Приднестровское урегулирование: "Молдавия недовольна тем, что от переговорного процесса отстранены ее западные союзники". Молдавия - Румыния: "В голосе Кишинева вместо румынского фальцета прорезался американский тенорок". Экономика: "Курс приднестровского рубля достиг "апофигея".

Приднестровское урегулирование: "Молдавия недовольна тем, что от переговорного процесса отстранены ее западные союзники"

"Сегодня процесс молдавско-приднестровского урегулирования находится практически в том же состоянии, что и 3-5 лет назад, - пишет ИА "Ольвия-пресс". - После отказа Кишинева в 2003 году подписать Меморандум Козака, на основе которого объединение двух берегов Днестра на основе федеративного устройства общего государства могло бы стать реальностью, Молдавия предприняла шаги, фактически направленные на дестабилизацию ситуации в регионе. В одностороннем порядке в 2005 году молдавский парламент принимает закон "Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра", которым юридически закрепил статус Приднестровья как автономно-территориального образования в составе Республики Молдова (22 июля 2005 года парламент Молдавии в одностороннем порядке принял закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNUM). Разумеется, подобные действия Кишинева еще больше усложняют процесс молдавско-приднестровского урегулирования, так как исключают любые действия по поиску взаимоприемлемых решений. Тирасполь же, в свою очередь, вполне резонно отказывается от исполнения молдавского закона, так как Приднестровье не находится в правовом поле Молдавии, и законы, принимаемые молдавским парламентом, не имеют никакой юридической силы на территории ПМР".

"Отказ Молдавии от переговорного процесса в феврале 2006 года и последующее введение экономических санкций против Приднестровья приводит к тому, что Тирасполь решает в очередной раз провести референдум о статусе ПМР, но уже в присутствии международных наблюдателей, дабы исключить любые обвинения Запада и самой Молдавии в нелегитимности и недемократичности плебисцита. Впрочем, несмотря на присутствие многочисленных наблюдателей из ближнего и дальнего зарубежья, подтвердивших соблюдение демократических норм и принципов, это не помешало Молдавии и Западу еще задолго до проведения референдума, объявить его нелегитимным, а затем объявить его результаты недействительными. Но, несмотря на это, результаты референдума, на котором 97,2% приднестровских граждан заявили о своей поддержке курса на независимость ПМР и последующее свободное присоединение к РФ, позволили руководству Приднестровья окончательно определить дальнейший вектор развития государства. Признание в 2008 году независимости Косово, а впоследствии - Абхазии и Южной Осетии, окончательно укрепило в приднестровцах веру в возможность обретения независимости", - отмечает агентство.

"Сегодня молдавско-приднестровские отношения, как и прежде, строятся на двух диаметрально противоположных позициях. Молдавия настаивает на том, что конфликт должен быть разрешен на основе закона "Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра". Приднестровье, в свою очередь, считает, что конфликт может быть урегулирован путем установления добрососедских отношений между двумя берегами Днестра. Во время встреч на высшем уровне, прошедших в прошлом году между президентами ПМР Игорем Смирновым и Молдавии Владимиром Ворониным, высокие договаривающиеся стороны обменялись соответствующими документами, в которых излагалась суть позиций сторон. В частности, Смирнов передал молдавской стороне проект Договора о дружбе и сотрудничестве между Молдавией и ПМР, а Воронин - проект закона "Об автономном статусе Приднестровья", а также пакет документов, включающий в себя предложения молдавской стороны по полной демилитаризации Зоны безопасности, свободному перемещению товаров и людей между двумя берегами Днестра и предложения по решению проблем социальной сферы и медицины. И хотя проект Договора о дружбе и сотрудничестве был передан молдавской стороне еще в апреле 2008 года, официального ответа приднестровские власти до сих пор не получили. В свою очередь МИД ПМР уже дал ответ на документы, представленные приднестровской стороне в конце декабря 2008 года. В нем, в частности, говорится, что "молдавская сторона по-прежнему пытается навязать свои односторонние решения и продолжает политику игнорирования Приднестровской Молдавской Республики, как равноправной стороны в урегулировании, что противоречит позиции всех участников переговорного процесса", - пишет ИА "Ольвия-пресс".

