Румыния - Россия: "Лавров обещал возобновить деятельность румыно-российской комиссии по возвращению в Румынию её золотого запаса". Приднестровское урегулирование: "Молдавия и Приднестровье наперегонки стараются угодить Москве". Румыния - Украина: "Румыния будет поддерживать интеграцию Украины в ЕС, даже несмотря на военный шпионаж Киева против Бухареста". Румыния - Косово: На процессе в Международном суде ООН по Косово Румыния выступит на стороне Сербии.

Румыния - Россия: "Лавров обещал возобновить деятельность румыно-российской комиссии по возвращению в Румынию её золотого запаса"

Министр иностранных дел Румынии Кристиан Дьяконеску в ходе своего официального визита в Москву, состоявшегося 27 февраля, обозначил три приоритета двусторонних румыно-российских отношений, пишет Ziua. По его мнению, сотрудничество Бухареста с Москвой, в первую очередь, должно быть направлено на увеличение объёма торгового баланса между двумя странами, на усиление присутствия Румынии в российской экономике и на реализацию совместных бизнес-проектов на рынках третьих стран.

В ходе совместной пресс-конференции двух министров, в распоряжение газеты Ziua попало содержание рабочих записей Сергея Лаврова, где были перечислены вопросы, представляющие интерес для России. На одном из листков блокнота со штампом Министерства иностранных дел России, можно было прочесть: "визит Бэсеску, "Южный поток" и экспорт газа по прямым маршрутам".

Впрочем, оба министра сделали особый упор в своих заявлениях на экономические аспекты, пишет Ziua. "Альтернативные источники ресурсов и энергии - это вопросы нашей повестки дня, и мы приветствуем их детализацию на основе тщательного анализа", - заявил Дьяконеску. Глава российского МИД в свою очередь отметил, что российская сторона согласна с необходимостью "продолжения активизации политического диалога". "Считаем важным и далее развивать юридическую сторону нашего сотрудничества. Уже есть ряд проектов соглашений, которые в ближайшее время будут подписаны", - заявил Лавров.

Лавров отметил, что Россия заинтересована в развитии экономического сотрудничества с Румынией, подчеркнув, что эта сфера может стать "локомотивом для развития всего комплекса двусторонних отношений", продолжает Ziua. По его словам, в скором времени должно состояться совместное румыно-российское правительственное заседание по вопросам экономического и научно-технического сотрудничества. Касаясь энергетического сотрудничества между Россией и Румынией и, в частности, поставок газа, Лавров заявил, что "в решении этого вопроса не существует никаких препятствий" и выразил согласие с Дьяконеску в том, что "стороны должны дать соответствующие сигналы на политическом уровне".

Напомнив о прошлогодней встрече президентов двух стран, Лавров отметил, что контакты Бэсеску с Медведевым продолжились и в этом году, в частности, в начале года между ними состоялся телефонный разговор, пишет Ziua. В то же время, Лавров обошёл вниманием возможный визит Бэсеску в Москву. Говоря о возможном изменении переговорного формата по приднестровскому урегулированию, глава российского МИДа отметил, что "это может произойти лишь вследствие прямой договорённости между Тирасполем и Кишинёвом".

Любая страна, которая стремится снизить свою энергетическую зависимость, не должна восприниматься в негативном свете. Об этом во время своего официального визита в Москву заявил министр иностранных дел Румынии Кристиан Дьяконеску, пишет в другом материале на эту тему Ziua. Выступив перед представителями дипломатического корпуса, членами Дипломатической академии и студентами, которым скоро предстоит стать дипломатами, с речью о румыно-российских отношениях, Дьяконеску ответил и на вопросы о перспективах энергетических отношений в регионе. "Энергетика становится для всех стран всё более актуальной темой. В условиях кризиса энергетическая проблема становится проблемой безопасности. Все должны понимать, что любая страна, имеющая определённый уровень зависимости, будет искать альтернативу. И если страна будет пытаться снизить эту энергетическую зависимость, снизить зависимость вообще, то она не должна восприниматься с критических позиций", - заявил глава румынского МИД.

