от Молдавии, пусть даже временное (пока над регионом будет осуществляться международный протекторат), окажется полезным для молдавской политики и неправительственного сектора, продолжает Адриан Чорояну. На данный момент ситуация такова, что Кишинёв не в состоянии обеспечить на территории ПМР верховенство своего законодательства, так же как не может обеспечить демократизацию и демилитаризацию региона. Эти задачи могли бы быть возложены на международное сообщество, и, почему бы и нет, это могло бы стать для Евросоюза хорошим поводом продемонстрировать на практике свою "политику добрососедства". (Foreign Policy Romania)

Против такого варианта можно выдвинуть множество возражений, пишет Адриан Чорояну. Можно говорить о румыноязычном населении региона, которое, однако, и без того подвергается дискриминации, или об экономической важности приднестровской промышленности. Но, всё же, главная претензия лежит в сфере политики: политическая сила, которая решится на такой шаг рискует падением своего авторитета и обвинениями в свой адрес в предательстве национальных интересов. И всё же, хотя бы на уровне предположений, Приднестровье, находясь под международным протекторатом, могло бы начать собственный путь к своему желаемому будущему, в то время как Молдавия могла бы сконцентрировать все свои усилия (с большими шансами на успех) на своём евроинтеграционном проекте. В общем, остаётся понять, почему национальные интересы Молдавии, желающей стать современным европейским государством, зависят от региона, в котором памятники Ленину и сталинские привычки выглядят совершенно естественными, подводит итог Чорояну. (Foreign Policy Romania)

Румыния - Молдавия: "Если хорошенько потрясти молдавские газеты, финансируемые Румынией, то окажется, что за ними стоит Москва"

Отношения с Молдавией представляют собой некую формулу "свободного движения", подразумевающую открытие границ, обеспечение фондов финансирования еврорегионов от верхнего Прута до нижнего Дуная, заявил в интервью газете Ziua глава МИД Румынии Кристиан Дьяконеску. В этом контексте, по его словам, можно говорить и об Украине. "Кроме того, это означает и развитие культурных связей, соблюдение ценностей Евросоюза. С этой точки зрения, наш диалог с Молдавией, который мы ведём и от имени ЕС, имеет большое значение для Кишинёва. В нашем разговоре с министром Стратаном, состоявшемся в рамках моего недавнего визита в Кишинев, мы пришли к тому, что Молдавия хотела бы строить отношения с Румынией, основанные на предложенных нами принципах европейского партнёрства. Для молдавской стороны приоритетами являются вопросы, связанные с двусторонним политическим Соглашением, договором о приграничном трафике, соглашением об открытии консульств. Для меня непонятно, почему все эти вопросы не могут развиваться параллельно. Приведу один пример. Молдавия большое значение придаёт развитию прямых двусторонних отношений между РМ и ЕС в рамках Восточного партнёрства. На Украине другой подход. Эта страна все надежды возлагает на программу Восточного партнёрства, и меньше усилий прилагает для развития двусторонних отношений. Эти принципы были определены в ходе последних визитов в Кишинёв и Киев", - отметил Дьяконеску.

Отвечая на вопрос о "тайной" встрече в Кишиневе с политическими лидерами, организованной румынским послом, Дьяконеску заявил: "Не понимаю, что здесь удивительного. В рамках моей программы визита это выглядело нормальным. Встреча была организована по нашей просьбе, а то, что не были сделаны заявления для прессы, было желанием самих участников. Наши разговоры были о предстоящих выборах и о ситуации в Молдавии. По их мнению, Евросоюз должен сейчас провести мониторинг того, что происходит в Молдавии, в особенности того, что касается свободы прессы и доступа к информации. Но, чтобы говорить начистоту, те, кто стоит за подобными изданиями, с одной стороны просят деньги у Румынии, и, в тоже время, имеют свой собственный прибыльный бизнес. Румыния финансирует там несколько газет. Если их хорошенько потрясти, то окажется, что за ними стоят определённые структуры или даже сама Москва". (Ziua)

Глава МИД Румынии также отметил, что намерение Траяна Бэсеску посетить Москву по-прежнему остаётся в силе. "Как министр иностранных дел я постараюсь проработать все необходимые для этого вопросы. Развитие двустороннего сотрудничества на любом уровне важно для Румынии, и МИД будет это приветствовать. Особенно в восточном направлении, где особое значение придаётся уровню контактов. На западном направлении отношения строятся более прагматичным образом. На востоке пока сохраняются принципы классической дипломатии, когда все договорённости заключаются лишь после подписания базового политического договора", - отметил Дьяконеску. Говоря о позиции Румынии по Грузии и Украине с точки зрения их стремления в НАТО и ЕС, он заявил, что она остается неизменной. "Более того, с украинской стороной мы обсудили возможность предоставления им необходимой поддержки в евроатлантической интеграции. Причём поддержки не только политической, но и технической", - подвел итог глава МИД Румынии. (Ziua)