"По всей видимости, не стоит ждать положительного ответа Кишинева на предложения, сделанные приднестровской стороной. Впрочем, говорить, что молдавско-приднестровское урегулирование окончательно зашло в тупик, пока рано. Несмотря на то, что встречи на высшем уровне сложно назвать результативными, тем не менее, по их итогам была возобновлена работа экспертных групп двух сторон (Молдавией и ПМР создано пять совместных групп экспертов: по вопросам экологии, транспорта, по гуманитарным вопросам, по организационно-правовому обеспечению внешнеэкономической деятельности и по здравоохранению. 9 февраля специалисты в области транспорта провели переговоры, которые стали первой в 2009 году встречей экспертов Молдавии и Приднестровья. 10 февраля состоялась встреча экспертов от Молдавии и Приднестровья в сфере экономики. 11 февраля прошла встреча экспертов сторон в области здравоохранения. На 26 февраля запланирована встреча экспертов по экологии - прим. ИА REGNUM). Вместе с тем необходимо отметить, что формат "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM) безрезультативен, поэтому не должно быть недопонимания относительно того, почему локомотивом сегодняшней фазы переговорного процесса является именно Россия. Этот основной гарант своими активными действиями заполнил брешь недоработок пятистороннего формата, возобновив переговоры", - отмечает агентство.

"Действительно, формат "5+2" с момента отказа от участия в нем Молдавии в 2006 году, а затем ее же попыток вновь вернуть переговоры в прежнее русло, показал свою нежизнеспособность. Несмотря на многочисленные встречи и попытки заставить стороны вернуться за стол переговоров, за два с лишним года ими так и не был найден рецепт, способный снять противоречия между Кишиневом и Тирасполем и вернуть их за стол переговоров. К тому же сам формат, являющийся консультативным, не может каким-либо существенным образом повлиять на разрешение конфликта. Как неоднократно заявлял Игорь Смирнов, только непосредственный диалог на высшем уровне может привести к нахождению компромиссов. Впрочем, ни Молдавия, ни Запад так не считают, полагая, что разрешение конфликта возможно только в формате "5+2". На недавней встрече спикер молдавского парламента Мариан Лупу и специальный представитель ЕС по Молдавии Кальман Мижей единодушно заявили "о необходимости скорейшего возобновления переговоров в формате "5+2", исходя из духа закона 2005 года об особом правовом статусе восточных районов Республики Молдова". Разумеется, Приднестровье это не устраивает. Многие аналитики полагают, что давление на Тирасполь со стороны США, Евросоюза, Молдавии и ОБСЕ будет продолжаться. Москва же заинтересована в продолжение диалога, начавшегося между президентами двух стран", - пишет информагентство.

"Понятно, что Молдавия, настаивающая на возобновлении переговоров в формате "5+2", не очень довольна тем, что от переговорного процесса отстранены ее союзники. Несоблюдение паритета сил за столом переговоров на руку Кишиневу. Однако, постоянно декларируя свои дружеские отношения с Россией, Молдавия не может отказаться от ведения прямых переговоров без посредников и соглядатаев. Это бы означало признание Кишиневом своей неискренности в отношениях с Москвой. Пока Молдавия не может себе этого позволить. Но это пока", - отмечает агентство.

"Впрочем, иного и не следовало ожидать. За 18 лет раздельного существования Молдавии и Приднестровья, части некогда общей республики разошлись так далеко, что найти точки соприкосновения невозможно практически ни в одной области. И это вполне объяснимо. Молдавия все эти годы ориентировалась на стандарты США и Европы, Приднестровье равнялось на Россию, гармонизируя свое законодательство с российским, используя стандарты этой страны в сферах просвещения, здравоохранения, социального и культурного развития и т.д. Фактор несовместимости двух государств является тем главным барьером, который никогда не позволит безболезненно объединить два берега Днестра. На Западе и в самой Молдавии эту проблему не хотят видеть и учитывать ее при разрешении молдавско-приднестровского конфликта, как не хотят учитывать мнение народа Приднестровья о его дальнейшей судьбе, высказанное на референдуме. В таких условиях поиск решения молдавско-приднестровской проблемы на основе единения Молдавии бесперспективен. Поэтому выход из создавшейся кризисной ситуации возможен именно на тех условиях, которые предлагает Тирасполь, а именно - установление дружественных, добрососедских отношений между двумя независимыми государствами - Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой", - подводит итог информационное агентство.

