Канадские психологи доказали, что у отвращения к несправедливости и к горькой пище общее происхождение и единый физиологический механизм. Психологи Хана Чапман и её коллеги из Университета Торонто утверждают, будто им удалось доказать, что одно и другое так же отвратительны. Иногда говорят, что избиение заведомо слабых, отъём денег у бедных, вид кровавой блевотины на кровати и вкус хинина во рту одинаково отвратительны.

Работа канадских учёных опубликованна в последнем номере Science. Учёные сравнили реакцию лицевых мускулов на горькие жидкости, омерзительные изображения и оскорбляющие человеческое достоинство финансовые предложения. Реакция вышла совершенно одинаковой. По словам авторов работы, среди всех мимических движений, что они изучили (их список, впрочем, в статье не приводится), нашёлся всего один по-настоящему универсальный признак отвращения к горькому. Это движение поднимающих мускулов верхней губы, которые в дополнение к своей номинальной функции ещё и сморщивают нос и углубляют складку под ним. Электрический потенциал, возникающий при сокращении этой мышцы, был использован для измерения интенсивности неприятных ощущений.

Затем учёные удостоверились, что ровно тот же сигнал возникает и при демонстрации испытуемым (это уже были другие добровольцы) всякий отвратительных изображений - открытых ран, загаженных по края унитазов, мерзких насекомых и прочего. Результатом было то же сокращение мышцы и те же значения электромиографии (измерение электрического потенциала на мышцах). А вот на просто грустные, но не отвратительные изображения - фото бездомных, дорожных происшествий, безнадёжно больных и потерянных людей - реакция была хотя и отрицательной, но без подъёма верхней губы. Так что общность отвращения от горького и от нечистот можно считать доказанной, уверены канадские психологи.

А дальше пришла очередь самого главного теста - на отвращение к морально неприемлемому. В качестве последнего учёные выбрали несправедливость, смоделировав её в стандартной психологической игре "Ультиматум". Результат был всё таким же: чёткая корреляция между потенциалом на levator labii и уровнем отвращения, которые также прекрасно коррелировали с "несправедливостью" предложения.

Отсюда Чапман и её коллеги делают свой главный вывод: морально неприемлемые действия "вызывают то же отвращение, что и переносчики болезней и неприятный вкус". Не совсем так, замечают психологи Пол Розин и его коллеги из Университета американского штата Пенсильвания в сопровождающем статью Чапман комментарии. Работа канадцев показывает лишь то, что три исследуемых стимула (горький вкус, нечистоты и несправедливость) вызывают одну и ту же ответную реакцию.

Может быть, нечистоты и несправедливость обрабатываются по отдельности и просто запускают одну и ту же реакцию - ту же, что автоматически провоцирует горький вкус. А может, организм приспособил для обработки моральных стимулов ту же систему оценки, что и для стимулов гигиенических. Последний вариант выглядит правдоподобнее с учётом того, что тот же организм приспособил единую систему реакции на все три типа раздражителей - оральные, гигиенические и моральные. Их внешние проявления неотличимы - здесь к Чапман вопросов нет.