Армения-Россия

Россия и "Восточное партнерство"

Президент Армении Серж Саргсян принял 24 марта делегацию Еврокомиссии во главе с Раулем де Люценбергером и членами прибывшей в Армению консультативной группы ЕС. Договоренность о делегировании в Армению консультативной группы ЕС была заключена в ходе визита Саргсяна в Брюссель в ноябре 2008 года. Целью работы посланцев ЕС является консультационная помощь государственным органам и ведомствам Армении для наилучшего осуществления процесса реформ в политической и экономической сферах в рамках Плана действий программы "Расширенная Европа - новые соседи". "Считаю, что совместный опыт может быть полезен в том числе для осуществления программы "Восточное партнерство", - сказал Саргсян. "Мы приветствуем утверждение программы "Восточное партнерство" на саммите ЕС. Уверены, что для Армении тут есть много благих аспектов и мы с удовольствием будем работать над реализацией полезных для нашей страны программ", - заявил Серж Саргсян. Он позитивно отозвался о поддержке ЕС и европейских структур в осуществлении планов властей Армении по демократизации общества, а также повышению конкурентоспособности экономики страны. В этом контексте он придал важное значение работе европейских советников, будучи уверенным, что их содействие востребовано и необходимо. Председатель делегации Еврокомиссии в Армении, в свою очередь, приветствовал усилия Сержа Саргсяна, направленные на сближение отношений Армении и ЕС, усмотрев в подобном уровне сотрудничества свидетельство взаимного доверия. Как отмечает ИА REGNUM, европейская программа "Восточное партнерство" предусматривает делегирование европейских экспертов, советников и консультантов в важнейшие министерства и ведомства стран-участниц программы.

Программа ЕС "Восточное партнерство" предусматривает в перспективе установление безвизового режима с входящими в нее странами на постсоветском пространстве - Арменией, Азербайджаном, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной. Такое положение содержится в проекте заявления открывшегося 19 марта в Брюсселе саммита ЕС. Как сообщает ИА "Де-факто", в документе, который приводит сайт Евросоюза, отмечается, что шаги на пути к либерализации визового режима с этими странами будут приниматься "в долгосрочной перспективе и в индивидуальном порядке".

Как сообщает газета "Жаманак", в принятой на саммите ЕС декларации говорится: "В странах, имеющих стратегическое значение для ЕС, укрепить стабильность, эффективное руководство и экономическое развитие". Согласно газете, для стран, включенных в программу, ЕС может обеспечить свободный экономический режим, экономическую поддержку и консалтинговую помощь в области обороны и безопасности. "Для этой, начинающейся 7-го мая программы, ЕС предусматривает выделить дополнительно 600 млн евро. Конечно, для стран, включенных в программу, в том числе Армении, это открывает определенные возможности. Однако понятно, что в ответ эти страны, в том числе, Армения, должны будут удовлетворить определенным требованиям и стандартам. А одна из главных целей программы - эффективное управление - предполагает, в первую очередь, защиту демократических свобод, которой в большинстве указанных стран, в т.ч. Армении, не существует".

Россия считает, что сотрудничество ЕС со странами на постсоветском пространстве не должно вступать в конфликт с их обязательствами по СНГ. Как сообщает Armenia Today со ссылкой на российские СМИ, официальный представитель МИД России Андрей Нестеренко напомнил, что Евросоюз пытается установить соглашение об ассоциации, а в перспективе - зоны свободной торговли и интеграции в экономику ЕС с некоторыми странами СНГ. По его словам, в России сомневаются в целесообразности программы Восточное партнерство, которую осуществляет ЕС. "У нас сохраняются вопросы по поводу добавленной стоимости Восточного партнерства, по сравнению с европейской политикой добрососедства, объектами которой являются те же государства, а именно - Украина, Молдавия, Грузия, Азербайджан, Армения и Белоруссия", - отметил Нестеренко. Он также высказал мнение, что зачастую политика "Восточного партнерства" ставит перед соседями России выбор - "либо вы с Евросоюзом, либо с Россией". В полной мере, по его словам, это отражается на взаимоотношениях Евросоюза с Белоруссией. "В Москве не могут пройти незамеченными попытки давления на Минск в связи с избираемым им внешнеполитическим и внутриполитическим курсом", - заявил Нестеренко.

Российский стабкредит под вопросом?

Газета "Пакагиц", со ссылкой на свои московские источники сообщает, что в Государственной Думе Российской Федерации, "похоже, могут возникнуть сложности с предоставлением Армении кредита в 500 млн долларов". Источники газеты отмечают, что, исходя из нынешнего тяжелого положения в своей стране, российские парламентарии склонны уменьшить объёмы предоставления финансовой помощи зарубежным странам. При этом, отмечает газета, несмотря на то, что в действительности на этот шаг готова российская исполнительная власть, сделать это она пытается, используя Госдуму. "Необходимо отметить, что на подобное развитие событий намекал премьер-министр Владимир Путин, когда на недавней встрече со своим армянским коллегой заявил о том, что кредит будет предоставлен после обсуждения в Государственной Думе бюджета России. Между тем, стало известно, что на несколько дней - со 2 на 6 апреля - откладывается не только это обсуждение, но и отчёт премьера Путина о работе кабинета министров перед нижней палатой российского парламента", пишет "Пакагиц".

''Дочка'' РЖД и минтранспорта Армении

Южно-Кавказская железная дорога, являющаяся 100-процентной дочерней компанией ОАО "Российские железные дороги", не выполнила свою инвестиционную программу за 2008 год по модернизации Армянской железной дороги. Как сообщил министр транспорта и связи Армении Гурген Саркисян, заявления прежнего генерального директора ЗАО "ЮКЖД" Александра Кузнецова об инвестициях в 2008 году в объеме почти $100 млн. не соответствуют действительности. Исследования по представленному в Министерство транспорта и связи отчету показали, что заявленные объемы инвестиций выполнены всего на 30%. Министр не исключил того, что в заявленные объемы инвестиций были включены приобретенные компанией автомобили и квартиры. Он напомнил, что в настоящее время эти автомобили выставлены на аукцион, передает "АрмИнфо".