В сообщениях Первого республиканского телеканала Приднестровья говорится: "Министерство иностранных дел Приднестровья подчеркивает, что непризнанность республики на протяжении многих лет используется руководством Молдавии для оправдания постоянных нарушений прав и свобод приднестровских граждан. Вопросы политического урегулирования и путь к независимости регулярно поднимаются на встречах с представителями стран-гарантов. В общем, Приднестровью с Молдавией не по пути. МИД ПМР направил ответ на документы, которые передал Игорю Смирнову в декабре 2008 года Владимир Воронин. Равноправный диалог и отсутствие любых форм давления - такой позиции придерживается не только МИД Приднестровья, но и России".

"В марте снова планируется провести общение президентов Молдавии и Приднестровья. Сейчас есть что обсудить с молдавской стороной. Например, итоги встречи, прошедшей в декабре. Именно после неё снова начали работу экспертные группы Молдавии и Приднестровья. Только вот за это время они не смогли решить ни одну проблему. По мнению политологов, встреча президентов будет выгодна Владимиру Воронину - вести переговоры с приднестровской стороной перед выборами в парламент - значит показать населению Молдавии, что президент пытается решить проблемы. Хотя до этого в контактах между Тирасполем и Кишинёвом была длинная пауза. В вопросе о том, как решить приднестровский вопрос, у Тирасполя и Кишинёва позиции не совпадают. Приднестровская сторона настаивает на ведении переговоров в формате "2+1" (Молдавия, Приднестровье - стороны, Россия - гарант - прим. ИА REGNUM). Необходимо помнить, что ПМР ведет переговоры в первую очередь с Республикой Молдова. Не с Украиной, не с Россией, не с Соединенными Штатами, не с Европейским Союзом, и не с ОБСЕ, а именно с Молдавией. В Кишиневе, в свою очередь, до сих пор выступают за ведение переговоров в формате "5+2", - отмечается в сообщениях приднестровского телевидения.

"Новая газета" пишет: "Не прошло и нескольких месяцев, как 16 февраля 2009 года Приднестровье направило в адрес молдавской стороны ответ на предложения, переданные президентом Республики Молдова Владимиром Ворониным Игорю Смирнову в ходе встречи 24 декабря 2008 года. Молдавский пакет включал в себя законопроект, определяющий статус Приднестровья в составе Молдавии и проект совместной декларации. По мнению авторов ответа, в указанных предложениях официальный Кишинев не учитывает существующие реалии и волю народа Приднестровья, выраженную в ходе референдума 2006 года. Кроме того, предлагаемый молдавской стороной законопроект не является юридически и политически обязывающим документом для двух равноправных сторон конфликта. Что касается проекта совместной декларации, то по своей международно-правовой природе данный вид документа не может в полной мере стать альтернативой полноценным международным соглашениям, которые урегулировали бы конфликт между Республикой Молдова и ПМР".

"Таким образом, авторы приднестровского ответа считают, что данные документы не подходят как основа для результативного политического диалога и не рассматриваются приднестровской стороной как предмет для обсуждения в каких-либо форматах. Тогда возникает вопрос: а что может служить для этого основой? Ранее Тирасполь передал молдавской стороне заранее неприемлемый вариант своего видения решения проблемы - проект Договора о дружбе и сотрудничестве. Кишинев никогда не пойдет на подписание данного документа, который фактически является договором между двумя суверенными и независимыми субъектами. Молдавская сторона, как и ожидалось, отвергла это предложение. Теперь Игорь Смирнов продолжает игру на затягивание процесса, прикрываясь референдумом, и заявляет, что держит курс только на независимость", - отмечает издание.

