За последние недели стало известно о выходе основных инвесторов из крупнейших в Санкт-Петербурге проектов - реконструкции "Апраксина двора", строительства делового квартала на пересечении улиц Шкапина-Розенштейна, строительства жилых комплексов "Северная долина" и "Юнтолово" (все проекты вела компания "Главстрой-СПб", проданная российским миллиардером Олегом Дерипаской другому российскому же миллиардеру и сенатору Сулейману Керимову) и реконструкции "Новой Голландии" (проект курировал московский предприниматель Шалва Чигиринский, который, как пишут федеральные СМИ, "в связи с многочисленными долгами до 1 октября должен продать весь свой девелоперский бизнес"). Управляющий партнер "Агентства развития и исследования в недвижимости" Игорь Горский прокомментировал ситуацию корреспонденту ИА REGNUM.

- Это очень плохо. В названные проекты - прежде всего в реконструкцию "Апраксина двора" и "Новой Голландии", были вложены огромные интеллектуальные и материальные силы. Кроме того, что бизнесменами были потрачены деньги, городская администрация приложила максимум усилий, чтобы придать этим проектам статус городских, помочь разобраться с прежними собственниками (на "Апрашке" - прим. ИА REGNUM), коммуникациями и прочее. По обоим проектам пройден первый, самый тяжелый период: выиграны конкурсы на архитектурную концепцию, проведены переговоры с властью, собраны команды людей, которые будут заниматься непосредственно реализацией, начаты многочисленные согласования в комитетах, инспекциях и так далее. В общем, произошла раскрутка. И что дальше?

Возьмем "Апраксин двор". Сколько было копий сломано, сколько бизнесов поломано - пусть небольших, но это же судьбы и благосостояния конкретных людей, работавших на рынке, - достигнута предварительная договоренность о возможном переезде "Лениздата"... А теперь придет новый собственник и начнет примерять этот проект к своему бизнесу. Допустим, он даже не намерен пока ничего менять, но в любом случае вся деятельность по проектам будет приостановлена, пока новые люди не разберутся в ситуации, а это немалый срок - от трех месяцев до полугода. Затем может произойти смена застройщика, а тот предложит другие строительные материалы, которые подешевле и так далее. И все это время рынок находится в подвешенном состоянии, ведь проект реконструкции "Апраксина двора", также как и "Новой Голландии", были якорными, имиджевыми и для инвесторов, и для города. Многие девелоперы ориентировались на то, как будут развиваться эти проекты, а бизнес любит стабильность, четкие, прозрачные правила игры, и администрация Санкт-Петербурга сделала многое, чтобы эти правила создать. Однако сложившаяся ситуация с уходом инвесторов способна нанести удар по городу и по инвестиционному климату в нем.

ИА REGNUM: Можно предположить, что будет дальше с "Апраксиным двором"?

Я думаю, что после смены собственника будет произведен пересмотр всей концепции реставрации корпусов и реконструкции территории Апраксина двора. Соответственно, будет долгий документальный период. Таким образом, реализация проекта неизбежно передвинется по срокам. Возможно, через год-два в проекте появится еще один инвестор. Могу предположить, что это будет западный инвестиционный фонд.

ИА REGNUM: Почему?

Потому что большая территория в историческом центре Санкт-Петербурга - это очень хороший залоговый инструмент, который будет оставаться таким всегда, ведь Садовая улица и набережная Фонтанки, которые ограничивают эту территорию, никуда не переедут. Как показывают исследования, петербуржцы всегда стремились и стремятся в центр - жить, гулять, работать. Разумеется, серьезные финансовые институты заинтересованы в том, чтобы иметь такой залоговый инструмент. Западная компания приведет с собой западного же генподрядчика, западные технологии и прочеее.

ИА REGNUM: То есть петербургские компании останутся в стороне от проекта?

Я думаю, они будут выполнять подрядные работы.

ИА REGNUM: С другой стороны, западные компании гарантируют высокое качество работы.

Российские компании сейчас тоже работают качественно. Другое дело, что, поскольку "Апраксин двор", безусловно, интересен как залоговый инструмент, то все работы будут производиться прозрачно, ведь заранее предполагаются многочисленные проверки.