На вопрос ректора Дипломатической академии Александра Панова о том, каково отношение Румынии к предложению Москвы о новом Соглашении по европейской безопасности, Дьяконеску ответил уклончивым дипломатическим языком, продолжает Ziua. "Это интересная идея. Она важна для всех стран, к которым обращена инициатива по развитию безопасности в регионе. Важно изучить все имеющиеся возможности. Румыния готова к продолжению диалога и поиску решения, приемлемого для всех сторон, тем или иным образом вовлеченных в этот вопрос", - ответил министр. "Важно подходить к решению проблемы с учетом интересов граждан и изучением новых концепций по безопасности, позволяющих решить все угрозы, с которыми мы сегодня сталкиваемся. Мы готовы к обсуждению и поиску решения проблемы за столом переговоров", - добавил Дьяконеску.

Визит в Москву и встреча с российским коллегой Сергеем Лавровым были для Кристиана Дьяконеску первыми с момента вступления его в свою должность, пишет Interesul Public. Выступая перед сотрудниками и студентами Дипломатической академии при МИД РФ на тему "Румыно-российские отношения после расширения ЕС в 2007 году", Дьяконеску заявил, что Румыния и Российская Федерация, для того, чтобы построить надёжные и выгодные двусторонние отношения, должны преодолеть различия в своих взглядах по некоторым вопросам. "Наши страны по многим вопросам имеют общий подход, однако, по некоторым другим наши взгляды различаются", - заявил Дьяконеску. Румыния и Россия, по его словам, должны осознать всю значимость этих вопросов и найти способы преодоления возможных разногласий.

В субботу, уже по возвращении в Румынию, Дьяконеску сообщил ещё об одной достигнутой договорённости: после трёхлетнего перерыва должна возобновить свою деятельность совместная румыно-российская комиссия по возвращению в Румынию её золотого запаса и других ценностей, вывезенных на хранение в Россию ещё в годы I мировой войны, пишет Cotidianul international. "В определённый момент эта комиссия начала свою работу, однако в течение последних лет работа была остановлена. Мы это обсуждали с господином Лавровым, и он обещал, что российская сторона даст соответствующий сигнал", - заявил Дьяконеску в эфире румынского телевидения.

Также, по словам Дьяконеску, с российской стороной обсуждалась возможность передачи румынскому МИД хранящихся в российских архивах сотен тысяч дел румынских военнопленных времен II мировой войны и депортированных из Бессарабии и Северной Буковины румынских узников сталинских лагерей, продолжает Cotidianul international. На тот момент, когда органы НКВД осуществляли массовую депортацию сотен тысяч румын, все они имели румынское гражданство, но, впоследствии, были незаконно его лишены. Напомним, что бывший министр иностранных дел Румынии Михай Рэзван Унгуряну смог добиться получения из московских архивов всего лишь одного дела о румынском военнопленном. Содержание этих дел могло бы помочь румынам Республики Молдова в деле восстановления румынского гражданства, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: Румынский золотой запас был передан на хранение Российской империи в декабре 1916 года, после того как в августе того же года Румыния вступила в Первую мировую войну на стороне Антанты, и ее территория была оккупирована Германией и ее союзниками. В 1918 году Румыния оккупировала Бессарабию, входившую с 1812 года в состав Российской империи, и вопрос возвращения "румынского золота" увязывался правительством СССР непосредственно с прекращением оккупации Бессарабии. В 1940 году Бессарабия была включена в состав Молдавской ССР, но уже в 1941 году Румыния совместно с гитлеровской Германией оккупировала территорию СССР. По Парижскому мирному договору 1947 года Румыния была обязана выплатить СССР репарации на сумму $300 млн, что составляло лишь пятую часть реального ущерба, нанесенного Румынией Советскому Союзу за период оккупации. Но после установления в Румынии коммунистического режима в том же 1947 году, репарации были отменены, а в 1956 году по решению Никиты Хрущева часть румынских ценностей была возвращена в качестве жеста доброй воли. Пришедший в 1965 году к власти в Румынии Николае Чаушеску потребовал вернуть оставшееся золото, на что получил отказ, мотивированный тем, что долги Румынии, в том числе и в рамках Организации Варшавского договора, значительно превышают стоимость оставшегося в СССР румынского золотого запаса. В 1997 году Румыния вновь подняла вопрос о возвращении золотого запаса, который до сих пор является одним из препятствий для установления нормальных российско-румынских отношений.