"Странно, что именно такие действия произошли после поездки приднестровского руководства в Москву, где, как известно, обсуждались, в том числе, и вопросы урегулирования. Эксперты не склонны думать, что это позиция России. В то же время становится все более ясно, в Кремле еще не дали окончательную отмашку на урегулирование, на что так надеялись в Кишиневе", - подчеркивает газета.

"В Молдавии выборы. Как всегда бывает в таких случаях, их участникам не до таких проблем, главное для них - голоса. Голоса избирателей. Поэтому самые активные действия на фронте приднестровского урегулирования можно ожидать не раньше середины весны. А до этого времени Тирасполь будет демонстрировать стремление к независимости на фоне обвала рубля и отсутствия денег в казне", - резюмирует издание.

Молдавия - Румыния: "В голосе Кишинева вместо румынского фальцета прорезался американский тенорок"

"Экспансия румынских националистов начинает принимать болезненную хроническую форму, - пишет газета "Приднестровье". - Кто-то борется против этой экспансии, а кого-то эта национал-румынская болезнь устраивает. Некоторые люди ее поощряют, всячески содействуют её развитию, а подчас используют это болезненное состояние румынского государства и румынской популяции в своих интересах, направляют его в нужное русло. Сегодня мы являемся свидетелями того, как с согласия и при поддержке мирового сообщества, национал-румыны захватили территорию, где 50 лет была законная легитимная Молдавская Советская Социалистическая Республика. Захват власти произошёл методом государственного переворота, подготовленного и организованного внутренними прорумынскими силами. Предварительно в нарушение закона на территории был насильно введён "государственный" язык этих оккупантов - румынский. Переворот произошёл под румынским флагом - "триколором". Это был уже третий захват Румынией Бессарабии, бывшей законной российской территории - Бессарабской губернии. Жители пророссийского Приднестровья (бывшей Новороссии), никогда не входившего даже в состав Бессарабии, не пожелали жить под румынским триколором и говорить на чужом и чуждом для них румынском языке. В результате проведённого всенародного референдума граждане провозгласили своё независимое государство - Приднестровскую Молдавскую Республику. Уже девятнадцатый год ПМР отстаивает своё право на самостоятельность, защищённую в войне с Молдавией".

"На территории ПМР узаконены три официальных языка - русский, молдавский и украинский. Румынский язык и флаг здесь не признаются. Политики международного сообщества называют это "приднестровским конфликтом" и всячески стараются втолкнуть российское Приднестровье в прорумынскую Молдавию. Положение ПМР особенно осложнилось после "смены караулов" в Госдуме Российской Федерации. Пришедшие к власти и не разобравшиеся в ситуации "новые политики", поверившие лживому и лицемерному президенту Воронину, упорно вталкивают Приднестровье и его народ во враждебное государство - Республику Молдова. Ожидаемый результат может быть только один - война, ещё более кровопролитная, чем в 1992 году, потому что народ Приднестровья, проголосовавший на референдуме 2006 года за независимость, будет стоять за неё насмерть", - отмечает издание.

"Жизнь и судьба Приднестровья и его народа похожи на амплитуду колебаний маятника - сплошь взлёты и падения. И зависит это не от желания приднестровского народа и даже не от руководства республики, а от очередных капризов некоторых российских чиновников. К глубокому сожалению, судьба приднестровского государства порою зависит от некоего каприза очередного барского отпрыска "Трилли" (из "Белого пуделя" Куприна). Именно он сегодня решает, быть или не быть Приднестровью и его народу. Это он буквально вталкивает народ российского Приднестровья в национал-фашистскую прорумынскую Молдавию, где правит политический шантажист Воронин. Хотелось бы спросить у такого "политика", имеет ли он хотя бы малейшее понятие о том, что из этого получится?", - пишет газета.

