Чувашские священники забили тревогу в связи с активизацией в условиях мирового кризиса деятельности сект. Как передаёт корреспондент ИА REGNUM, вопрос о необходимости защиты населения от тоталитарных сект и различного рода целителей, в частности, выработки соответствующих правовых актов, священники подняли перед депутатами на заседании Госсовета Чувашии. Руководитель отдела религиозного образования и катехизации при Чебоксарско-Чувашской епархии иерей Владимир Захаров подчеркнул, что "на фоне мирового кризиса перед обществом и государством вновь возникают проблемы, связанные с деятельностью тоталитарных сект, культов и всевозможных мошенников и проходимцев, пользующихся доверчивостью тех, кто попал в тяжёлую жизненную ситуацию".

Священник обратил внимание на то, что по итогам января-февраля 2009 года российские религиоведы отметили резкое увеличение количества сект и призвал законодателей Чувашии "изучить прецеденты других регионов по защите граждан от тоталитарных сект и целителей", а также "выработать и принять закон, который будет контролировать, ограничивать и пресекать деятельность тоталитарно-деструктивных организаций". В качестве примера был приведён самарский опыт: "В Самаре существует общественная организация, которая занимается вопросами сектантства: при тесном сотрудничестве с органами государственной власти принято ряд постановлений на уровне правительства, которые способствуют ограничению и предотвращению деятельности ряда организаций в городе". Кроме того, несмотря на то, что организация "Свидетели Иеговы" не лишилась регистрации в России, в Москве она является запрещённой на основании решения суда, заметил священник.

При этом иерей Владимир Захаров особо подчёркнул, что выступление не "носит пропагандистский характер": "Прежде всего, вопрос касается безопасности общества и государства". В свою очередь, заведующий канцелярией Чебоксарско-Чувашской епархии иерей Сергий Пушков пояснил, что цель обращения священников к депутатам - заострение внимания законодателей на проблеме сект, а также "сокращение дистанции для общения и принятия мер", "поскольку от этого зависит будущее".

Иерей Сергий Пушков отметил, что "очень часто священникам по роду деятельности приходится сталкиваться с последствиями деятельности тоталитарных сект и целителей: "Рушатся семьи, родственники объявляют своих родных, ушедших в секту, исчадиями зла. Например, в прошлом году в Чебоксарах были пресечены две попытки самоубийства девушек, которые бросились с обрыва в Волгу: воспользовавшись услугой целителей по любовному привороту, молодые особы не добились взаимной любви парней".

Заведующий канцелярией Чебоксарско-Чувашской епархии также подчеркнул, что "церкви не безразлично, что творится в стране": "Это безопасность нашего государства. Если мы сейчас развратим наших детей и молодежь через деструктивные культы и секты, то можно брать нас "голыми руками" и делать, что хочешь". "К сожалению, сейчас разрушены духовные ценности: даже в советское время, когда в атеистическом воспитании о церкви не было никакой речи, тем не менее, мы с вами были воспитаны согласно христианским ценностям. Возможно, современный разлад происходит как раз из-за того, что эти ценности мы теряем", - высказал мнение иерей Сергий Пушков.

Опасность в том, что "тоталитарная секта" - не юридическое понятие, это организация, использующая обман и сокрытие информации при вербовке, практикующая различные методы контрагирования своих членов, причём вплоть до гипноза и кодирования, пояснил иерей Владимир Захаров. По его словам, учения в разных сектах разные, но цель одна - "стремление подчинению и использованию в своих интересах своих адептов". При этом попавший в секту подвергается регулярному насилию: от избиений и изнасилований до изматывающей и изнурительной работы по 15-18 часов ежедневно, без питания и сна. Священник акцентировал внимание на том, что при физическом заболевании или душевном расстройстве адепта, либо в случае, если ему больше нечем заплатить секте, "отработанный материал" попросту выбрасывают на улицу".

Говоря о времени реабилитации людей, попавших в тоталитарные секты, иерей Владимир Захаров сказал, что на это требуется от одного до трёх лет, однако порой "наносится такой непоправимый ущерб личности, что уже оправиться практически невозможно, порою человек просто "выключается": ни о чем не говорит, ничего не понимает, практически не есть и не пьет".

Что касается вопроса безопасности государства, то руководитель отдела религиозного образования и катехизации при Чебоксарско-Чувашской епархии отметил, что у многих сект и сектозащитных организаций - криминальная история, ряд из них имеют "прямое или косвенное финансирование и лоббирование зарубежных спецслужб": "Опасность их деятельности состоит также и в том, что они навязывают идеологию, пропагандируемую теми странами, которым не нравится позитивное развитие России". В качестве примера были названы "Свидетели Иеговы" с центром управления в районе Бруклина в Нью-Йорке.