Заявления, сделанные министром транспорта и связи Армении Гургеном Саркисяном в адрес ЗАО "ЮКЖД", могут подорвать имидж масштабного проекта, осуществляемого на уровне двух дружественных государств - Армении и России. Об этом говорится в открытом письме Шевкета Шайдуллина министру транспорта и связи Армении. Как говорится в сообщении пресс-службы ЮКЖД, в письме указано, что директор ЮКЖД опровергает сделанное 17 марта перед некоторыми СМИ утверждение министра о том, что в 2008 году инвестиционная программа компании выполнена всего на 28% предусмотренного объема и что руководство компании не выполнило определенных пунктов Концессионного договора. "В связи с этим сообщаю Вам, что объем инвестиций ЮКЖД в 2008 году составил 2.5 млрд рублей (движением денежных средств), из которых было реализовано порядка 1 млрд рублей (вводом основных фондов). Оставшаяся же часть средств переходит на инвестиционную программу 2009 года. В рамках реализации Концессионного договора введены основные фонды на сумму 612 млн рублей, что составляет 61% от обязательств Концессионера в 2008 году", говорится в письме. Как отмечает Armenia Today, ответной реакции министерства транспорта и связи Армении пока не последовало.

Мигранты "под прицелом"? Газета "Айкакан жаманак", со ссылкой на "данные ряда российских организаций", сообщает, что в России вот уже несколько недель начата кампания по выдворению мигрантов. Целостных сведений о выдворенных нет, пишет газета, однако, согласно имеющимся данным, из России каждый день высылаются около 150 человек. "Еще месяц назад правительство РФ приняло решение выслать ставших безработными мигрантов, чтобы те, как выражаются некоторые чинивники в Москве, "не болтались бы по улицам от безделья".

Армения-Турция

Как сообщает "АрмИнфо", 18 марта в Палату представителей Конгресса США была представлена резолюция по Геноциду армян, призывающая президента и правительство США признать зверства в отношении армянского народа в Османской империи, унесшие 1,5 млн жизней, геноцидом. Соавторами резолюции стали уже 77 конгрессменов. По мнению турецких СМИ, шансы на принятие этой резолюции в Конгрессе малы, "учитывая продолжающиеся переговоры между Арменией и Турцией, а также то обстоятельство, что Барак Обама посетит Турцию спустя два месяца после выборов, что, по мнению турецких СМИ, свидетельствует о том, что США заинтересованы в сохранении дружественных связей с Турцией, которая является стратегическим партнером на Ближнем Востоке".

Резолюция о Геноциде армян в Османской империи, представленная в Конгресс США, может повредить процессу нормализации отношений с Арменией. Об этом заявил глава МИД Турции Али Бабаджан. Он отметил, что Ереван и Анкара в ходе переговоров обсуждают события 1915 года. "Шаги, которые предпринимаются третьей стороной по этому вопросу, могут подорвать процесс нормализации армяно-турецких отношений. Мы надеемся, что парламентарии и парламенты осведомлены о процессе налаживания армяно-турецких отношений и будут действовать ответственно", заявил Бабаджан, пишет газета "Азг" со ссылкой на турецкие СМИ.

Министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян, отвечая на вопрос корреспондента "АрмИнфо" о том, соответствует ли реальности информация в турецких СМИ о заявлении министра иностранных дел Турции Али Бабаджана об обсуждении Арменией и Турцией убийств 1915 г., отметил: "Я бы не хотел верить в то, что министр иностранных дел Турции мог бы сделать подобное заявление, так как вопрос Геноцида армян не обсуждался с турецкой стороной".

Министр иностранных дел Турции Али Бабаджан в интервью, данном газете "Заман", в ответ на вопрос, "возможно ли, что 24-го апреля в США произойдет неприятное для Турции событие", ответил: "Не могу сказать, что не произойдет. Риск, конечно, сохраняется". 13-го марта в Анкаре, дополнив Бабаджана, помощник заместителя Госсекретаря США Мэтью Брайза, оставив без ответа вопрос турецких журналистов относительно того "охарактеризует ли 24-го апреля президент Обама события 1915-го года как Геноцид?", отметил: "Я не могу ответить на этот вопрос, как и не могу знать, какое решение примет президент". Газета "Азг" уверена, что Анкара, с целью предотвращения признания Геноцида, всячески будет стремиться использовать визит Барака Обамы в Турцию, предусмотренный 6-7 апреля, как это было в случае с госсекретарем Хиллари Клинтон и специальным представителем президента США Джорджем Митчеллом. Газета также передает, что, согласно турецкой "Акшам", МИД Турции разработал "пакет переговоров", согласно которому "Турция открывает армянскую границу, начинает межгосударственную торговлю между двумя странами, устанавливаются дипломатические отношения. Взамен этого Армения выходит из оккупированного Карабаха и прекращает свои усилия по признанию Геноцида. Согласно другой турецкой газете - "Реферанс", Турция "может удивить мир, если будет действовать смелее". "Сможет сделать так, чтобы проблема Кипра больше не представляла собой препятствие в отношениях с Евросоюзом, сможет открыть греческую духовную академию Стамбула, которая была закрыта из политических соображений, нормализовать отношения с Арменией и, пожалуй, именно этим, как основной вопрос, вытолкнуть из повестки дня внешней политики дискуссии о Геноциде. "Более того, - пишет газета, - если Турция, скорее партия власти "Справедливость и процветание" пожелает, то можно в ходе 2-го форума по инициативе "Союза цивилизаций" принять решение об открытии границ и преподнести сюрприз как Армении, так и всему миру. Это не повредит позиции Турции. Что касается армянской стороны, то, вероятно, она будет против урегулирования отношений накануне 24-го апреля и не захочет, чтобы Турция пошла на этот шаг. Неужели это обстоятельство не обязывает Турцию преподнести сюрприз? За последний период Турция часто удивляет мир, совершает неожиданные шаги", передает газета "Азг".

"Будет очень правильно и справедливо, если президент США Барак Обама выполнит свое обещание и 24 апреля произнесет слова "Геноцид армян", заявил в беседе с корреспондентом "АрмИнфо" глава парламентской фракции партии АРФ "Дашнакцутюн", член Бюро АРФД Ваан Ованнисян. "В вопросе признания Геноцида армян не менее важно проявление активности армянского народа. К сожалению, и в парламенте, и в правительстве, и в различных общественных организациях есть люди, которые даже и не в курсе, с чем связано 24 апреля",- подчеркнул парламентарий. Как отметил Ованнисян, президент США в период предвыборной кампании дал обещание своему электорату. Армения с нетерпением ждет, выполнит ли Обама свое обещание или нет. "Если Обама, согласно своему обещанию, произнесет слово Геноцид, мы должны превратить это слово в резолюцию, поставив перед Турцией новые задачи", - подчеркнул Ованнисян. Он также отметил, что основная цель предстоящего визита Обамы в Турцию - обсудить вопрос армяно-турецких отношений. "Естественно, турецкая сторона будет настаивать на том, что произнесение слова "геноцид" воспрепятствует процессу установления армяно-турецких отношений, однако армянская сторона обязана настаивать на обратном", - подчеркнул Ованнисян.

