"Церковный фактор на предстоящих в Молдавии 5 апреля парламентских выборах будет одним из определяющих", - заявил 16 февраля руководитель отделения Молдавии и Приднестровья Ассоциации православных политологов России Владимир Букарский, комментируя в интервью корреспонденту ИА REGNUM серию публикаций в молдавских СМИ, в которых отмечается, что в ходе парламентской кампании президент Молдавии Владимир Воронин намерен использовать церковный фактор для привлечения голосов верующих избирателей.

По мнению Букарского, действия главы молдавского государства в церковном вопросе неоднозначны. "С одной стороны, президент Молдавии действительно много делает для поддержки православия в Молдавии. Это наглядно демонстрирует рост православных храмов, реставрация и открытие древних молдавских монастырей, превращение их в настоящие историко-культурные и духовные центры Молдавии. Заслуживает одобрения и его поддержка, оказанная канонической Молдавской митрополии в самый разгар усиления экспансии Румынского патриархата на территорию Молдавии и Приднестровья. Хочется отметить, что молдавский президент - единственный из лидеров стран СНГ, кто специальным рейсом прибыл в Москву для участия в интронизации Святейшего патриарха Кирилла. И свою награду от Фонда единства православных народов молдавский президент получил вполне заслуженно", - отметил эксперт.

С другой стороны, по его словам, к Владимиру Воронину и правящей в Молдавии Партии коммунистов (ПКРМ) имеется немало вопросов. "В частности, непонятно, почему руководство страны вообще зарегистрировало "Бессарабскую митрополию", заложив тем самым мину замедленного действия под конфессиональный мир в стране? Почему регистрация "Бессарабской митрополии" до сих пор не отменена? Почему господин Воронин не расторгает свой альянс с одним из главных сторонников "Бессарабской митрополии", зоологическим русофобом Юрием Рошкой? Почему руководство страны не отвечает на инициативы православного братства преподобного Сергия Радонежского открыть ещё один храм, где проповеди читались бы на русском языке? Почему до сих пор не открыты православные телеканал и радиостанция в Молдавии? Наконец, президент никак не прокомментировал появившиеся недавно в прессе сведения, что он якобы вынашивает идею автокефалии Молдавской православной церкви, что тоже наводит на определённые размышления", - заявил политолог.

"Не касаясь нынешней ситуации переговорного процесса между Кишинёвом и Тирасполем, я утверждал и утверждаю, что у Республики Молдова и у Приднестровья есть сферы взаимных интересов, где они могут не только сотрудничать, но и выступать единым фронтом. В первую очередь, это противостояние экспансии Румынии и Румынского патриархата. Примечательно, что в 2007-2008 годах, в самый разгар неадекватных действий Румынского патриархата, Кишинёв и Тирасполь фактически выступили единым фронтом. Тем не менее, не секрет, что далеко не вся Молдавия разделяет точку зрения левых сил в отношении "Бессарабской митрополии", и что в Молдавии существует весьма влиятельное прорумынское лобби, готовое 5 апреля взять реванш за поражения прошлых лет", - подвел итог Владимир Букарский.

Стоит отметить, что в появившихся в молдавских СМИ публикациях на данную тему отмечается, что зимой 2001 года в ходе встречи с патриархом Московским и всея Руси Алексием II Владимир Воронин дал обещание, что, находясь у власти, никогда не зарегистрирует раскольническую "Бессарабскую митрополию". Однако уже в июле 2002 года парламент Молдавии, где абсолютное большинство принадлежало ПКРМ, внес поправки в закон о культах, в соответствии с которым была отменена их регистрация путем специальных правительственных постановлений, в результате чего "Бессарабская митрополия" была автоматически внесена в регистр действующих в Молдавии религиозных организаций.

Справка ИА REGNUM: После вхождения Бессарабии в состав Российской империи по Бухаресткому договору 1812 года в 1813 году была создана Кишиневская епархия Русской Православной Церкви, то есть до возникновения по решению Берлинского Конгресса 1878 года независимого государства Румыния и до получения Румынской православной церковью автокефалии (самоуправления) от Константинополя в 1885 году. В 1918 году, после оккупации Румынией Бессарабии, Кишиневская епархия была в одностороннем порядке включена в состав Румынской православной церкви, по поводу чего Патриарх Московский и всея Руси Тихон в октябре 1918 года выразил синоду Румынской православной церкви протест. В 1940 году, после вхождения Бессарабии в состав СССР Кишиневская епархия была возвращена Русской Православной Церкви. С 1941 по 1944 год, во время румынской оккупации Бессарабии Кишиневская епархия вновь была включена в состав Румынской православной церкви и получила название "Бессарабской митрополии". В мае 1945 года в Бухаресте и в 1946 году в Москве патриарх Румынский Никодим и Патриарх Московский и всея Руси Алексий I подтвердили каноническую обоснованность восстановления над Кишиневской епархией юрисдикции Русской Православной Церкви. В 1992 году синод Румынской православной церкви возобновил свои притязания на Кишиневскую епархию, что послужило началу продолжающегося по сей день противостояния между Молдавско-Кишиневской митрополией Русской Православной Церкви и "Бессарабской митрополией".