"Республика Молдова для ПМР, во-первых, является ближайшим соседом. Причём официальной границы у нас нет, а это значит, что полностью изолироваться от Молдавии мы не можем, а это чревато многими неприятностями. Во-вторых, у Молдавии давно поменялся "хозяин". Сегодня это уже не Румыния, а США, поэтому в голосе официального Кишинева прорезался уже не фальцет, а тенорок. Постоянной осталась линия поведения молдавского государства: это по-прежнему выполнение указаний "хозяина". Именно Молдавия выполняет задание "хозяев" по делегитимации Приднестровья, а заодно вводит в заблуждение руководство России. Они, "хозяева", и сами такие же, у них тоже всё построено на лжи, только называется это "геополитика" (глобальная ложь). Если в начале 90-х ХХ века правящая прорумынская клика Молдавии ориентировалась на объединение с Румынией, то сегодня она давно поменяла ориентиры. Ориентиры у Молдавии сегодня совсем другие. Господа политики из "мирового сообщества", стараясь втолкнуть пророссийское Приднестровье в прорумынскую Молдавию, заявляют, что существенных противоречий между Республикой Молдова и Приднестровьем нет. Также эти господа делают вид, что они не знают о национал-румынском факторе, играющем главную роль в конфликте и противостоянии между Бессарабской и Приднестровской частями бывшей Молдавской ССР. А это как раз и послужило причиной конфликтной ситуации, ликвидации Молдавской ССР и образования на её Бессарабской части прорумынской Республики Молдова. Именно румынский фактор (с согласия и при поддержке международного сообщества) сыграл главную роль в разрыве и разделе Молдавской ССР по национально-идеологическим причинам", - пишет газета "Приднестровье".

"Почему Запад всячески поддерживает Молдавию? Потому что Молдавия - оплот национал-фашизма, государственного терроризма, государственного грабежа, узаконенного и поддерживаемого ОБСЕ, форпост американского глобализма. Потому что Молдавия выполняет всю грязную работу за своих "хозяев", а "хозяева" ей платят чаевые (чтобы жить не работая). Зачем такому "государству" экономика? На "чаевые" прожить тоже можно", - резюмирует издание.

ИА "Ольвия-пресс" пишет: "Идеологическая пропасть, образовавшаяся между двумя берегами Днестра, вызвана кардинальной сменой геополитических ориентиров Кишиневом. Уже в 1989 году националистическая деятельность Народного фронта, прочно окопавшегося в Верховном совете Молдавской ССР, и дискриминационные законы молдавского парламента привели к протестам среди населения Приднестровья, а впоследствии и к образованию Приднестровской Молдавской Республики. Мнение жителей "левобережных районов", не пожелавших переквалифицироваться в румын, покорно приняв роль "пришлых", "нетитульных", "манкуртов", "оккупантов" и т.д., кишиневские законодатели отказались услышать. Впоследствии, их менее "одиозные" соратники справедливо сочтут, что отказ от либерализации нескольких законопроектов, ставших точкой преткновения, тогда был явной тактической ошибкой. Мол, замяли бы дело, и не было бы непризнанной республики. Не замяли. В 2010 году приднестровцы отметят 20-летие своей государственности. А на год текущий приходится другая круглая дата - прошло ровно два десятилетия с момента начала борьбы приднестровского народа против дискриминационной прорумынской политики кишиневских властей. 16 февраля 1989 года в кишиневской печати был опубликован проект закона "О функционировании языков на территории МССР". Подготовленный Союзом писателей РМ, он предусматривал административную и уголовную ответственность за использование в официальном общении иного языка, нежели государственного. Таковым признали молдавский, спешно переводившийся с кириллической на латинскую графику, и отныне идентичный румынскому. На этом фоне принципиально модернизировалась сама идеологическая платформа молдавской государственности. В целом, суть последовавших преобразований предельно проста. Согласно замыслам кишиневских управленцев, нацеленных на интеграцию с Румынией, государственность молдаван - не государственность, не молдавская, и ее никогда не было".

"Выбранная стратегия всесторонне отвечала интересам западных игроков, стремившихся закрепиться в регионе в условиях фактического, а затем и юридического крушения СССР. Но они-то прекрасно понимали, что демонтаж МССР - полдела. Необходимо было видоизменить самосознание граждан республики, в первую очередь самих молдаван. Решение такой задачи не ограничивалось подменой одних только государственных символов и требовало длительного и систематического воздействия. Предстояло начисто переписать историю целого народа. Народа, исконно жившего в мире с восточными славянами (русскими, украинцами) и единоверного им", - отмечает агентство.

