3 марта комиссия при правительстве Москвы по сохранению зданий в исторически сложившейся части города (так называемая "несносная комиссия") под председательством заместителя мэра Москвы Владимира Ресина рассмотрит вопрос о дальнейшей судьбе ансамбля Московского газового завода по адресу: Нижний Сусальный переулок, д. 5.

Завод по производству газа, предназначенного для освещения, путем сухой перегонки каменного угля был построен в 1865 году. Отсюда по всей Москве расходились сотни верст трубопроводов, снабжавших уличные фонари "текучим газом". Самыми выразительными сооружениями на его территории стали четыре громадных цилиндрических здания из кирпича, внутри которых располагались разервуары для хранения газа - газгольдеры, построенные по проекту Рудольфа Бернгардта. Их высота - 20 м, диаметр 40 м. Наряду с газгольдерами были построены административный корпус, цеха и другие сооружения. Позднее при увеличении мощности завода рядом с ними появился еще один небольшой газгольдер и новые корпуса.

По мнению экспертов в области истории архитектуры, все эти постройки образуют единый ансамбль промышленных зданий, редкий для России и находящийся в достаточно хорошей сохранности. В частности, один из газгольдеров до сих пор сохранил уникальную конструкцию перекрытий купола.

В середине 1940-х гг. газовый завод был перепрофилирован. В 1990-х гг. он занимался производством трубопроводной и запорной арматуры и получил название "Арма". В 2002 г. производство на территории завода было остановлено, его площади сдавались в многочисленным арендаторам. Необычные здания привлекли внимание художников, дизайнеров, галерейщиков, архитекторов, представителей фэшн-индустрии, в среде которых родился проект реконструкции комплекса бывшего газового завода с сохранением всех исторических построек и приспособлением их к использованию в качестве квартала искусств и арт-бизнеса. Подобные кварталы, созданные на основе промышленных объектов XIX-начала XX в. существуют во многих городах Европы.

В настоящее время на территории Газового завода находятся шоу-рум известного дизайнера Дениса Симачева, DENIS SIMACHEV CLUB, "Якут-галерея" Александра Якута, клуб "Газгольдер", магазины известных европейских марок одежды, редакции журналов, посвященных моде и современному искусству и другие подобные заведения, благодаря которым эта территория получила репутацию одного из самых модных мест Москвы.

Несмотря на то, что весь комплекс зданий Газового завода был заявлен к постановке на государственную охрану как образец промышленной архитектуры, по решению историко-культурного экспертного совета при комитете по культурном наследии города Москвы (Москомнаследия), статус ценных градоформирующих объектов получили только газгольдеры и два заводских корпуса. Таким образом единый ансамбль исторического завода оказался вне государственной охраны.

В столице никогда еще не предпринималось попыток сохранения столь крупного целостного комплекса промышленной архитектуры, хотя Москва знает ряд удачных примеров так называемой индустриальной конверсии - приспособления исторических промышленных зданий к современному использованию. Это конференц-центр "Экстраполис", созданный на базе здания типографии, построенной по проекту Федора Шехтеля, бизнес-центр "Фабрика Станиславского" (на базе бывшего медеплавильного и кабельного завода) и др. В то же время арт-кластер Artplay, созданный на базе корпусов шелковой фабрики "Красная Роза", в 2008 г. прекратил свое существование в результате сноса построек фабрики.

По просьбе ИА REGNUM, ситуацию вокруг ансамбля Московского газового завода прокомментировал заместитель председателя Экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы (ЭКОС), генеральный директор Центра историко-градостроительных исследований (ЦИГИ) Виктор Шередега.

"Конечно, это самый настоящий памятник промышленной архитектуры со всеми своими достоинствами и проблемами, - сказал он. - Разумеется, речь не идёт о том, чтобы законсервировать его в нынешнем виде. Во всём мире исторический "пром" реконструируется, сохраняя свои ценностные характеристики и приспосабливаясь к нуждам современного города. Наиболее яркий пример того, что можно сделать с газгольдерами при наличии доброй воли - венский комплекс "Газометр".

"ЭКОС в своё время одобрил проект Марины Асадовой, согласно которому кроме четырёх огромных башен-газгольдеров сохраняются, реставрируются и приспосабливаются еще восемь фабричных корпусов. Что-то мы согласовывали к сносу в этом обширном комплексе, но я абсолютно уверен, что в "условно-снесенных" не было ничего равного по значимости той части, которая предлагалась к сохранению, - пояснил Виктор Шередега. - Да, вокруг предполагается наворотить немало нового, кому-то это может быть претит, но даже в Вене без серьезных современных дополнений дело не пошло. Попробуйте назвать исторический промкомплекс такого масштаба, который был реставрирован и приспособлен к новым функциям хоть в Советской России, хоть в постсоветской? Кстати, "инвесторам" этот одобренный ЭКОСом предпроект совершенно не понравился и они тут же начали "работать" с Москомнаследия в плане сокращения сохраняемой части. Немецкой фирмой Schweger Assoziierte был сделан проект, согласно которому от завода оставались лишь газгольдеры и два небольших уличных корпуса. Потом зашла речь о строительстве огромного бизнес-парка, тотальном сносе исторического комплекса и "воссоздании" (!) одного из газгольдеров. Не исключено, что на завтрашнем заседании будет продавливаться снос заводских корпусов, возможно, для начала какой-то их части. Тем более, что инвестор заказал дорогущую экспертизу, призванную доказать, что стены зданий навечно отравлены какими-то химикатами. Отмечу также, что мы не знаем, под какой проект у нас будут просить разрешения на снос зданий - согласно новым правилам Москомнаследия, эксперты не информируются о планах инвестора".