Барак Обама - далеко не первый президент США, обещавший признать геноцид армян. И если он не выполнит свое обещание, с Америкой ничего страшного не произойдет. За исключением армянской общины, никто и не заметит, что Обама не выполнил предвыборное обещание. Но поскольку Обама - человек солидный, он наверняка попытается объяснить, почему не выполнил свое обещание. А оправданием, как уже многие заметили, могут стать армяно-турецкие отношения, которые получили новую окраску после старта "футбольной дипломатии". В рамках этой дипломатии чрезвычайно активизировались слухи о скором открытии армяно-турецкой границы. Не исключается, что в преддверии 24 апреля Турция повяжет на границе красную ленту, пообещав, что разрежет ее в ближайшие дни. Очевидно, что Обама не тот человек, который может воспрепятствовать урегулированию армяно-турецких отношений. Он, скорее, предпочтет дискредитировать себя, не выполнив обещание, чем помешать потеплению между Арменией и Турцией.

И в этом смысле практически бессмысленно ожидать, что 24 апреля Обама произнесет слово "геноцид" и что президентская администрация не станет на сей раз препятствовать Конгрессу в принятии резолюции о признании армянского геноцида. Тогда зачем нужно это представление с посулами открыть границу и внесением в Конгресс проекта резолюции? Видимо, спектакль был поставлен в преддверии визита Обамы в Турцию, намеченного на начало апреля. Посулами открыть границу с Арменией Турция попытается сузить возможность маневра США, резолюция же, в свою очередь, позволит США предъявить Турции ряд требований. Таким образом, накануне визита Обамы США и Турция подводят баланс собственным интересам. Но это вовсе не означает, что визит решит все, и если во время визита не будет достигнуто ценных соглашений, то США тут же признают геноцид. Все будет продолжаться в естественном русле - Турция по-прежнему использует отношения с Арменией в своих интересах, а США будут манипулировать резолюцией о геноциде армян - в своих.

Все настолько просто и даже примитивно, что, кажется, это понимают даже не имеющие отношения к политике люди. Более того, все настолько примитивно, что иногда начинаешь сомневаться, неужто дела такого масштаба делаются по такой схеме? Понятно, что в отношениях Турция-США существует масса других факторов. И эти факторы могут иметь свое воздействие и на значимость армяно-турецких отношений, и признание геноцида. Но проблема в том, что, как выясняется, во всем этом Армения не играет никакой роли. Армяно-турецкие отношения в этом деле являются фактором, а вот Армения - нет. На первый взгляд, это кажется парадоксом, но такая ситуация вполне логична. Дело в том, что Армения сыграла роль в возобновлении армяно-турецкого диалога лишь на их старте, но потом она фактически оказалась за бортом процесса, не считая встреч между армянскими и турецкими дипломатами. ("Лрагир").

Известное издание Washington Post опубликовало статью, в которой задается вопросом: "Выполнит ли Обама свое предвыборное обещание признать убийства армян в Оттоманской империи геноцидом?" Возможно, говорится в статье, обещание Обамы было уловкой в борьбе с Маккейном, который оттолкнул от себя американских армян, заявив, что обвинять в случившемся современную Турцию несправедливо. Автор статьи Гленн Кесслер отмечает, что теперь, когда Обама стал президентом, его позиция осложняет отношения с Турцией. "Это лишь один пример того, как эффективная внешнеполитическая программа кандидата может создавать для него проблемы после вступления в должность", отмечает автор. Между тем американо-турецкие отношения идут на подъем после раздоров, вызванных вторжением в Ирак, поясняет издание. Со своей стороны, советник премьер-министра Турции Эрдогана Ахмет Давутоглу подчеркнул, что после недавнего визита премьера в Армению отношения между Стамбулом и Ереваном налаживаются, но резолюции США о геноциде отбросят процесс в прошлое. Администрации придется решать, что важнее - дружба с Турцией или надежды американских армян, резюмирует автор. (Armenia Today).

Администрация США колеблется между выполнением обещания Барака Обамы признать Геноцид армян и опасением настроить против себя Турцию в момент, когда Соединенным Штатам нужна ее помощь, пишет The Los Angeles Times. "Президент Обама и другие высокопоставленные представители администрации в ходе предвыборной кампании обещали официально признать геноцидом убийства армян османскими турками в 1915 году. Американские армяне, являющиеся потомками жертв и выживших, долго ждали такого заявления", пишет газета. Однако, по мнению автора статьи, в настоящий момент американская администрация ищет помощи Анкары по Афганистану, Ираку, Ирану и другим проблемным вопросам, связанным со сферой безопасности, в то время как Турция выступила с предупреждением, согласно которому официальное заявление США поставит под угрозу поддержку Турции, оказываемую США. Американские армяне призывают Белый дом к принятию декларации 24 апреля, в День памяти жертв. Их сторонники в Конгрессе также намерены в скором времени внести резолюцию по Геноциду. Предстоящий 5 апреля визит Обамы в Турцию становится фактором риска для администрации, полагает бывший посол США в Турции Марк Пэррис. "Приезд сюда президента повышает ставки, - отметил Пэррис, ныне сопредседатель программы Института Брукингса в Турции. - Теперь это не может остаться незамеченным... Это скажется на доверии к нему". (PanARMENIAN.Net).

Политзаключенные

Все 5 адвокатов подсудимых по "Делу семи" - Овик Арсенян, Вардуи Элбакян, Степан Восканян, Меланья Арустамян и Липарит Симонян не будут участвовать в судебном процессе, пока суд действует вне сферы законности. Об этом заявили сами адвокаты на встрече с журналистами 17 марта. "Мы не желаем участвовать в фарсе и беззаконии", - заявила Элбакян. Адвокат Арсенян считает, что суд 16 марта грубо нарушил конституционное право его подзащитного - депутата НС Сасуна Микаеляна, отказавшегося от услуг одного адвоката в пользу другого. Он подчеркнул, что еще на первом судебном заседании 19 декабря 2008 года адвокаты Артур Григорян и Ара Закарян явились в суд для защиты интересов Сасуна Микаеляна и депутата НС Мясника Малхасяна, однако суд не включил их в судебный процесс, заявив, что адвокаты будут включены в процесс, когда им объяснят их права и обязанности. Аргумент суда о том, что адвокат удаленного из зала суда обвиняемого не может не принимать участия в заседании, неверен, так как это положение касается "назначенных" защитников, а Арсенян не назначенный, а действующий на основе контракта адвокат. А решение суда об отделении дела Шанта Арутюняна и приостановлении производства дела по этой части до выздоровления Шанта Арутюняна оскорбительно с точки зрения юриспруденции, так как решение было вынесено без справки о болезни "хотя бы от участкового врача". Адвокаты выразили недовольство тем, что хотя их подзащитные удалены из зала суда, судья, наряду с ежедневным назначением судебных заседаний, лишает адвокатов возможности встречаться с подзащитными. В то же время, суд лишает защитников возможности участвовать в судебных заседаниях по другим делам. "Складывается впечатление, что в Армении есть только одно дело и один суд", - выразила недоумение Вардуи Элбакян. ("Ноян Тапан").