Выступление священников не осталось без внимания. Первой выступила депутат Тамара Романова, поинтересовавшись, почему в советское время секты и целители не имели столь широкой распространённости. В ответ на это иерей Владимир Захаров пояснили, что контроль за деятельностью сект осуществляли сотрудники КГБ. Некоторые из присутствовавших отметили, что прерогатива создания правовой базы, направленной на ограничение деятельности сектантов и всевозможных целителей принадлежит федеральному центру, и законом не предусмотрено принятие подобных законов на уровне субъекта. "Мы должны идти навстречу", - сказал в ответ на инициативу со стороны священников вице-спикер Владимир Мидуков. В ходе дискуссии представителям епархии также было предложено обратиться с этим вопросом в Московскую патриархию, от которой можно было бы направить соответствующее обращение в Госдуму России.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в Чувашии в 2007 году была пресечена деятельность религиозных экстремистов. В январе 2008 года судебная коллегия Верховного Суда Чувашии оставила без изменения приговор, вынесенный в сентябре 2007 года в отношении членов партии исламского освобождения "Хизб ут-Тахрир". Напомним, Ленинским районным судом г.Чебоксары они были проговорены к лишению свободы на сроки от 4 лет 3 месяцев до 4 лет 6 месяцев. Члены этой ячейки - Рустем Салимзянов, Амир Валиуллов, Петр Васильев, Михаил Андреев и Сергей Беспалов - признаны виновными в совершении преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. Обвинение доказало их участие в деятельности запрещенной в России экстремистской организации, а также за совершение действий, направленных на возбуждение ненависти и вражды по признакам отношения к религии.

В ходе обысков у них на квартирах были найдены экстремистская литература и листовки с призывами к джихаду. По данным следствия, они в 2004 году вступили в международную исламскую политическую партию "Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами" (Партия исламского освобождения), образованную Такиуддином ан-Набахони в 1953 году на территории Палестины. Партия сочетает воинствующую исламистскую пропаганду с нетерпимостью к другим религиям, активной вербовкой сторонников. Решением Верховного Суда РФ от 14 февраля 2003 года эта партия признана террористической организацией и ее деятельность на территории России запрещена. Молодые люди хранили и изучали литературу, пропагандирующую идеи указанной организации и содержащую сведения о доктрине партии "Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами".

Список организаций, причисленных Чебоксарско-Чувашской епархией к сектам и тоталитарно-деструктивным организациям, и озвученных иереем Владимиром Захаровым на Госсовете Чувашии:

Языческие: Троянова тропа, Удмурт Вось, Стрелы Урилы, Ошмарий-Чимарий, Школа Диворга.

Сатанистские: Сайентология - "Дианетика".

Библейские: Христиане веры евангельской (пятидесятники), Ассоциация христиан веры евангельской "Общение Калвари", Свидетели Иеговы, Новоапостольская церковь, Семья" - "Дети Бога" - секта Дэвида Берга, Церковь Христа - "Бостонское движение", "Поместная Церковь" Уитнеса Ли и Уочмана Ни.

Постсоветские: Общество последователей П.Иванова, Церковь последнего завета - секта Виссариона, Культ Анастасии, Богородичный центр - "Церковь Божией Матери "Державная".

Псевдоиндуистские: Международное общество сознания Кришны - МОСК, Миссия Чайтаньи "Институт знания о тождественности", Культ Ошо Раджниша, Культ Саи Бабы, Культ Шри Чинмоя, Трансцендентальная медитация.

Псевдобуддийские: Аум Синрикё.

Оккультные: Чебоксарская школа эзотерических знаний "Ашрам 7-го луча", Атманасофия Аринина А.Н. - Центр "Хранителей памяти", Школа духовного подвижничества, или школа единого принципа (О.Асауляк), Рерихианство.

Исламские: Хизб ут-Тахрир.

Культы: Психологические культы: АНО "Перспектива",, СИМОРОН, Синтон.

Финансовые культы: Amway, Тянь-Ши, Zepter.

Педагогические культы: Валеология.

Медицинские культы: Учение Болотова Б.В., Учение Скумнина В.А., Учение Садецкого Т.А., "Свет души" Сарджвеладзе И.Д., оздоровительная система "академика" Норбекова М.С.