Внутренняя политика: "Бэсеску является врагом №1 румынской нации"

Если бы президентские выборы состоялись в ближайшую неделю, Траян Бэсеску получил бы 48% голосов избирателей, пишет Adevarul. Таковы данные опроса, проведенного румынским исследовательским центром "Авангард". Опрос проводился в период с 18 по 26 января, среди 800 респондентов. Погрешность составляет 3,5%. Самыми приемлемыми кандидатами от политических партий респонденты назвали Мирчу Джоанэ, Кэлина Попеску-Тэричану и Траяна Бэсеску, представляющих Социал-демократическую, Национал-либеральную и Либерально-демократическую партии Румынии. В случае проведения выборов, Бэсеску вышел бы во второй тур с нынешним мэром Бухареста Сорином Опреску, который, как показал опрос, набирает 22% голосов. Остальные места распределились между экс-премьером Тэричану (10%), Мирчей Джоанэ (9%) и Корнелиу Вадим Тудором (5%). Один из последних соцопросов, проводимых в июле 2008 года показывал, что Бэсеску пользуется доверием у 58% румынских граждан. Таким образом, за последние 7 месяцев рейтинг президента упал на 10%.

Политические партии должны задуматься над выдвижением на будущих президентских выборах единого кандидата против действующего президента Траяна Бэсеску, который является врагом №1 румынской нации. С таким предложением выступил румынский исследовательский институт "Овидий Шинкай" на презентации своего доклада о предстоящих президентских выборах, сообщает Realitatea. Реакция политических партий на такое заявление не заставила себя ждать. Вице-председатель Национал-либеральной партии Еуджен Николаеску заявил, что "любой политический альянс, способный убрать Бэсеску от руководства страной, должен быть взят во внимание. Мы должны избавиться от этого ядовитого для Румынии руководителя", - заключил Николаеску, подчеркнув, впрочем, что это его личное мнение, а не партии. Тем временем, пресс-секретарь НЛП Богдан Олтяну сообщил, что на выборах национал-либералы выдвинут собственного кандидата, чьё имя будет определено к марту 2009.

"Венгерский вопрос": "Бэсеску заявил, что румынские венгры "никогда не получат автономию"

Местный совет города Святой Георгий уезда Ковасна принял решение о проведении 15 марта, в день национального венгерского праздника, референдума об автономии так называемой Секуйской области, пишет Gardianul. (Во второй румынской конституции, принятой в 1952 году, было законодательно закреплено создание Венгерской автономной области для компактно проживающего венгерского населения секуйских районов Румынии. Секуи - венгерские поселенцы Восточной Трансильвании. Так была создана фактически автономная форма национальной государственности для венгров, проживающих в Румынии, через некоторое время получившая название Муреш-Венгерской автономной области. Однако, через 16 лет, в феврале 1968 года, согласно закону о новом административном делении Румынии, все области как административно-территориальные единицы были упразднены. Вместо них были учреждены уезды. В результате этого наряду с 15 областями была упразднена также и Муреш-Венгерская автономная область. В конце 1980-х гг. в регионах с компактно проживающим венгерским населением началось движение за восстановление Венгерской или "Секуйской" автономной области - прим. ИА REGNUM). Решение, инициированное советниками от Венгерской гражданской партии Румынии (ВГП) и поддержанное их коллегами от Демократического союза венгров Румынии (ДСВР) было принято 14-ю голосами "за" и 3-мя "против". Отказались голосовать за такое решение трое местных советников румынской национальности, которые назвали голосование "антиконституционным", а принятое решение "покушением на государственную целостность Румынии".

Руководство ВГП, комментируя предстоящий референдум, заявило, что его результаты не будут автоматически означать "провозглашение автономии", продолжает Gardianul. "Это всего лишь способ узнать желание населения региона жить в автономной области и иметь функции самоуправления", - заявили представители партии. По их словам, гражданам будет предложено ответить "да" или "нет" на следующий вопрос: согласны ли вы с территориальными изменениями уезда Ковасна в соответствии с законодательной инициативой "О статусе Секуйской автономной области", целью которой является создание автономной административно-территориальной единицы "Секуйская область" в составе Румынии, и вхождением города Святой Георгий в состав данной административно-территориальной единицы?

