Ситуация, сложившаяся в связи с желанием грузинской попсы привезти на конкурс "Евровидения" песню, в которой в пренебрежительном ключе обыгрывается имя бывшего президента, а ныне премьер-министра России Владимира Путина, говорит только об одном: надо как можно скорее уходить от навязанного России в 90-е годы западнического направления развития.

На первый взгляд, два этих вопроса далеко отстоят друг от друга. Но это только на первый взгляд. Здесь всё очень глубоко и прочно взаимосвязано. Стоило бы говорить о политической составляющей "Евровидения". Достаточно напомнить, что на одном из пиков противостояния русской и латышской общин Латвии и разочарования русских в этой стране политикой Европейского союза приз на этом конкурсе вдруг получила далеко не выдающаяся латвийская певица, русская по национальности, но довольно сильно ассимилированная латышско-западноевропейской средой. И этот факт стал серьёзно разыгрываться с целью оказать положительное для Западной Европы влияние на настроения русских в Латвии. Внимательный наблюдатель мог бы проследить ряд других политически заряженных "побед" на этом "конкурсе".

К сожалению, в силу превалирования в сознании российской - не только творческой, но и политической - элиты ценностей коммерциализации и "успеха", в России все последние годы бренд "Евровидения" незаслуженно раскручивался. Особенно безудержный характер это приобрело после того, как в прошлом году на этом конкурсе победил представитель России, ни в песне, ни в поведении которого на сцене ничего российского не было. Грустно было видеть, как центральные телеканалы раскручивали спираль "радости" по поводу того, что Запад благожелательно отметил представителя России за способность быть полностью ассимилированным западной поп-культурой.

Вот эта "игра в голого короля" и привела к сегодняшней ситуации, когда уже не важно, будет звучать "грузинская песня "про Путина" в Москве или не будет, поскольку она уже в общественном пространстве широко обсуждается. Если кто-то добьётся её снятия с программы, это будет трактоваться как "победа", хотя никакой победой это не будет. Бороться с подобной мелкотравчатой подлостью означает в некоторой степени опускаться на её уровень. Но допустить исполнения этой песни в Москве значит опуститься ещё ниже - на уровень тех, кто не в силах подлость остановить.

Какие же уроки из этой ситуации стоило бы извлечь уже сегодня? Очевиден урок политический: важно научиться заблаговременно просчитывать подводные камни участия в проектах, где правила написаны и реализуются не нами. Что же касается мировоззренческой составляющей, думаю, стоило бы российской власти переоценить значение этого и других подобных "конкурсов" и проектов для сегодняшней России, помочь сделать это тем россиянам, которые всё ещё живут в "евровизуальной парадигме". Держаться от подобного "жевания пустот" надо подальше. Более того, отвлекать людей на такого рода "зрелища" в условиях, когда с "хлебом" у них становится всё хуже, не только безнравственно, но и чревато.

Михаил Демурин, политический аналитик, публицист.