24 марта в Вене начался организованный британской НПО "Интернешнл Алерт" (International Alert) азербайджано-армянский общественный миротворческий форум по поддержке мирного разрешения нагорно-карабахского конфликта. Об этом сообщает корреспондент ИА REGNUM с места событий. 24 марта в рамках указанного форума на тему "Безопасность: Вызовы и возможности, а также механизмы для построения доверия" состоялся круглый стол "Вызовы и возможности для построения доверия между обществами", который открыли генеральный секретарь International Alert Дан Смит и менеджер проектов этой организации и программы "Евразия" Десислава Русанова.

За "круглым столом" состоялись выступления азербайджанских и армянских экспертов. Директор Кавказского института СМИ Александр Искандарян предложил перенести официальный диалог между Азербайджаном и Арменией, а также результаты встреч экспертов "вовнутрь гражданских обществ - идти к тем, кто не принимает мира, основанного на каких-либо компромиссах". Азербайджанский политолог Расим Мусабеков, согласившись с предыдущим оратором, привел результаты социологических опросов последних лет, проведенных в Азербайджане, показавших, что значительная часть азербайджанского населения, равно как и армянского, если взять во внимание аналогичные опросы в Армении, не готова к серьезным компромиссам. Политолог предложил, в качестве одной из мер по выстраиванию взаимного доверия между гражданскими обществами, создать особую зону, где могли бы быть размещены 50 миротворцeв, и проводить регулярные встречи между членами азербайджанской и армянской общин Нагорного Карабаха (НК). Причем, по его словам, во главу угла при таких встречах необходимо ставить обсуждение бытовых проблем.

Член армянской делегации, экс-замминистра иностранных дел Нагорного Карабаха Масис Маилян заявил, что НК - "фактически существующее государство и любое соглашение должно быть достигнуто с его участием и учетом реалий". Азербайджанский эксперт, главный редактор информационно-аналитического агентства "3rd view" Рауф Раджабов, в свою очередь, спросил у сопредседателей: насколько осознают неизбежность компромиссов те, кто принимает решения по политическому урегулированию карабахского конфликта или все же это игра, как и весь переговорный процесс в целом? "Что конкретно стороны конфликта вкладывают в понятие "компромисс" - проведение Азербайджаном референдума и разблокирование коммуникаций взамен на возвращение Арменией пяти-шести районов? Или "компромисс" - это знак равенства между результатом конфликта и причиной его возникновения? Каковы механизмы подготовки обществ (в том числе и азербайджанского, и армянского населения Нагорного Карабаха) к положительному восприятию решений по карабахскому конфликту?" - задался вопросами Раджабов.

Раджабов напомнил о стереотипах, существующих в обществах, и предложил заменить образ врага на образ противника, так как только противник сможет в дальнейшем стать партнером. По мнению эксперта, бытует мнение, что переговоры по урегулированию карабахского конфликта зашли в тупик. "На самом деле Армения и Азербайджан лишь определили свои позиции, но не интересы", - сказал Раджабов, добавив, что первоочередное дело всех аналитиков, политологов, экспертов, представителей СМИ Армении и Азербайджана - разработать общую программу по формированию в обществах прагматичных и эффективных ориентиров и ценностей.

Затем выступили Дан Смит, а также сопредседатели Минской группы ОБСЕ Бернар Фасье (Франция), Мэтью Брайза (США), Юрий Мерзляков (Россия).

Фасье напомнил, что посредники помогают урегулировать не только нагорно-карабахскую, но и грузино-абхазскую, грузино-осетинскую, кипрскую проблемы и даже организовали переговоры между президентом Белоруссии Александром Лукашенко и оппозицией этой страны. Французский сопредседатель напомнил, что проблемы решаются не медиаторами и посредниками, которые лишь помогают их решать и пытаются представить международные гарантии. Он особо отметил, что переговоры между руководством Азербайджана и Армении порой проходят в сложной обстановке и нуждаются в усилиях на гражданском уровне между людьми доброй воли. По его мнению, компромисс - это не сдача позиций, а решение проблемы без проигравших. Дипломат заявил, что к новой войне может привести как признание Нагорного Карабаха независимым государством, на что не идёт даже Армения, так и попытка безусловного возвращения этой территории Азербайджану.