17 марта судья Мнацакан Мартиросян, под председательством которого проходит судебный процесс по "Делу семерых", остался лишь с обвинителями. Зафиксировав отсутствие стороны защиты, судья после 30-минутного перерыва с формулировкой "неявка на судебное заседание без разрешения председательствующего", решил применить судебную санкцию в отношении адвокатов Липарита Симоняна, Меланьи Арустумян и Вардуи Элбакян. Такое же решение было ранее вынесено в отношении адвокатов Степана Восканяна и Овика Арсеняна. Это означает, что Палата адвокатов Армении должна рассмотреть вопрос применения судебной санкции в отношении пяти адвокатов по "Делу семи", если на то будет согласие соответствующего совещательного органа. В то же время председатель Адвокатской палаты Армении Рубен Саакян заявил, что не видит нарушений закона в действиях адвокатов. Armenia Today напоминает, что на суде по "Делу семи", начавшемся 19 декабря прошлого года, в попытке государственного переворота и организации массовых беспорядков 1 марта в Ереване обвиняются экс-глава МИД Армении Александр Арзуманян, депутаты Национального собрания Миасник Малхасян, Сасун Микаэлян, Акоп Акопян, бывший мэр города Абовяна Григор Воскерчян, бывший начальник охраны экс-главы МВД Армении Вано Сирадегяна Сурен Сирунян и глава партии "Цегакрон" Шант Арутюнян.

Как сообщает "Ноян Тапан", суд первой инстанции ереванских общин Кентрон и Норк-Мараш под председательством судьи Жоры Варданяна 23 марта осудил бывшего заместителя Генерального прокурора Армении Гагика Джангиряна на три года лишения свободы. Суд посчитал доказанным то, что Джангирян в 23:30 23 февраля 2008 года при задержании по подозрению в незаконном хранении оружия и боеприпасов не подчинился законным требованиям двух полицейских, применив в их отношении насильственные действия, представляющие опасность для их жизни и здоровья, а также угрожал свести счеты с ними и их семьями. Адвокат Джангиряна - Лусине Саакян сообщила журналистам, что сторона защиты опротестует вердикт в Апелляционном суде. Она пояснила, что после опротестования решения во всех внутригосударственных судебных инстанциях намерена обратиться в Европейский суд по правам человека.

Газета "Айкакан жаманак" пишет, что, по сведениям, полученным из близко стоящих к властям источников, в ближайшее время намечается начать новую кампанию по добыванию у политзаключенных прошений о помиловании. Однако, пишет газета, эта компания будет существенно отличаться от предыдущих. Если прежде над политзаключенными работали представители правоохранительных органов, то теперь этим займутся высокопоставленные должностные лица - депутаты, министры, замминистров. Задействованием каких-либо дальних родственных связей они попробуют "выйти" на политзаключенных и взамен на прошения о помиловании предложить им "решение проблем". По сведениям газеты, несколько таких попыток уже было сделано, но безрезультатно.

По следам "1-го марта"

Временная комиссия НС Армении по расследованию событий 1-2 марта 2008 года пригласила на свое рабочее заседание 24 марта родителей Тиграна Хачатряна. 23-летний молодой человек стал одним из трех погибших, причиной смерти которых были повреждения, полученные в результате применения правоохранительными силами спецсредства "Черемуха-7". По словам председателя комиссии, секретаря фракции РПА Самвела Никояна, комиссии до сих пор не удалось уточнить обстоятельства смерти погибших в результате применения спецсредств, в том числе "Черемухи-7". Он отметил, что в вопросе решения поставленных задач комиссия надеется на помощь родственников погибших, с надеждой получить дополнительную информацию. Мать Тиграна Хачатряна - Алла Ованнисян заявила, что не возлагает особых надежд на орган предварительного следствия в вопросе выявления обстоятельств гибели сына, поскольку в течение года так и не выяснилось, кто конкретно из 4-х правоохранителей, применявших "Черемуху-7", убил ее сына. По ее словам, в материалах следствия есть противоречия. В частности, отмечается, что Т. Хачатрян 1 марта в районе 20 часов был найден на перекрестке улиц Лео и Пароняна на месте беспорядков. Между тем, по свидетельству его товарища по службе в армии, участвовавшего с ним в митинге, они примерно до 21:30 находились у памятника Мясникяну. Об этом свидетельствует также зафиксированная на 21:19 двухминутная видеозапись на мобильном телефоне сына, который был возвращен родителям Специальной следственной службой. А всего через несколько минут - в 21:45 - 21:50, тело Хачатряна было доставлено с перекрестка Лео-Паронян в морг. По убеждению Аллы Ованнисян, расставшись с другом, чтобы вернуться домой, ее сын оказался в засаде и был избит правоохранителями с применением тупых предметов (о чем свидетельствовали результаты судмедэкспертизы), затем убит выстрелом в упор из "Черемухи-7". Родители Хачатряна отметили также, что им не вернули одежду сына, которая находилась в распоряжении следственного органа и исследование которой могло бы пролить свет на обстоятельства гибели Тиграна. ("Ноян Тапан").

Один из 10 жертв событий 1-го марта - Давид Петросян - был убит выстрелом сзади в тот момент, когда пытался укрыться в подъезде дома 2 по улице Пароняна. Давид Петросян был убит из 9-миллиметрового пистолета "Макаров", пистолета, который является табельным оружием подавляющего большинства полицейских Армении. В момент убийства Петросяна на улице Пароняна были расположены полицейские войска. И тем не менее, эксперты официально заявили, что найти убийцу Давида Петросяна невозможно. ("Айкакан жаманак").