"Миссия оказалась настолько трудной, что, в конечном счете, собственной истории молдаван просто лишили. Вот уже почти 20 лет молдавским школьникам целенаправленно преподают "Историю румын" (в 2006 году "История румын" в молдавских школах была заменена курсом интегрированной истории - прим. ИА REGNUM). В одной стране повсеместно изучают историю другой! Ниспровергнув догмы исторического материализма, представители официальной историографии Молдавии с усердием стали заново переписывать прошлое. Чаще всего новые учебники готовились торопливо и поверхностно на основе национальных мифов, сказаний, народных преданий, а то и неумных выдумок и даже анекдотов. Политическая заданность таких историй не только не приближала их к научной объективности, но отдаляла от нее. А тезис о принадлежности молдаван к единой румынской нации, утверждался совершенно безапелляционно и не допускал малейших сомнений в своей истинности. Даже из беглого знакомства с исторической доктриной "румынизма" в молдавских школах её научная несостоятельность становится совершенно очевидной. Достаточно произвести на неокрепшие умы соответствующее впечатление, убедить молдаван, что они, на самом деле не какие-то "бессарабцы", а представители (хоть и с периферии!) древнейшего румынского народа, который, будучи прямым потомком римлян, призван владеть самыми обширными территориями", - пишет ИА "Ольвия-пресс".

"В одном из молдавских учебников ("Новейшая история румын. Экспериментальный материал для IX класса") с упоением описываются все прелести оккупационного режима в губернаторстве "Транснистрия" с 1941 по 1944 гг. На полном серьезе школьников убеждают, что румынская администрация проявляла о завоеванном народе трогательную заботу. И неудивительно, что, набравшись мудрости из подобных учебников, школьники идут на демонстрации и требуют снести памятник "бандиту" Котовскому, чтобы установить на этом месте памятник "святому национальному мученику" Иону Антонеску. Для приднестровцев это звучит, по меньшей мере, дико. Живы ещё люди, которые помнят немецко-румынское "освобождение" в 1941 - 1944 годах. Упаси Боже потомкам пережить подобное. На самом же деле основным методом оккупационного управления был террор. Повсеместно проводились расстрелы местного населения, создавались гетто. Как отмечают историки Великой Отечественной войны, оккупанты не оправдали ничьих социальных ожиданий - и молдавское, и славянское население края было подвергнуто беспримерному насилию, эксплуатации и грабежу. Пострадали от таких "благодетелей" все! Только в Дубоссарах (Приднестровье), например, эсесовцы уничтожили около 18000 местных и депортированных евреев. В концлагерь мог попасть кто угодно - достаточно было не понравиться румынскому чиновнику. Среди других достоинств режима "освободителей" также были непосильный принудительный труд, голод и эпидемии сыпного тифа, которые только за два года в Рыбницком районе (Приднестровье) унесли свыше 5000 жизней. Население нынешней ПМР, составлявшее в начале 1941 года 288,4 тыс. человек, всего за три года оккупации сократилось до 201,5 тыс.", - отмечает агентство.

"В учебниках истории, подготовленных группой историков Молдавского госуниверситета, утверждается, что когда в 1941 году Румыния вступила в войну на стороне Германии, она всего лишь выполняла функции прикрытия германской армии - фашизм тут ни при чем. И более того, "своим участием в военных действиях Румыния в немалой степени способствовала поражению фашистской Германии". Молдавским идеологам следовало бы всерьез призадуматься - стоит ли вообще связываться с таким ненадежным союзником. Во всяком случае "румынский фактор" уже проявил свою разрушительную силу в случае с Приднестровьем, фактически сыграв роль детонатора. Так, посол Румынии в Молдавии Виктор Бырсан уже в 1993 году признал, что румынские национал-радикалы из Кишинева сами сеяли отчуждение между молдаванами двух берегов Днестра, именуя левобережных молдаван манкуртами (согласно Чингизу Айтматову - люди, утратившие память). В политическом трактате "История Молдавии в датах" (1998г.), историк Василе Стати в этнополитическом расколе Молдавии обвиняет унионистов, требовавших объединения с Румынией. Левобережные молдаване, отмечает он, были оскорблены ярлыком "манкурты". А термин "румын" для большинства жителей Приднестровья звучит издевательски. Таким образом, вину за провоцирование военного конфликта Василе Стати также возлагает на прорумынских националистов, которые, игнорируя историю этих районов, их национальную специфику - культурную и лингвистическую, обострили отношения между берегами. Обострили, вплоть до самой острой фазы гражданского конфликта в регионе - войны 1992 года", - пишет ИА "Ольвия-пресс".