Приднестровское урегулирование: "Молдавия и Приднестровье наперегонки стараются угодить Москве"

Разрешение приднестровского вопроса в большой степени зависит от воли России, пишет Ziua. Двойную игру, которую Кремль ведёт с двумя сторонами конфликта, красноречиво проявил глава российского МИД Сергей Лавров во время своего визита в Кишинёв и Тирасполь на минувшей неделе (глава МИД РФ Сергей Лавров не посещал Тирасполь, 23-24 февраля он находился с визитом в Кишиневе; в Тирасполе 25 февраля находился с визитом посол по особым поручениям МИД РФ Валерий Нестерушкин - прим. ИА REGNUM). Приднестровские сепаратистские власти поддержали инициативу Москвы и дали согласие на проведение трёхсторонней встречи Медведева-Воронина-Смирнова, хотя и понимают, что подобная встреча может быть использована действующей молдавской властью в своих предвыборных целях.

По мнению международных аналитиков, Россия преследует цель стать единственным арбитром в разрешении приднестровского конфликта, продвигая с этой целью трёхсторонний формат переговоров (Молдавия, Россия, ПМР) в ущёрб формату "5+2" (РМ, ПМР, РФ, Украина, ОБСЕ + США и ЕС в качестве наблюдателей), продолжает Ziua. Вместе с тем, заявлениями Лаврова Москва дала ясно понять, что намерена сохранить на территории Молдавии свои войска и вооружение, как один из элементов давления при разрешении приднестровского спора. В этом контексте молдавский президент Воронин хочет добиться поддержки Кремля до намеченных на 5 апреля выборов и ищет сближения с Москвой. Тем не менее, Воронин предупредил о том, что намеченные по предложению Кремля на март трёхсторонние переговоры, будут иметь лишь консультативный характер, а окончательное разрешение конфликта не может произойти в ином формате, чем "5+2" и с согласия всего международного сообщества.

Молдавия и Приднестровье наперегонки стараются сейчас угодить Москве, чтобы во время предстоящих переговоров чувствовать себя как можно лучше, пишет Ziua. Воронин пояснил, что играет "российскую карту" чтобы добиться успеха в разрешении спора с пророссийским Приднестровьем. "Мы возлагаем на Россию самые большие надежды", - заявил молдавский президент накануне трёхсторонней встречи с участием Дмитрия Медведева, на которой будут обсуждаться возможности "возобновления переговорного процесса". "Молдавская сторона, подготовившая Закон об особом правовом статусе Приднестровья (22 июля 2005 года парламент Молдавии в одностороннем порядке принял закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNUM), намерена услышать в рамках предстоящей встречи мнение Москвы и Тирасполя, которые пока не выступили с официальной позицией", - заявил Воронин. "Я рассматриваю предстоящую встречу как консультацию и как шаг вперёд в переговорном процессе. Я хочу услышать оценку нашего закона об особом правовом статусе приднестровского региона, которую нам официально пока не высказали ни Россия, ни Приднестровье", - заявил Воронин в интервью российскому изданию "Коммерсантъ" (Министерство иностранных дел Приднестровья официально отклонило предложения Молдавии еще 16 февраля, т.е. за 10 дней до цитируемого интервью Воронина газете "Коммерсантъ" - прим. ИА REGNUM). В свою очередь, сепаратистские лидеры выразили готовность и согласие на увеличение роли России в переговорном процессе, что, по их мнению, является намного более предпочтительным переговорному формату "5+2". "Разумеется, мы поддерживаем намерение России организовать эту трехстороннюю встречу, тем более что переговоры в формате "5+2" блокируются уже 3 года", - заявили на минувшей неделе официальные представители Тирасполя.