На вопросы газеты "Ноев Ковчег" отвечает первый секретарь ЦК КП Армении 1988-1990 гг., в дальнейшем - Чрезвычайный и Полномочный посол Армении в Беларуси Сурен Арутюнян

Сурен Гургенович, прошёл год после мартовских событий 2008 года в Ереване, когда после президентских выборов, сторонники оппозиции, не согласные с итогами, вышли на массовые демонстрации, в результате которых 10 человек было убито и более 200 получили ранения.

События 1 и 2 марта 2008 года - это чёрные и трагические события в истории независимой и суверенной Армении. Погибли люди, многие получили ранения, в том числе огнестрельные и осколочные. Глубокую моральную травму получили тысячи и тысячи граждан Армении. В Ереван были введены войска и бронетехника. В центре армянской столицы были сожжены десятки автомобилей, разгромлены магазины, офисы, торговые киоски. Это были беспрецедентные события, подобных которым не было за все годы Советской Армении, не было такого и за годы независимой Армении. Я не могу понять Кочаряна, который дал команду спецназу, воинским подразделениям на применение грубой силы по отношению к своим гражданам. Такого не мог допустить человек, знающий психологию своего народа. Вы поддерживаете действия сторонников Левона Тер-Петросяна?

Дело не в моей поддержке, суть вопроса в том, были ли действия правоохранительных органов и тех, кто их направлял, адекватными? Они не соответствовали обстановке. Этот шаг Кочаряна нельзя назвать поступком решительного и мужественного политика. Скорее всего, это действия человека, который боится своего народа, не уверен в нём. Своими действиями Кочарян погрузил Армению в пучину раскола и противостояния, подведя итог своему президентскому правлению, покрыв его чёрным дёгтем. Такое в народной памяти не исчезает и сохраняется на долгие времена.

Но есть и другая точка зрения. Не кажется ли Вам, что если бы не были приняты меры по наведению порядка, то Армения могла оказаться в состоянии хаоса и непредсказуемой анархии?

Не думаю, что такое мнение имеет место в широких слоях населения. Эта точка зрения фигурирует в коридорах власти, среди кочаряновского клана. Это не что иное, как неуклюжая попытка оправдать свои действия. Ведь протестующие не допускали антиобщественных противоправных действий, не давали повода для репрессий против них. Говорю это как человек, который находился у власти в более критической ситуации и хорошо представляющий возможные действия властей при тушении подобного рода социальных пожаров.

Расскажите, пожалуйста, о ситуации, которая сложилась в Ереване в 1988-1990-х годах. Ведь тогда обстановка была более сложной и напряжённой. Тогда мы были в составе Советского Союза, и вероятность таких репрессивных действий со стороны государства была намного выше, чем в условиях нашей национальной независимости.

При проведении несанкционированных многолюдных митингов и демонстраций всегда есть опасность массовых беспорядков и жертв. Нам удалось этого избежать. При всей сложности положения в республике мы контролировали ситуацию. Приведу один пример. В сентябре 1988 года в Ереване находились руководители союзных КГБ, МВД, прокуратуры, Верховного суда. На заседании бюро ЦК КП Армении с их участием было принято решение освободить Театральную площадь, круглосуточно занятую участниками митинга. Даже по ночам здесь оставалось несколько тысяч демонстрантов. Предусматривалось освободить площадь в пять утра. Для этого в Ереван были стянуты соответствующие силы МВД СССР. В полночь я пригласил заместителя министра МВД СССР Николая Ивановича Демидова, которому было поручено проведение операции, попросил его лично побывать на площади, изучить обстановку и доложить мне. Интуиция подсказывала, что в ходе операции не избежать жертв. По возвращении он рассказал, что несколько тысяч молодых людей поют песни и уходить с площади не собираются. Я сказал по завершении его доклада, что вновь собирать бюро ЦК не намерен - в конечном итоге за всё отвечает первый секретарь ЦК. Принятое на бюро решение отменяется, а следовательно, отменяется и сама операция. Внимательно посмотрев на меня, заместитель министра сказал: "Сурен Гургенович, Вы правильно поступаете". Так была отменена операция, которая могла иметь далеко идущие последствия, возможно, такие же кровавые, как позднее в Тбилиси и в Баку.

Прошёл год. Арестованы представители оппозиции, организовавшие эти митинги и противостояния. Чем закончится этот нелицеприятный факт в истории независимой Армении?

Да, действительно, за прошедший год были привлечены к ответственности многие организаторы этой акции, но суда не было. Только суд может вынести справедливый вердикт, на что я надеюсь и верю, что нынешнее руководство Армении и президент сделают всё, чтобы такое никогда не повторилось. ("Ноев Ковчег", с сокращениями).

Совещание у Сержа Саргсяна

Как сообщает ИА REGNUM, 20 марта в Ереване состоялось совещание президента Армении Сержа Саргсяна с лидерами и представителями армянских политических партий на тему "Мировой финансовый кризис и Армения". На встрече принимали участие главы 48 партий. Администрация президента Армении направила приглашения 63 партиям из 72 зарегистрированных в Армении. Оппозиционный Армянский национальный конгресс во главе с Левоном Тер-Петросяном от участия в обсуждениях отказался. Предыдущее подобное совещание состоялось в 2008 году, тогда темой консультаций стал процесс урегулирования карабахского конфликта. В консультациях не приняла участия также партия "Новые врмена" и парламентская оппозиционная партия "Наследие".

"Это тот момент, когда получать политические выгоды, устраивать склоки и интриги значит способствовать кризису, а не бороться с его воздействием. Можем ли мы найти решения для неизвестных в прошлом проблем? Во всяком случае, сегодня мы попытаемся это сделать. Я уверен, что наше правительство готово прислушаться к предложениям, предусматривающим взвешенные решения. И это касается не только нашего сегодняшнего обсуждения. Мы попросим премьер-министра изучить мнения председателей всех партий, а также попытаемся обозначить постоянные форматы обмена свежими подходами", заявил Серж Саргсян, выступая на совещании "Мировой финансово-экономический кризис и Республика Армения" с участием лидеров ряда политических партий. ("Аравот").

Комментируя газете "Аравот" отказ оппозиционных партий участвовать в совещании, председатель Объединенной трудовой партии Гурген Арсенян сказал: "Наверное, оппозиция не чувствует кризис, наверное, оппозиция считает, что кризис благотворно влияет на Армению. Я считаю, что наличествует серьезнейшая проблема, эта проблема касается нас всех, и надо обменяться мнениями, предупредить друг друга, может кто-то знает что-то, чего не знают другие, поскольку не думаю, что в условиях обострения кризис станет различать, у кого какие политические взгляды".