"Депутат молдавского парламента Виктор Степанюк (с января 2008 года вице-премьер-министр Молдавии - прим. ИА REGNUM) в своей книге "Государственность молдавского народа" отмечает, что жители левобережных районов стремились сохранить молдавскую национально-культурную самобытность перед угрозой румынизации. "Прорумынские силы из комиссии Верховного совета Молдавской ССР, - отмечает он, -... навязали республике, её образовательной системе "историю румын", румынский язык... В Приднестровье учителя и всё общество воспротивились такому наглому навязыванию чужой идеологии и политики". Включение в закон "О функционировании языков на территории Молдавской ССР" положения об идентичности молдавского и румынского языков было воспринято как свидетельство курса на присоединение Молдавии к Румынии. Таким образом, попытка построения в Молдавии мононационального государства, выпятив интересы одного народа в ущерб другим, и привела к вооруженному конфликту с Приднестровьем", - отмечает агентство. "Сегодня правящие круги Молдавии даже не пытаются что-либо изменить. Историю в этой стране по-прежнему учат чужую, видимо полагая, что она в большей степени, чем собственная соответствует национальным интересам. Вот только чьим? Время от времени руководство страны в угоду сиюминутной выгоде порицает агрессивный румынизм, но не борется с ним. Все это, плюс незнание своей истинной истории, продолжает оказывать влияние на неокрепшие умы подрастающего поколения граждан Молдавии. И конца этой "истории" пока не видно", - подводит итог информагентство.

Экономика: "Курс приднестровского рубля достиг "апофигея"

В сообщениях Первого республиканского телеканала Приднестровья говорится: "Официальный курс доллара после корректировки Центробанком не менялся, а обменные пункты коммерческих банков запестрели невиданными цифрами (Приднестровский республиканский банк 5 февраля произвел официальную корректировку курса рубля ПМР. В результате текущие курсы продажи наличного доллара США варьируются в интервале от 8,8 до 8,9 рублей ПМР, а максимальный курс продажи отмечен на уровне 9 рублей ПМР. 1 российский рубль = 0,25 рубля ПМР - прим. ИА REGNUM). В течение года курс приднестровского рубля был как никогда стабильным по отношению к американскому доллару. Но глобальный кризис сделал свое дело - продукцию за рубеж мы не продаем, денег за ее производство не получаем. На этой неделе курс доллара в обменных пунктах достиг своих высших показателей. За единицу американской валюты давали и 11, и 12 рублей ПМР. По официальному курсу доллары можно было только продать. Приднестровским республиканским банком была выявлена тенденция установления банками и кредитными организациями курсов покупки и продажи долларов США, значительно превышающих действующие официальные курсы. ПРБ настоятельно рекомендовал придерживаться не более, чем 10-процентного отклонения курсов покупки и продажи от официальных. Активность проявило и Управление по борьбе с экономическими преступлениями МВД ПМР. В УБЭП заявили - принимаются меры, чтобы не было случаев получения прибыли с помощью валютных махинаций".

"Кассиры отмечают, что паники у обменных пунктов уже нет. А экономисты считают, что спрос на иностранную валюту пока не вернется к обычному уровню. Специалисты считают, что резкое падение курса рубля сложилось из-за того, что никто в ПМР - ни Верховный совет, ни Кабинет министров - не занимаются платежным торговым балансом. В настоящее время в республике импорт в 1,5-2 раза превышает экспорт. Золотых запасов в ПМР нет, валютные запасы тоже минимальны. Сейчас в республике оптимистичных прогнозов относительно курса рубля никто не делает", - отмечается в сообщениях приднестровского телевидения.

