Председатель правления и глава единой национальной энергетической компании Литвы LEO LT Гинтаутас Мажейка в начале недели направил в совет наблюдателей компании прошение освободить его от занимаемых им должностей с 26 марта. В качестве причины своей отставки Мажейка указал недоверие политиков. Недавно Конституционный суд Литвы пришел к выводу, что закон 2007 года о строительстве новой атомной станции взамен Игналинской АЭС противоречит Конституции. Основной закон страны был нарушен при создании литовской компании LEO LT, занимающейся проектом по строительству АЭС, - не были установлены обязательства частной компании инвестировать в строительство АЭС, не были определены критерии инвестирования госимущества. В Литве начали обсуждать вопрос расформирования предприятия.

"Проект строительства новой АЭС в Литве взамен закрывающейся в этом году Игналинской атомной станции многообещающе начинался и, видимо, бесславно подходит к концу, - заявила ИА REGNUM руководитель Аналитического департамента ЦКТ "PRопаганда" Ирина Цурина. - За три года, после того как был создан международный консорциум прибалтийских стран и Польши для строительства новой Игналинской АЭС, ничего сделано не было. В конце прошлого года Польша и Эстония одна за другой объявили о планах строительства АЭС на собственной территории, что само по себе поставило под сомнение актуальность новой Игналины. С другой стороны, запуск проекта строительства АЭС в Калининграде открывает дополнительные возможности энергетического обеспечения для Латвии, скорее всего более интересные в условиях экономического кризиса.

Сама Литва, видимо, долго не оставляла надежд на возможность убедить ЕС не закрывать работоспособную и столь необходимую для экономики страны Игналинскую АЭС. Власти и общество выступали в этом вопросе вполне консолидировано, а экономический кризис позволял рассчитывать хотя бы на продление срока работы старой АЭС. Однако европейская бюрократия оказалась непреклонной.

Таким образом, для Литвы до последнего времени оставалось две возможности: либо предпринять сверхусилия, чтобы объединить разбегающихся партнеров и основываясь на решении ЕС практически запустить строительство АЭС, либо отказаться от собственной атомной энергетики в принципе.

Отставка на этой неделе и главы единой национальной энергетической компании Литвы LEO LT Гинтаутас Мажейка свидетельствует в пользу второго решения. Тем более, что причину своей отставки Мажейка видит в "недоверии политиков" и "враждебности общества". Конституционный суд признал создание LEO LT незаконным, а значит предстоит долгая процедура реформирования компании, поиск новых подрядчиков, что в условиях кризиса будет делом нелегким. Учитывая значимость Игналины для Литвы, в том числе и для ее общественного мнения, отставку Мажейки вполне можно расценить как очередной политический кризис в странах Восточной Европы.

В этой ситуации строящаяся Балтийская АЭС в Калининградской области, имеющая 49% свободных акций, может стать более привлекательной не только для Латвии, но и самой Литвы. К тому же у прибалтийских стран сохраняется пространство для маневра - запускается проект Белорусской АЭС, которую, кстати, тоже будет строить Россия".