Председатель партии "Национальное единение" Арташес Гегамян в беседе с корр. газеты "Айоц ашхар" сказал: "Мне чуждо и непонятно, когда отдельные коллеги, непонятно почему пренебрегли этой важнейшей встречей. Наша родина больна, и если у тебя есть средство против болезни и ты молчишь, это непонятно. Это та площадка, на которой можно выступить с самой острой критикой, и потом сделать для себя вывод: стоит ли связывать надежду с этими властями, этим правительством или нет. Одно то, что правительство готово выслушать иную точку зрения, готово развернуть деловое обсуждение, на этом этапе внушает оптимизм".

Намерение властей обсудить 20 марта с лидерами партий тему финансового кризиса член комитета по экономическим вопросам Армянского Национального Конгресса Ваагн Хачатрян назвал запоздавшим и недобрым шагом. Вариант "лучше поздно, чем никогда" в этом случае не действует. Это надо было сделать в ноябре, в крайнем случае, в январе, считает Хачатрян. "Сейчас этот вопрос обсуждать не имеет смысла, потому что у Армении нет ни материальных резервов для борьбы с кризисом, ни природных ресурсов". "Пути преодоления экономического кризиса АНК предлагает давно. Главное - необходимо доверие к власти, которое отсутствует, - сказал Хачатрян. - Ключ к борьбе лежит в демонтаже олигархическо-клановой системы, с тем, чтобы экономические решения диктовал рынок, а не группа монополистов и ангажированных властями олигархов". Хачатрян заявил, что, согласно их исследованиям, 3,5 миллиарда из поступившего в Армению в прошлом году импорта, который составил 4 млрд долларов, принадлежит чиновникам или патронируемым ими монополистам. "Борьба с кризисом может быть эффективной лишь в случае, если власти будут честны с обществом, если они откажутся от фантастических проектов типа автомагистрали Север-Юг, железной дороги Иран-Армения, новой АЭС, для которых необходимы грандиозные средства, а деньги сейчас в мире в большом дефиците". Ваагн Хачатрян предлагает разработать реальные проекты, нацеленные на развитие малого и среднего бизнеса, и, в первую очередь, необходимо освободить бизнес от излишнего налогового бремени. "Не думаю, что они пойдут на это, потому что такой шаг ударит по их собственным карманам", сказал Хачатрян. ("Лрагир").

Удивительное заявление Налбандяна

Глава МИД Армении заявил, что Госдеп не выражает официальную позицию Вашингтона. Позиция США в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта основана на принципах неприменения силы, права народов на самоопределение и территориальной целостности государств. Об этом заявил 18 марта министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян, отвечая в парламенте на вопрос о формулировке доклада Госдепартамента США по правам человека, где говорится о "продолжающейся оккупации" Нагорного Карабаха. "Не думаю, что формулировка той части доклада Государственного Департамента Америки, которая относилась к Нагорному Карабаху, - официальная позиция США по карабахскому конфликту", - заявил Налбандян. (ИА REGNUM).

"Непозволительным для министра иностранных дел киксом" назвала газета "Айк" заявление Эдварда Налбандяна о том, что "Госдеп не выражает официальную позицию Вашингтона". Газета пишет, что сразу же за этим заявлением в зарубежных СМИ появились отклики, выражающие удивление тем, что Налбандян не знает, какое ведомство в США ответственно за внешнюю политику страны. "Айк" считает, что таким заявлением Налбандян попытался обойти вопрос о печальных последствиях бездарной внешней политики Армении, однако таким образом поставил под сомнение свои познания в этой сфере.

Получается, что Госдеп США - это лишь общество с ограниченной ответственностью или просто НПО, которое ежегодно публикует какие-то доклады, не имеющие ничего общего с официальной позицией США, откликается газета "Лрагир". "Тогда почему МИД Армении отреагировал на фрагмент доклада, посвященный демократическим процессам в Армении, причем, не преминул выразить свое неудовлетворение, а вот по поводу карабахского фрагмента никакой реакции не последовало. Интересно, а знают ли американцы, что Госдеп не отражает официальную позицию США? Если нет, то им надо бы внимательно выслушать армянского министра ИД и осведомиться о структуре правления в собственной стране. Они, может быть, даже узнают, что доклады Госдепа - это лишь заказные концерты: кто платит, тот и заказывает музыку, а Госдеп непременно выдает кассовый чек. Наверное, в условиях кризиса Госдеп посчитал, что Вашингтон на этот раз не заплатит за доклад и решил не выражать в докладе позицию Вашингтона. Было бы неплохо услышать от МИД Армении, чье же мнение отразил Госдеп в докладе о правах человека в 2008 году? Может, личное мнение Ильхама Алиева? Надо же объяснить людям, иначе из-за Госдепа общество может настроиться против Вашингтона. В конце концов, за годы независимости США оказали нам помощь аж на сумму в 2 млрд долларов и некрасиво настраиваться против дружественной нам страны. Одного объявления о том, что это не официальная позиция США, недостаточно для того, чтобы развеять сомнения общества. Армянская общественность не может позволить себе безосновательные подозрения в отношении такой страны, как США".

Выборы Совета старейшин и мэра Еревана

Как сообщает "АрмИнфо", для участия в выборах старейшин Еревана в ЦИК Армении соответствующие документы представили 6 политических партий и Армянский национальный конгресс. В избирательный список Республиканской партии входит 181 человек, возглавляет список Гагик Бегларян. Второе место в списке занимает префект общины Аван Тарон Маргарян. В список партии Процветающая Армения входят 122 человека, список возглавляет министр здравоохранения Армении Арутюн Кушкян. В список АРФ Дашнакцутюн входит 51 человек, список возглавляет депутат Национального собрания Арцвик Минасян. В список партии "Оринац еркир" входят 85 человек, список возглавляет глава парламентской фракции "Оринац еркир" Эгине Бишарян. В список Народной партии входят 20 человек, возглавляет список глава холдинга "АЛМ", председатель Народной партии Тигран Карапетян. В список Трудовой социалистической партии входят 25 человек. В список АНК входят 167 человек, список возглавляет Левон Тер-Петросян, вторым в списке является председатель Народной партии Армении Степан Демирчян, третьим - координатор АНК Левон Зурабян. Предвыборная кампания старейшин Еревана начнется со 2 мая и продолжится до 29 мая. Выборы в Совет старейшин (65 старейшин) состоятся 31 мая.

