Министр иностранных дел России Сергей Лавров дал интервью газете "Российские вести", которое издание публикует сегодня. Лавров, в частности, сказал:

По вашему мнению, как будут развиваться интеграционные процессы на постсоветском пространстве?

Региональные интеграционные процессы при всей сложности и противоречивости ситуации на постсоветском пространстве - объективная реальность и необходимость, обусловленная потребностями наших стран и народов, которые связаны многочисленными узами. Интеграция является нашим естественным конкурентным преимуществом, без использования которого странам Содружества Независимых Государств будет трудно занять достойное место в сегодняшнем мире. Ведь не случайно углубление сотрудничества в региональном формате стало характерной чертой современных международных отношений, своего рода составной частью процессов глобализации и ответом на сбои в системе глобального управления. Дополнительный импульс интеграционным процессам на пространстве СНГ придает нынешний финансово-экономический кризис, отчетливо показавший востребованность коллективных действий.

В то же время особенности внутреннего развития стран СНГ, различная степень их заинтересованности во взаимодействии между собой обусловливают то, что мы называем разноскоростной и разноуровневой интеграцией на пространстве Содружества. На практике этот подход, имеющий место, кстати сказать, и в Евросоюзе, нашел воплощение в создании нескольких региональных форматов коллективного взаимодействия. Наиболее широким по составу и выполняемым функциям является Содружество Независимых Государств. Мы рассматриваем его как региональную организацию, ценность которой заключается в том, что она обеспечивает странам-участницам площадку для политического диалога и механизмы практического сотрудничества в различных областях.

В формате СНГ главным направлением работы сегодня является претворение в жизнь принятой в октябре 2007 года Концепции дальнейшего развития Содружества и Плана основных мероприятий по ее реализации. Приоритетная роль Концепцией отводится активизации экономического сотрудничества. С этой целью в конце 2008 года Советом глав государств и Советом глав правительств была принята Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года. Ключевыми направлениями взаимодействия в рамках СНГ остаются сотрудничество в гуманитарной сфере и обеспечение безопасности, противодействие как традиционным, так и новым вызовам и угрозам.

Ядром экономической интеграции на пространстве СНГ является Евразийское экономическое сообщество. В его рамках создается таможенный союз, на первом этапе в составе Белоруссии, Казахстана и России. В перспективе предполагается присоединение к нему других государств-членов ЕврАзЭС. В феврале нынешнего года Межгосударственный совет ЕврАзЭС на уровне глав государств принял решение об учреждении Антикризисного фонда Сообщества в размере, эквивалентном 10 млрд. долл., а также Центра высоких технологий. Эти меры направлены на преодоление негативных последствий мирового финансового и экономического кризиса.

Россия неуклонно проводит линию на укрепление Организации Договора о коллективной безопасности в качестве ключевого инструмента поддержания стабильности и обеспечения безопасности на пространстве СНГ. Взаимодействие в рамках ОДКБ осуществляется по различным направлениям, включающим военное и военно-техническое сотрудничество, противодействие новым угрозам безопасности - терроризму и наркотрафику, координацию внешнеполитических шагов государств-участников. Хотел бы упомянуть принятое в феврале нынешнего года на внеочередной сессии Совета коллективной безопасности Организации решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ. В их функции будут входить отражение военной агрессии, проведение специальных операций по борьбе с международным терроризмом и насильственными проявлениями экстремизма, транснациональной оргпреступностью, наркотрафиком, а также ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Силы призваны осуществлять свою деятельность исключительно на территориях входящих в ОДКБ государств. Решение об их задействовании принимается консенсусом президентами государств-членов Организации.

Таким образом, основные направления развития интеграции на пространстве СНГ четко определены и реализуются на практике. Они выстраиваются, исходя из объективных потребностей и интересов участвующих в них государств, на основе равноправия, добровольности и взаимной выгоды.

Как вы оцениваете проводимую Латвией и Эстонией политику дискриминации национальных меньшинств?

Ситуация в сфере соблюдения прав человека в Латвии и Эстонии остается сложной. По-прежнему острой является проблема массового безгражданства. По прошествии 17 c половиной лет независимости около 360 тыс. постоянных жителей Латвии или 16% населения и более 110 тыс. постоянных жителей Эстонии - 10% населения, половина из которых родились в этой стране, лишены какого-либо гражданства. Да, число лиц без гражданства, хотя и медленными темпами, сокращается, но настораживает другое - сокращение идет скорее вследствие убыли русскоязычного населения, нежели по причине ускорения процедур приобретения гражданства. Очевидно, что при сохранении сегодняшних темпов натурализации устранение этой проблемы растянется на десятилетия.

Русскоязычное меньшинство, проживающее в Латвии и Эстонии, не может в полной мере воспользоваться положениями Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств, так как она была ратифицирована с оговорками, в соответствии с которыми сфера ее применения распространяется исключительно на граждан этих государств.

Ненормальность ситуации подтверждена ООН, Советом Европы и ОБСЕ, в материалах которых по-прежнему содержатся критические отзывы о ситуации в Эстонии в правочеловеческой сфере. Даже "Международная амнистия", которая не демонстрирует особых симпатий к нашей стране, обратила внимание на ущемление прав русскоязычного населения в этих государствах.

Нас также не может не тревожить характер проводимых в Латвии и Эстонии реформ системы образования, фактически направленных в перспективе на выдавливание русского языка из этой сферы. В рамках процесса так называемой оптимизации закрываются школы, где обучение велось на русском языке.

В целом мы наблюдаем ужесточение лингвистической политики властей. Даже лица, получившие гражданство, продолжают испытывать притеснения - уже как языковое меньшинство. Например, несмотря на зафиксированную в Конституции Эстонии возможность ведения делопроизводства на русском языке в местах компактного проживания русскоязычного населения, это правило не соблюдается. К людям, которые, по мнению эстонской стороны, недостаточно хорошо владеют государственным языком, применяются несоразмерно суровые санкции.

Безусловно, тема положения нацменьшинств поднимается нами как в международном формате, так и на двустороннем уровне - в контактах с латвийской и эстонской сторонами, партнерами. Россия не выдвигает каких-либо особых требований в этом плане к Латвии и Эстонии, а поддерживает рекомендации профильных международных организаций по расширению прав нацменьшинств и европейскому решению проблемы безгражданства. Будем и дальше настойчиво добиваться полного выполнения этих рекомендаций как в работе с Ригой и Таллином, так и в рамках соответствующих многосторонних структур.