Румыния - Украина: "Румыния будет поддерживать интеграцию Украины в ЕС, даже несмотря на военный шпионаж Киева против Бухареста"

Прокуратура Румынии объявила о том, что располагает доказательствами шпионажа младшего офицера Министерства обороны Румынии Флоричела Акима в пользу Украины, пишет Gandul в материале под заголовком "Украинцы шпионят за Румынией". Представители румынских спецслужб заявили, что "был нанесён ущерб национальной безопасности страны". Однако никто из официальных представителей румынских властей - ни МИД, ни президентура, ни правительство - не стали комментировать эту информацию. Единственное, о чём удалось узнать, так это о высылке из страны украинского военного атташе.

Спецслужбы заявляют, что уже несколько лет наблюдают за "предателем" Акимом Флоричелом и за гражданином Болгарии Петаром Зиколовым, продолжает Gandul. Глава румынской службы разведки Георгий Майор заявил, что "был нанесён ущерб национальной безопасности страны". В тот же день, когда были арестованы шпионы, Управление по борьбе с терроризмом обнародовало видео с задержанием Акима и Зиколова, когда они пытались спрятать компакт-диски с компрометирующей их информацией. Руководство спецслужб отказалось назвать, кому предназначалась похищенная информация.

Единственным ведомством, которое предоставило конкретную информацию по этому поводу, стало Управление по расследованию преступлений и терроризма, пишет Gandul. В своем отчете представитель ведомства завил, что получателями украденной секретной информации были официальные представители Украины. Представители прокуратуры заявляют, что помимо свидетельских показаний Зиколова, существуют и другие доказательства. Прямо как в фильме про шпионов, Зиколов получил портативное устройство для передачи секретной информации. В конце января Зиколов встретился на стоянке одного из торговых центров Бухареста с "представителями украинских властей" для того, чтобы опробовать это устройство.

Если те, кто расследовал это дело, рассказывая подробности "разоблачения шпионов", повышают в глазах общественности свой имидж, то представители руководства Румынии и в частности официального МИД до сих пор не сделали ни одного официального заявления, продолжает Gandul. Единственной реакцией, которая последовала со стороны МИДа, была высылка одного из военных атташе Украины из страны. Причем эта информация стала известна не от МИДа Румынии, а со слов одного из украинских депутатов, который упомянул об этом как об одной из причин отставки министра иностранных дел Украины. Президентура, как и правительство Румынии, заявляют, что на данный момент им нечего комментировать.

Гражданин Болгарии Зиколов Петар Маринов, один из задержанных по "делу о шпионаже", признался, что был в дружественных отношениях с представителями украинской дипмиссии в Бухаресте ещё с 2001 года, пишет Ziarul Financiar. Маринов рассказал следователям прокуратуры, что украинские дипломаты интересовались военной информацией, которую для них доставал работник Министерства обороны Румынии Флоричел Аким за вознаграждение в 800-1000 долларов. Как сообщает прокуратура, Аким Флоричел незаконно раздобыл из информационной сети своего министерства секретные документы, которые передал потом Зиколову Петару Маринову. "Во время своей смены, длившейся от 24 до 72 часов, обвиняемый Флоричел имел доступ к одному из компьютеров своего ведомства, в котором хранилась секретная информация. Копируя с компьютера необходимые файлы, Флоричел передавал их своему знакомому Петару Маринову, который, в свою очередь, связывался с представителями иностранного государства", - заявили представители следственных органов.

На просьбу журналистов прокомментировать спекуляции, согласно которым собранная украинским дипломатом секретная информация предназначалась для России, руководитель пресс-бюро СВР России Сергей Иванов заявил, что к шпионскому скандалу, наделавшему много шума в Румынии, Москва не имеет никакого отношения, пишет Cotidianul International. "Разве в связи с этим скандалом где-то упоминалась наша служба разведки? В таком случае, этот вопрос касается не нас, а украинских дипломатов. Ведь именно украинский, а не российский военный атташе был выслан из Румынии", - раздражённо заявил Иванов.