Перед выборами мэра Еревана власти и оппозиция снова тасуют карты армянской политической игры. Каждая из сторон делает свой дипломатический шаг и ждет ответа другой. Еще в прошлом году было известно, что республиканцев на этих выборах будет представлять нынешний мэр Гагик Бегларян. Но в гонку включился лидер оппозиции, бывший президент Армении Левон Тер-Петросян, и борьба обрела новые оттенки. "Это будут не обычные выборы, а второй раунд президентских выборов",- заявил координатор Армянского национального конгресса Левон Зурабян. Республиканец Армен Ашотян уверен, что, несмотря на участие в борьбе за пост мэра Тер-Петросяна, победа достанется кандидату от Республиканской партии. "Моя уверенность базируется на итогах парламентских выборов 2007-го и президентских 2008-го, а также на результатах недавних выборов в органы местного самоуправления, - говорит Ашотян. - Наши шансы выше, вне зависимости от списка кандидатов - будь то Левон Тер-Петросян или помощник заместителя госсекретаря США Мэтью Брайза".

Что означает этот шаг оппозиции и собирается ли первый президент Армении в случае победы работать в качестве мэра? "Включение Тер-Петросяна в наш список свидетельствует, в первую очередь, о нашей решимости. Это показывает, насколько высоко мы оцениваем эти выборы. Что касается вопроса о том, будет Тер-Петросян работать мэром или нет, - да, он будет работать до тех пор, пока в Армении не восстановятся конституционный порядок и демократия",- заявил Зурабян. Политолог Ерванд Бозоян высоко оценивает должность ереванского мэра, утверждая, что сегодня Ереван - это половина Армении, а предстоящие выборы носят, по сути дела, политический характер. "Выборы местных органов самоуправления считаются политическими во всех странах. Решения о политических перестановках принимаются именно после местных выборов. Выборы местных органов самоуправления являются важной основой для дальнейших государственных выборов, - сказал политолог ArmeniaNow. - В нашей стране выборы в местные органы самоуправления воспринимаются населением как "районные разборки". Но это мы их так воспринимаем, на самом деле эти выборы носят в достаточной степени политический характер". Бозоян положительно оценивает участие Тер-Петросяна, считая, что такой расклад придает выборам мэра политическую окраску. По его словам, этот шаг АНК должен заставить власти задуматься. "Если власти не выдвинут политическую фигуру, то они проиграют на выборах. О Бегларяне я ничего плохого сказать не могу, но он просто "фигура районного уровня" и его нельзя сравнивать с Тер-Петросяном. Если Бегларян выиграет, пирамида власти может развалиться".

Ерванд Бозоян уверен, что если власти не пойдут на фальсификации, победа общеармянского движения неминуема. По мнению Бозояна, сфальсифицировать назначенные на 31 мая выборы будет трудно. "Во-первых, Ереван - это не село, здесь нет руководителей сельских общин, которые в основном и идут на нарушения. Опыт всех прошедших выборов показывает, что в Ереване труднее фальсифицировать итоги, чем в селах, кроме того, большую часть голосов власти, как правило, получают в сельских районах. И я удивлен спокойствием правящей верхушки: если они не заменят Бегларяна, им не избежать проблем",- сказал Бозоян. Если на выборах мэра выиграет оппозиция, то позже, согласно закону, мэр назначит 12 глав столичных общин. Это означает, что оппозиции будут переданы важные рычаги административного влияния. По словам Бозояна, в таком случае государственная авторитарная система частично развалится. "Если власти заменят Бегларяна весомой политической фигурой и победят, то даже в таком случае наше общество выиграет. Я имею в виду, что, поскольку мэр будет приравнен к президенту, пирамидальная система в любом случае развалится, - отмечает Бозоян. - Но если "фигура областного уровня" выиграет у политического деятеля, пирамида останется целой. Хотя я не представляю, как это может произойти, поскольку только административного ресурса слишком мало, чтобы помочь такому человеку, как Бегларян, добиться успеха", сказал Бозоян. (ArmeniaNow).

Armenia Today: "Сам факт того, что Левон Тер-Петросян захочет работать под началом Сержа Саргсяна на посту мэра Еревана - абсурден. Об этом заявил руководитель парламентской фракции правящей Республиканской партии Армении Галуст Саакян. В то же время он подчеркнул, что Гагик Бегларян "не может не стать мэром, потому что он - кандидат от РПА". "Мы - президенты, президентами и останемся, мы - мэры, мэрами и останемся", - заявил Саакян, добавив, что "республиканцы готовы конкурировать с любой политической силой".

С одной стороны, плохо, что не удалось создать блок АНК-"Наследие", но с другой, если учесть, что создание этого блока повлекло бы за собой создание провластного блока, - хорошо. Хорошо также, что партия "Наследие" приняла решение не участвовать в выборах, так как в случае своего отдельного участия трудно было бы представить ее дальнейшие отношения с Армянским национальным конгрессом. Теперь же сохраняется возможность строить дальнейшее стратегическое сотрудничество вокруг единой цели - "радикальной смены власти" в Армении. Тем более, что в своем последнем заявлении "Наследие"вплотную приблизилось к тому, чтобы признать "радикальную смену власти" единственной возможностью выйти из создавшейся ситуации. Если "Наследие" в своем заявлении искренне, значит у него есть огромнейшее поле сотрудничества с АНК, и решение не участвовать в выборах мэра есть шаг, способствующий радикальной смене власти - если не на 100, то хотя бы на 50 процентов. И вторые 50% можно восполнить в ходе этих двух предвыборных месяцев. ("Айкакан жаманак").

Газета "Аравот" пишет: "Когда в 2003 году, после, как обычно, весьма спорных президентских выборов, Степан Демирчян как лидер блока "Справедливость" принял участие в парламентских выборах, радикальная оппозиция критиковала его за то, что человек, фактически избранный президентом, захотел избраться всего лишь депутатом. Если руководствоваться этим принципом, то что получается, что пост мэра выше депутата НС? Порочная система выборов мэра ставит в глупое положение не только оппозицию. Мы оказались в ситуации, когда ни один из лидеров списков ни намерения, ни желания работать мэром не имеет. Кто, к примеру, поверит, что Артем Кушкян бросит медицину и посвятит себя городскому хозяйству? Здесь также действуют определенные политические факторы. Факторы, которые ничего общего с проблемами Еревана не имеют".

Газета "Айоц ашхар" пишет: "Совсем не плохо: революционеры, исключив из своей повестки внеочередные президентские и парламентские выборы, готовятся кинуться в борьбу за должность мэра Еревана. Слов нет, разумное решение: лидер конгресса "десять раз отмерил" и пришел к выводу, что никто, кроме него, не может возглавить революционный список. На теперешнем этапе стремительного падения "Общенародного" движения, конечно же, было бы непростительной ошибкой уступить свое место соратнику - председателю НПА Степану Демирчяну".