Проект референдума был предложен на рассмотрение местных советников ещё в октябре 2008-го, однако тогда не прошёл голосования, пишет Gardianul. Авторами проекта являются Национальный секуйский совет (НСС) (юридически незарегистрированная организация - прим. ИА REGNUM) и Венгерская гражданская партия. Эти формирования намерены использовать результаты референдума для выдвижения в парламент Румынии гражданской законодательной инициативы об утверждении автономии так называемой "Секуйской области".

Председатель Национального секуйского совета Исаак Балас призвал всех представителей местной администрации региона, руководство ДСВР и ВГП созвать съезд советников всех населённых пунктов "Секуйской области", пишет Condeiul Ardelean. Балас подчеркнул, что с каждым днём всё больше местных советов поддерживают идею проведения референдума по созданию венгерской автономной области, и всё больше мэрий водружают на свои фасады секуйские флаги. "Одновременно с этим происходят попытки, направленные на сдерживание этих процессов. От местных властей требуют снять секуйские флаги, а многие местные советы получили от уездных администраций предупреждение о неприемлемости любых референдумов, предполагающих изменение административного устройства. За последние 12 лет венгры Румынии впервые не имеют своего представителя в правительстве. Несмотря на это, именно в этот период может начаться реформа по перекраиванию административной карты Румынии", - заключил Исаак Балас.

Итак, жители так называемой "Секуйской области" вынашивают определённые намерения, к которым мы все должны быть готовы, продолжает Condeiul Ardelean. "На своём всеобщем собрании представители всех местных властей Секуйи должны объявить о своей общности. Наша земля неделима и её будущее может быть в рамках её исторических границ. Регион должен быть не только обозначен, но и признан", - заявил Балас, подчеркнув при этом, что для достижения этой цели необходимы незамедлительные изменения в конституции. По его мнению, интересы жителей Секуйской автономии должны быть представлены в структурах ЕС и Совета Европы.

Лидер ДСВР Марко Бела сообщил, что в случае, если конституция Румынии подвергнется серьёзным изменениям, то одним из них должно быть придание венгерскому языку официального статуса в ряде регионов страны, пишет Ziua в статье под названием "Венгерский - второй государственный?". "В ряде регионов венгерский язык должен получить более высокий уровень, чем он занимает сегодня", - заявил венгерский политик, отметив при этом и такие проблемы как культурные права нацменьшинств и необходимость территориально-административной реформы. По его мнению, венгерский язык и сегодня используется в некоторых сферах, однако в ряде регионов необходимо его "полное уравнение в правах с румынским языком".

Тема автономии Секуйской области сейчас актуальна как никогда, пишет Curentul. Особенно в Будапеште, который различными путями активно продвигает реализацию этого требования. Венгерские круги, стоящие за этим лобби, прикрывают свои намерения маской "европейской децентрализации". Для большинства румынских аналитиков тема автономии проживающих в Румынии венгров, продвигаемая лидерами Демократического союза венгров Румынии и Венгерской гражданской партии, является актуальной лишь в период предвыборных кампаний. Но не для венгерских СМИ. Для Будапешта эта тема продолжает занимать центральное место в его грёзах о "Великой Венгрии".

Между тем, Траян Бэсеску, находясь в первых числах февраля с рабочим визитом в Венгрии, подтвердил официальную позицию Румынии, продолжает Curentul. Как заявил Бэсеску, "Румыния определена в конституции как суверенное унитарное государство, и, поэтому, никогда не признает автономию так называемой "Секуйской области". Несмотря на заявления румынских официальных лиц, идея создания венгерской автономии продолжает оставаться главным мотивом в политической деятельности ДСВР и его радикального крыла в лице ВГП.

Во время первого в этом году визита Бэсеску в Будапешт, один из венгерских журналистов спросил румынского лидера, когда тот планирует придать "Секуйской области" автономный статус, пишет Cotidianul. Отвечая на этот вопрос, Бэсеску объяснил, что Румыния в своей политике придерживается концепции индивидуальных прав. "Мы обеспечиваем национальным меньшинствам право обучаться на родном языке, сохранять свою культуру и иметь политическое представительство в парламенте. Я считаю, что в равной степени, все граждане Румынии, вне зависимости от национальности, нуждаются в повышенном уровне автономии", - заявил румынский лидер. Однако, по его словам, "принцип коллективных прав и, связанные с этим разговоры об автономии, неприемлемы для Румынии".