Служащего Министерства обороны Румынии, младшего офицера Флоричела Акима уличили в шпионаже в пользу чужого государства, пишет Gardianul в статье под заголовком "Флоричел отсрочил вступление Украины в НАТО". Несмотря на то, что предатель занимал не очень важную должность, последствия его действий, безусловно, значительны.

Разоблачения, которые последовали после ареста Флоричела и его болгарского сообщника, выявили ряд серьёзных моментов, продолжает Gardianul. Получателем секретной информации, как оказалось, был высокопоставленный служащий украинского посольства в Бухаресте. Вероятно, это был как раз тот военный атташе, о выдворении которого из страны было сообщено чуть позже. Особенностью деятельности разведывательных служб всего мира является использование как раз подобных прикрытий для своих агентов, посылаемых за рубеж. Об этом знают и те, кто, в соответствии со сложившейся практикой, обязаны предоставлять очевидным шпионам все принятые дипломатические привилегии. Фактически, это игра в кошки-мышки, когда одна сторона пытается раздобыть секретную информацию. А задача другой - используя контрразведывательные средства и механизмы, словить шпионов "за руку". Как правило, когда кто-либо из шпионов разоблачается, он немедленно объявляется персоной нон-грата и высылается из страны. Последствий для страны, что его послала, практически никаких нет.

Однако, в случае с Флоричелом, дело обстоит несколько сложнее, пишет Gardianul. На данном этапе Украина находится в том же состоянии, в котором в период 2002-2004 гг. находилась Румыния, когда было официально объявлено, что страна будет добиваться вступления в НАТО и ждёт на это согласия со стороны членов Альянса. Как правило, страна-кандидат должна продемонстрировать свою лояльность по отношению к организации и начать процесс сближения со структурами НАТО. Однако осмелиться шпионить и тем более быть пойманным за кражей военных секретов у страны - действующего члена НАТО - это уж точно не вписывается в практику "сближения". Вся ирония в том, что из всех стран, приветствовавших "североатлантические устремления" Украины, именно Румыния оказывала ей наиболее существенную помощь в процессе сближения с НАТО. Однако, похоже, они более не нуждаются в помощи, поскольку всё, что им нужно, украинцы теперь предпочитают брать напрямую из первоисточника, подводит итог издание.

Президент Румынии Траян Бэсеску в ходе завершившегося в четверг визита в Варшаву поблагодарил Польшу за поддержку интеграции Молдавии в Европейский союз, пишет интернет-издание Ziare. Румынский лидер, в частности, поблагодарил своего польского коллегу Леха Качиньского за поддержку внутри ЕС румынской политики по интеграционным действиям Молдавии. Бэсеску уточнил, что и Бухарест, и Варшава поддерживают процессы сближения с ЕС не только РМ, но и Украины. Глава румынского государства заявил также, что его страна будет поддерживать интеграцию Украины в Европейский союз, даже несмотря на разгоревшийся дипломатический скандал, связанный с военным шпионажем Киева против Бухареста.

Румыния - Косово: На процессе в Международном суде ООН по Косово Румыния выступит на стороне Сербии

Румыния, которая не признала одностороннее провозглашение независимости Косово, проявит солидарность с Сербией в процессе Международного суда ООН по вопросу правомерности статуса бывшей сербской провинции, пишет Jurnalul National. В январе глава сербского МИД Вук Еремич попросил своего румынского коллегу Кристиана Дьяконеску изучить возможность поддержки иска Белграда и участия Бухареста в юридических процедурах трибунала.

"Румыния приняла решение участвовать в письменных процедурах суда посредством передачи своей точки зрения по поводу одностороннего провозглашения независимости Косово", - заявил журналистам пресс-представитель румынского внешнеполитического ведомства. По его словам, это решение является логичным следствием позиции Бухареста по данному вопросу. Румынские власти по-прежнему считают, что провозглашение независимости бывшей сербской провинции было осуществлено с нарушениями международного права. Вклад Румынии в данный процесс будет определен МИДом в ближайшее время, разъяснил дипломат.