С конца прошлой недели в украинском и молдавском интернете обсуждается публикация на украинском портале KPUNews от 21 февраля под заголовком "В Приднестровье будет новый Король", автор которой, молдавский политолог Александр Зданкевич, утверждает, что "процесс смены власти в Приднестровье уже начался".

По мнению Зданкевича, борьба за регион обостряется, и в самом Приднестровье "основные претенденты на то, чтобы быть первыми у кормушки, уже заявили о себе во весь голос", а противостояние по линии председатель Верховного совета ПМР Евгений Шевчук - вице-президент ПМР Александр Королев "фактически является местным вариантом российско-украинского противостояния". При этом, по словам автора, позиции Королева "представляются значительно более сильными".

"За годы своего пребывания в тени казавшегося неувядаемым Смирнова, - пишет Зданкевич, - Королёв сумел добиться примерно следующего:

- заработал весьма значимый капитал на транзитных махинациях, причём речь идёт не только о финансовом капитале. Именно здесь, на приднестровско-украинской границе, его контакты с СБУ приняли не только служебный, но и деловой характер;

- превратил подконтрольное ему МВД в собственные вооружённые силы, в локальную армию. Если уж вести речь о том, кто может стать реальной движущей силой госпереворота, так это именно левобережная милиция, а не зачуханные российские "миротворцы", чья дееспособность во всех смыслах этого слова вызывает очень серьёзные сомнения;

- провёл своих людей на ряд ключевых властных постов. То, что нынешний глава приднестровской дипломатии "многовекторный" Владимир Ястребчак является королёвской креатурой - это чистая правда, равно как и его сотрудничество с украинской разведкой. Украина вообще любит делать ставку на "амбициозных тридцатилетних", и операция по внедрению Ястребчака в ряды приднестровской элиты в этом плане не стала исключением".

По мнению молдавского эксперта, в настоящее время Королев решает еще две задачи. "Во-первых, он по факту начал "кампанию по борьбе с коррупцией", поставив под сомнение итоги приватизации в ПМР. Во-вторых, в её рамках он постоянно пытается обосновать собственное право на "легитимное насилие", говоря о недопущении либерализации внутриполитической жизни в ПМР, что явно рассчитано уже на российского потребителя. Всё это интересно в плане того, что Королёв фактически продекларировал свою готовность применить силу против своих конкурентов в борьбе за власть. И пока что всё идёт к тому, что этой силы у него окажется значительно больше, нежели у любой другой знаковой фигуры приднестровской политики", - считает политолог.

"Вне всякого сомнения, среди всех фигур, могущих претендовать на президентство, в наибольшей степени Запад устраивает именно Королёв - украинский ставленник, который сможет, во-первых, задавить всех несогласных, а, во-вторых, направить Приднестровье именно в нужную западным стратегам сторону. Де-факто многовекторное Приднестровье станет таким уже де-юре - под самым носом у Москвы", - утверждает Зданкевич.

При этом, как считает молдавский политолог, президент Приднестровья Игорь Смирнов "сквозь пальцы смотрит на шалости своего постоянно усиливающегося протеже, явно рассчитывая его руками задавить парламентскую оппозицию, если, паче чаяния, она всё-таки затеет какую-нибудь глупость". "Однако приднестровскому лидеру, стоящему на грани политического небытия, следовало бы дать себе ответ на пару простых вопросов, - считает эксперт. - Например, против кого может обернуться "кампания по борьбе с коррупцией" и возможный пересмотр итогов приднестровской приватизации? Что будет после того, как Королёв с соизволения Смирнова уберёт Шевчука и останется один на один с другим конкурентом - Смирновым-младшим? И зачем, наконец, самой сильной фигуре Приднестровья будет нужен престарелый начальник, который не устраивает ни Москву, ни Брюссель, ни Киев?"

По мнению Зданкевича, "делает ставку на Королёва и официальный Кишинёв". "Подтверждением этому может служить и серия публикаций в государственном информагентстве "Молдпрес", которое неожиданно стало проявлять повышенный интерес к внутриполитической борьбе в "сепаратистском анклаве", - считает автор публикации. - Несмотря на попытки выдать свой интерес за нейтральный анализ ситуации у соседей за Днестром, симпатии и антипатии рупора официального Кишинева в отношении отдельных представителей "бандитского режима" Смирнова выявить несложно. "Хороший" Королёв "воюет" и с "плохим" Шевчуком/"Шерифом", и с коррупцией "бандита" Смирнова. При этом, как пишет "Молдпрес", Королёв "ходит белыми" и опирается на обнищавшее население Левобережья. Надежда на скорое противостояние Королёва со Смирновым и низложение упрямого пророссийского Шевчука, намёк на светлое будущее региона, ведомого "твёрдой рукой" бывшего главного приднестровского милиционера, озвучиваемые кишиневским официозом, не оставляют сомнений в том, что цепляющаяся за власть в Молдавии "группа товарищей" с Ворониным во главе решила еще до собственных парламентских выборов попробовать поучаствовать в тираспольской грызне за лидерство".

При этом, как считает Зданкевич, возможная поддержка официальным Кишиневом Королева, не принесет молдавским властям ожидаемых результатов. "Может быть, наши молдавские власть имущие считают, что "многовекторный" Королёв, не чувствующий на себе московского пресса - это нечто гораздо более удобное для них, нежели упрямый и недоговороспособный Игорь Николаевич? Плохой, олигархический, румынофобский, кровавый Смирнов уходит, а ему на смену приходит хороший "приднестровский Горбачёв", незаляпанный в войне и оттого готовый к "разрядке" и "новому мышлению"?" - задается вопросами эксперт. "Вице-президент ПМР смотрит совсем в другую сторону - в украинскую, он является проводником именно украинского, а, ни в коем случае, не молдавского влияния, - считает молдавский политолог. - В планы Киева (а вслед за ним и Запада) отнюдь не входит отдавать ПМР Кишинёву. Молдавия неблагонадёжна, Воронин, как известно, внезапен и противоречив, и доверять ему контроль над столь стратегически важным регионом было бы весьма опрометчиво. Воцарение Королёва может означать как прямое присоединение Приднестровья к Украине (и неминуемо следующую за этим фактическую федерализацию самой Украины, единственным гарантом целостности которой в такой ситуации может стать только НАТО), так и осуществление давней мечты Виктора Ющенко о "демократизации региона". Тем более, что и "демократизатор" уже отыскался".

"Борьба за власть в Приднестровье не несёт для Молдавии абсолютно ничего хорошего. Пока наши горе-геополитики продумывают очередные коварные комбинации и строят дьявольские планы, происходит процесс полного переформатирования всего политического пространства на Днестре. Однако же этот процесс начинает развиваться по абсолютно неприемлемому для нас сценарию. И Приднестровье, которое так хотело избавиться от нас, сбагрив нас Румынии, тоже вряд ли обретёт счастье - осмелюсь дать такой прогноз. Тем более, что нас всё-таки ждёт общее будущее. Молдавию ждёт Румыния и НАТО, Приднестровье - Украина и НАТО. Там и встретимся", - подводит итог Александр Зданкевич.