ИА REGNUM: А что будет с "Новой Голландией"?

Проект запущен и развивается. Я почти уверен, что быстро появится реальный новый собственник, который доведет дело до конца.

ИА REGNUM: А если это будет, например, Сбербанк России, который может стать владельцем 46,6% акций Sibir Energy, частично принадлежащей Шалве Чигиринскому?

И очень хорошо. Сбербанк контролируется государством, и это бы очень помогло быстрее продвинуть проект. Чигиринский сделал очень много - он нашел и привел архитектора Фостера, вместе они выиграли конкурс, провели серьезные геологические изыскания, но нужно не менее активное продолжение. И государство стало бы тут очень кстати.

ИА REGNUM: А государству-то это зачем?

Ну, собственником-то предполагается банк... А "Новая Голландия", также как и "Апарксин двор", навсегда ликвидный актив и хороший залоговый инструмент, как минимум, поскольку расположен в центре города.

ИА REGNUM: Проданным оказались и еще несколько проектов Олега Дерипаски, среди которых - строительство крупнейшего в Санкт-Петербурге делового квартала на перекрестке улиц Шкапина-Розенштейна. Как вы думаете, какова судьба этого проекта?

Сложная. Во-первых, там не решены проблемы с прежними собственниками зданий, а во-вторых, этот квартал расположен не в центре, а по дороге на юг, который всегда считался менее респектабельным, в-третьих, там сложные проблемы с коммунальными и транспортными сетями. На мой взгляд, гораздо перспективнее еще один проданный Дерипаской проект - жилой комплекс "Северная долина" на севере города. Он почти готов к началу строительства, находится в непосредственной близости от только что открытой станции метро, предполагается, что там будут квартиры для среднего класса, которые как раз пару лет будет уже несложно продать. Так что проект вполне окупаемый.

ИА REGNUM: А не менее крупный жилищный квартал "Юнтолово", также проданный?

Около него нет метро, гораздо хуже проработан и, в целом, мне кажется, он менее удачен.

ИА REGNUM: Игорь Анатольевич, четыре крупных девелоперских проекта были завязаны на одного непетербургского бизнесмена Олега Дерипаску, еще один крупный проект также принадлежал москвичу Шалве Чигиринскому. А могли петербургские компании выиграть тендеры на развитие крупных участков земли в городе?

Нет. Мы тогда были на подъеме, все - в том числе и организаторы конкурсов (городские власти), и участники - находились в эйфории, денег много, кредиты взять легко, идей много... И всем казалось, что это будет продолжаться бесконечно! Поэтому городу хотелось подороже землю продать, а девелоперам хотелось предложить поинтереснее и, соответственно, подороже проекты. Петербургские компании просто не могли тягаться с транснациональными или даже московскими компаниями! Хотя я считаю, что заложить условие - участие в консорциумах петербургских компаний с опытом работы - надо было.

P.S. В настоящее время в Санкт-Петербурге реализуются некоторые крупные проекты, но финансируются они чаще всего инвесторами, связанными с государством ("Набережная Европы", "Невская ратуша", инвестор обоих проектов - ВТБ) или напрямую государством из федерального бюджета (строительство второй сцены Мариинского театра, кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга, комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, кампуса "Высшей школы менеджмента СПБГУ" ("русский Гарвард")).

Игорь Горский родился в Ленинграде в 1966 году. Коренной петербуржец; родился, вырос и учился в Центральном районе. В 1992 году окончил Ленинградский Государственный Технический Университет, факультет Технической кибернетики, по специальности "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети". Трудовую деятельность начал в 1992 году на заводе "Магнетон" (производство электрооборудования). В 1998 году работал в компании "Техносвет", за период деятельности в компании выполнены работы по архитектурно-художественной подсветке Невского проспекта, Дворцовой площади, малых и больших мостов Санкт-Петербурга. С 2002 года - директор Агентства Развития территории Выборгской набережной. С 2007 года - Управляющий партнер компании "АРИН" (Агентство Развития и Исследований в Недвижимости).