Председатель правления и глава единой национальной энергетической компании Литвы LEO LT Гинтаутас Мажейка в начале недели направил в совет наблюдателей компании прошение освободить его от занимаемых им должностей с 26 марта. В качестве причины своей отставки Мажейка указал недоверие политиков. Недавно Конституционный суд Литвы пришел к выводу, что закон 2007 года о строительстве новой атомной станции взамен Игналинской АЭС противоречит Конституции. Основной закон страны был нарушен при создании литовской компании LEO LT, занимающейся проектом по строительству АЭС, - не были установлены обязательства частной компании инвестировать в строительство АЭС, не были определены критерии инвестирования госимущества. В Литве начали обсуждать вопрос расформирования предприятия.

"Все эти последние события в Литве и обсуждение не имеет влияния на развитие атомной энергетики - на самом деле, все это глупости, - считает лидер партии "Труда" (Литва) Виктор Успасских. - Самое главное - само государство должно определиться, намерено оно развивать атомную энергетику или нет. LEO LT - это не частное предприятие, там только 38% частного капитала, все остальное у государства. Если само государство намерено строить атомную электростанцию, то оно ее построит. Надо просто определиться".

"Если Россия предложит конкурентоспособные цены, нет никаких сомнений, что Литва будет заинтересована в закупках электричества с Балтийской АЭС в Калининградском регионе, тем более, мы считаем, что Балтийская АЭС - это и есть единая энергетическая система, - отметил он. - Кстати, совершенно недавно Россия и Литва подписали договор о поставках электроэнергии. Что касается вопроса о возможности финансового участия Литвы в строительстве Балтийской атомной стации, то пока однозначно ответить я не могу, потому что пока нет бумаг, нет цен, не определена стоимость возведения АЭС, не установлена стоимость выработки 1 кВт. Надо иметь исходные данные. Но если будет дешевле покупать электроэнергию при участии в строительстве Балтийской атомной станции - то, конечно, надо участвовать. У нас один кабель на 350 мВт уже проложен со скандинавами. Атомная станция в Калининградском регионе будет альтернативным источником энергопоставок, и где окажется дешевле, там и надо покупать. По поводу инвестиций в строительство Балтийской АЭС, то здесь надо изучить исходные данные и оценить, насколько это выгодно". "Прежде всего, я не думаю, что надо приравнивать ситуацию в LEO LT к атомной энергетике в целом, - отметил главный аналитик литовского института свободного рынка Жильвенус Щиленус. - Равно как и вероятность задержки в строительстве новой Игналинской атомной станции ни для кого не станет сюрпризом. Задержки в таких сложных проектах часто случаются. Особенно в этом случае, когда четыре разные страны участвуют в проекте. Приостановка понятна".

"После закрытия Игналинской АЭС в декабре 2009 года, Литва может столкнуться с проблемой энергодефицита. Частично решить вопрос может импорт углеводородов. Однако проблема в том, что некоторые заводы неэффективны и требуют модернизации. Другая составляющая решения проблемы - импорт электроэнергии, вероятно, из России. Есть соединения энергосистем с Россией, также, ограниченные, - со Скандинавией. Будет построена АЭС или нет, в любом случае Литве будет нужно закупать электричество по конкурентоспособным ценам. При этом сейчас невозможно ответить на другой связанный с этим вопрос: что Литве экономически выгоднее - строить свою АЭС или же принять финансовое участие в строительстве атомной станции в другой стране. Для этого нужно знать конкретные цены и условия и сравнивать их", - уверен он.