В свою очередь, президент Венгрии Ласло Шойом заявил, что "отношения между Венгрией и Румынией являются хорошими, но это не мешает двум странам иметь различные мнения по некоторым вопросам", продолжает Cotidianul. Венгерский лидер подчеркнул, что его страна не собирается ставить под сомнение тот факт, что политика Румынии по отношению к нацменьшинствам соответствует всем европейским нормам. Он отметил, что некоторые европейские страны, такие как Финляндия или Испания, признают коллективные права своих нацменьшинств, в то время как другие, в том числе и Румыния, признают только индивидуальные права. По мнению венгерского президента, признавать или нет принцип коллективных прав, - это является внутренним делом каждого государства. "В то же время это не означает, что Венгрия откажется от поддержки идеи создания автономии для венгерского населения Румынии, в рамках, предусмотренных румынской конституцией", - заключил Ласло Шойома.

По завершении двухдневного визита в Венгрию президент Румынии Траян Бэсеску заявил, что Бухарест "не воспринимает коллективные права национальных меньшинств и идею их территориальной автономии", пишет Romania Libera. Днем ранее глава государства твердо заявил, что румынские земли, где проживает венгерское меньшинство, "никогда не получат автономию". Бэсеску уточнил, что обсуждал с венгерским коллегой Ласло Шойомом проблемы нацменьшинств, и "между Бухарестом и Будапештом нет различий во мнениях". Румынский лидер далее подтвердил позицию своей страны в том, что проблемы Косово, Приднестровья, Южной Осетии и Абхазии "представляют угрозу для региональной безопасности и должны быть разрешены на основе международного права".

Председатель ДСВР Марко Бела заявил на пресс-конференции 3 февраля, что "Румыния давно уже не является национальным государством", пишет Gandul. В качестве аргумента политик привел то, что в Румынии проживает около полутора миллионов венгров, не считая других национальных меньшинств. Страна с такими национальными общинами не может считаться национальным государством, - заявил лидер румынских венгров. По его мнению, синтагма "национальное государство" должна быть исключена из 1 статьи конституции Румынии, тем более, что сейчас вновь многие заговорили о необходимости усовершенствования основного закона страны.

Марко Бела прокомментировал и слова Бэсеску о том, что "в Румынии никогда не будет территориальной автономии", продолжает Gandul. По словам венгерского политика, он "ещё с начала 1990-х годов постоянно слышит этот припев - никогда не будет двуязычных вывесок, никогда венгерский не будет использоваться в публичной сфере, никогда не будет образования на венгерском. Получилось, что "никогда" означает всего несколько лет", - заявил Бела. Он напомнил, что многие вопросы, которые поднимало венгерское движение, в настоящее время уже разрешены. "Решения наших проблем существуют, и мы их реализуем. Не думаю, что в политике стоит говорить "никогда", - заключил Марко Бела.

Оборона: "Несмотря на кризис, правительство отказалось сокращать военные расходы"

Глава штаба румынских военно-воздушных сил генерал Константин Кроитору смещен с должности из-за пропажи оружия, пишет Mediafax. Указ об этом подписал министр обороны Румынии Михай Стэнишоара. Издание напоминает, что ранее на базе ВВС в Чорогырлэ была обнаружена пропажа 50 единиц стрелкового оружия. Также с поста снят глава Управления контрразведки генерального штаба.

Правительство Румынии намерено выделить Министерству обороны бюджет в 8 миллиардов леев (2,4 миллиарда долларов), пишет Ziua. Сумма составит 1,3-1,4% ВВП страны. В прошлом году на нужды национальной обороны Бухарест потратил 1,89% ВВП. Военный бюджет предусматривает развитие большинства начатых еще в 2007 году оборонных программ и программ перевооружения. Подчеркивается, что кроме бюджетного ассигнования, военное министерство может получить еще и государственный кредит. В рамках программ военно-воздушные силы намерены закупить 48 многофункциональных самолетов и четыре системы ПВО, сухопутные силы закупят 837 бронетранспортеров и 2842 бронированных машины, а военно-морские силы - четыре корвета и четыре тральщика. Вся программа перевооружения предусматривает затраты в 15 миллиардов долларов. Издание отмечает, что в Румынии все еще не принят государственный бюджет на 2009 год, а страна стоит перед реальностью затребования у мировых финансовых институтов крупного стабилизационного кредита. Несмотря на это, правительство отказалось сокращать военные расходы.