"Новая газета" пишет: "Приднестровский рубль, со скоростью истребителя входящего в пике, начал терять свои высоты: 8,90 руб. за $1; 9,30; 9,60; 10,00 и, наконец, апофигей - 11,00 рублей за $1! Во всяком случае, такую картину можно было наблюдать в некоторых обменных пунктах. Сейчас покупка валюты стала настоящей проблемой. Ясно одно: власти не могут контролировать курс рубля из-за отсутствия каких-либо ресурсов. Ведь в Приднестровье не бьют нефтяные фонтаны, а также нет алмазов, бриллиантов, золотых самородков, жемчугов и прочих "вечных ценностей". Вернее они есть, но только у очень маленькой группы людей, далекой от простого народа".

"Бюджет республики на 2009 год не рассчитывался из нынешнего курса рубля, а сейчас только начало года! Что же теперь происходит в государстве? Падение покупательной способности населения - раз, падение реального уровня доходов - два, свертывание мелкого бизнеса, привязанного к курсу валюты - три... Что стоит сегодня средняя пенсия в 600 рублей ПМР? Раньше она была эквивалентна $68, а сейчас всего меньше $60. Но это, как предсказывают специалисты-оптимисты, еще не предел", - отмечает издание.

"Есть, конечно, надежда на поступления из-за рубежа от приднестровских гастарбайтеров. Но власти решили скрыть от общественности, какие потоки денег поступают от них в ПМР. Как сообщило ИА REGNUM, председатель Приднестровского республиканского банка Оксана Ионова "запретила выдавать" агентству информацию об объемах денежных переводов приднестровских гастарбайтеров на территорию ПМР. После почти двухмесячной подготовки ответа на запрос, с корреспондентом ИА REGNUM в Приднестровье связался заместитель председателя ПРБ Вадим Степанов. Он сообщил, что "официальный ответ Приднестровского республиканского банка готов, но председатель банка Оксана Ионова запретила выдавать данную информацию". О причине отказа Вадим Степанов не сообщил. Чего боятся наши власти? Правды? Так она уже настолько остра и неудобна, что выступает из любых ретушируемых властью мест", - резюмирует издание.

Газета "Профсоюзные вести" пишет: "Последняя неделя в ПМР прошла под знаком падения приднестровского рубля и роста курсов доллара и евро. И если раньше евро в республике еще "скакал" вверх-вниз, то доллар твердо держался одной отметки, невзирая на события во внешнем мире. Обвал российского рубля и украинской гривны и рост доллара в странах СНГ долго не сказывались на приднестровском рубле, но то, чего опасались местные финансисты, случилось: рубль ПМР покатился вниз, доллар США уверенно начал набирать силу. На рынках обеспокоенные падением рубля хозяева начали закрывать магазины для пересчета цен товара в условиях изменившегося курса доллара. В народе, естественно, сразу же начали делать прогнозы о дальнейшем росте курса доллара и о грядущем скачке цен на продовольствие и промтовары. В соседней Украине гривна обвалилась еще осенью 2008 года, однако на ценах это особо не сказалось. Конечно, инфляционные процессы наблюдаются, но они не прямо пропорциональны обесцениванию национальной валюты. Украине цены удается сдерживать за счет собственного производства, так как эта республика большей частью кормит себя сама, поэтому на основные продукты питания цены не поднимаются. А значит и Приднестровью, потребляющему продукцию преимущественно из Украины, паниковать не стоит. Если, конечно, некоторые ловкачи не начнут спекулировать на ситуации".

"Конечно, "твердости" приднестровскому рублю никто не обещает, но никто и не предрекает его полную девальвацию. Мы хоть и непризнанны, но все же не изолированы от внешнего мира и напрямую зависим от процессов, происходящих извне. Будет доллар расти в мире - будет расти и у нас, упадет за рубежом - упадет и здесь. Укрепится российский рубль - выровняется ситуация и в ПМР. ПРБ, не давая особых прогнозов, все же старается сдерживать ситуацию, не позволяя рублю свободно катиться вниз", - отмечает издание.