По словам Фасье, конечно, Мадридские принципы не являются идеальными, но неидеальный компромисс лучше идеальной войны. "Наиболее реальным в настоящее время является возвращение Азербайджану контролируемых армянскими военными территорий, выработка с учетом гарантий безопасности временного статуса Нагорного Карабаха, приемлемого для Баку и Еревана. Другая часть проблемы нерешаема сейчас, и только через 5-10 или 15 лет - после возвращения азербайджанской общины, возможно самоопределение населения Нагорного Карабаха", - заявил французский посредник.

В свою очередь, Мэтью Брайза (посредник от США - ред.) отметил, что порой кажущееся невозможным становится по прошествии времени возможным и привел в качестве примера разрушение казавшейся вечной Берлинской стены. Американский дипломат заявил, что хочет быть откровенным. "Азербайджанский и армянский президенты стоят во главе своих стран и должны вести народы к миру, - сказал он. - Не знаю, насколько Алиев и Саргсян любят и уважают друг друга, но, мне кажется, между ними имеется взаимное доверие. Однако население остается на прежних позициях", - заявил американский дипломат. По его словам, нередко "масло в огонь подливают" и журналисты. Брайза заявил, что с пониманием относится к опасениям армян Нагорного Карабаха, которые не хотят из соображений безопасности возвращать контролируемые территории, "но ведь это произойдет под международные гарантии, а не только Азербайджана".

Брайза сообщил, что новый госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила ему о своей готовности оказать любую помощь в урегулировании конфликта. В заключение он заявил, что так же, как в Вашингтоне, наверняка, думают в Париже и в Москве.

Российский сопредседатель МГ ОБСЕ полагает, что сложность проблемы заключается в статусе-кво, полностью устраивающем одну из сторон, тогда как другая готова сделать всё, чтобы его изменить. По словам Мерзлякова, сегодня работает только одна мера укрепления доверия между азербайджанским и армянским обществами - это мониторинги на линии прекращения огня. Он напомнил, что один из последних мониторингов был сорван. Мерзляков считает, что достигнутое в мае 1994 года при активном посредничестве России Соглашение о временном прекращении огня позволило избежать больших жертв как с азербайджанской, так и армянской сторон. Этот документ был подкреплен другим, заключенным 5 февраля 1995 года, где были указаны конкретные меры по его выполнению. Однако этих мер не последовало. Российский дипломат заявил, что такие меры пытались предусмотреть и в Московской декларации 2008 года.

Далее, по его словам, было сорвано предложение сопредседателей МГ ОБСЕ об отводе сторонами с передовой линии своих снайперов. Поэтому посредники, наряду с переговорами на уровне руководства Азербайджана и Армении, рассчитывают на гуманитарную сферу - переговоры между гражданскими обществами. Мерзляков к тому же заметил: пока встречи экспертов и гражданских лидеров будут проходить не в Баку и Ереване, а в других столицах, результатов ждать не стоит.

В свою очередь, личный представитель действующего председателя ОБСЕ по нагорно-карабахскому конфликту Анджей Каспршик заявил, что также надеется на достижение мира между Азербайджаном и Арменией. Он напомнил, что переговоры проводятся на основе Мадридских принципов. Каспршик с сожалением констатировал, что один из последних мониторингов был сорван. Было сказано, что мониторинг проводят всего 5 человек, и, конечно, это не масштабные исследования с применением больших людских и технических ресурсов.

Во второй половине круглого стола состоялось несколько выступлений представителей азербайджанской и армянской делегаций. К завершению работы круглого стола сопредседатели и Каспршик ответили на вопросы участников. В работе круглого стола в качестве эксперта по медийным вопросам и корреспондента ИА REGNUM принимал участие и я - Рафаэль Мустафаев.