Зампредседателя Республиканской партии Армении Размик Зограбян, отвечая на вопрос газеты "7 дней", равноценны ли, с политической точки зрения, конкуренты Левон Тер-Петросян и Гагик Бегларян, признался: "С точки зрения политического опыта, Левон Тер-Петросян и Гагик Бегларян, конечно же, не соперники". Он также сказал, что в случае победы первого президента, "они будут рады, поздравят, если же не победит - то это его проблема". Он также подчеркнул, что создание гражданского общества - трудная задача: "Первопроходцем в этом деле был Иисус Христос, он тоже хотел сформировать гражданское общество. В итоге его распяли".

"Оппозиция, возглавляемая Левоном Тер-Петросяном, хочет всеми способами захватить власть. Это их основная цель, ради которой они пойдут на самые различные шаги. При этом они действуют достаточно хитро. Дело в том, что в такой маленькой стране, как Армения, искусственно раздутая столица и ее выборный мэр будут обладать половиной власти в стране. Выборная и назначаемая должности принципиально различны. Назначаемого мэра президент может в любую минуту снять с должности, а судьбу избранного мэра решают избиратели. Следовательно, переход должности мэра Еревана в руки оппозиции будет очень опасен для властей",- сказал в беседе с корр. газеты "Айоц ашхар" психолог Альберт Налчаджян.

Lragir.am: "Решение Левона Тер-Петросяна занять первую горизонталь оппозиционного списка на выборах мэра Еревана вызвало странную реакцию. Политики и политологи стали в один голос твердить, что даже если Армянский Национальный Конгресс одержит победу, Левон Тер-Петросян уступит место мэра второму по списку Степану Демирчяну. Доводы тоже интересные - якобы, не того калибра он человек, чтобы работать мэром. Доводы против участия Тер-Петросяна в выборах действительно найти непросто. Право и возможности у него есть, и ничего тут не поделаешь. Так что, апелляция к "калибру" Тер-Петросяна - скорее, не довод, а проявление психологии. Психологии человека, воспитанного советской системой, в которой все строилось на жестком принципе иерархии. Понижение должности для человека из иерархии было смерти подобно - уж лучше в тюрьму или на пенсию. Люди с зачесанными по-советски назад волосами не могут никак понять, что в несоветском мире многое по-другому: должность - это не благодать Божья, а служба, работа, оплачиваемая обществом. И ничего страшного в том, что экс-президент станет мэром, нет. Человек, который хочет работать и знает, как это делать, не "гнушается" всякой работы. Эта психология - боязнь потери места в иерархии - толкает многих на преступления и обман. Это из-за нее чиновников увольняют, не объясняя причин - чтобы тот потом мог устроиться на другую "равнозначную" должность. И слово "мы" в устах чиновников и даже политических деятелей вбирает в себя людей, принимающих законы этой иерархии".

Газета "Айк": "Мэр Еревана Гагик Бегларян на днях собрал руководство префектуры общины Кентрон, поручив сделать все для того, чтобы обеспечить его победу в общине. Теперь и.о. префекта Гянджумян пытается сделать все для исполнения указания своего шефа. В частности, он встретился с бывшим комсомольским активом общины "Ценгтр" и попросил поддержать. После встречи бывшие комсомольские активисты в частной беседе заявили, что не собираются выполнять поручение префекта и не имеют желания видеть на месте мэра деятеля с "кликухой". Бегларян обратился за помощью также к криминальным авторитетам, однако наши источники уверяют, что настроение "Черного Гаго" не улучшается, и он ищет себе новую поддержку.

Газета "Жаманак": "Префект ереванской общины Арабкир Альберт Ерицян на днях встретился с руководителями учреждений, подведомственных префектуре. Префект призвал их, не покладая рук, работать на выборах в Совет старейшин Еревана в пользу Республиканской партии Армении и потребовал предоставить ему паспортные данные избирателей. Однако многие из приглашенных пришли в негодование, заявив, что "второй раз в одну и ту же реку не войдут". Несмотря на угрозы Ерицяна, многие остались непреклонны.

Ранее Ерицян провел такую же беседу с местными "авторитетами", заявив, что ситуация выходит из-под контроля властей. Он призвал "авторитетов" сделать все, чтобы обеспечить на выборах мэра Еревана победу кандидата от власти Гагика Бегларяна. Однако "криминал" прямо в лицо Ерицяну бросил, что это "не его война" и он не собирается вмешиваться в "войну" Тер-Петросяна с властями.

Газета "Айкакан жаманак" также сообщает, что действующий мэр Еревана Гагик Бегларян уже пустил в действие административный ресурс: на разных предприятиях людей заставляют подписью скреплять обещание выбрать Бегларяна. Из рынка золотых изделий ООО "Вагарш и сыновья" газете сообщили, что группа молодых людей обходила отделы и секции, настаивая, чтобы продавцы ставили подписи на бланках в знак поддержки кандидатуры Бегларяна. Согласно источнику газеты, подписались далеко не все.

По распоряжению мэра Еревана Гагика Бегларяна, всем сотрудникам мэрии выданы бланки "100-процентных списков". Как сообщил "А1+" один из сотрудников мэрии, они должны быть заполнены в пользу кандидата в мэры от РПА, действующего мэра. "Нам пригрозили, что если мы не вернем эти списки заполненными паспортными и другими данными, то лишимся работы", - сказал агентству сотрудник мэрии. По его словам, сотрудники мэрии должны также раздать эти бланки сотрудникам общинных префектур, а те, в свою очередь, должны сделать все для того, чтобы обеспечить Бегларяну голоса. "А1+" поместил на своем сайте и фотокопию этого бланка.

Как сообщает газета "Аравот", ряд депутатов НС обратился в Конституционный суд с просьбой рассмотреть конституционность статей 12 и 14 Регламента Национального собрания. Председатель парламентской комиссии по вопросам территориального управления, член партии "Оринац еркир" Ованес Маргарян в беседе с корр. "Аравота" сказал: "В статье 2 Конституции говорится, что власть принадлежит народу и народ осуществляет ее посредством выборов. А статьи 12 и 14 Регламента определяют порядок формирования фракций и досрочного прекращения депутатских полномочий. До 1997 года в Регламенте оговаривалось, что депутат может выйти из состава фракции, лишь сложив свои депутатские полномочия. Потом этот пункт был изъят. Мы были свидетелями того, как за одну ночь сформировалась фракция "Еркрапа", то же в 2006 году произошло и с фракцией "Оринац еркир", когда мы перешли в оппозицию, от нас ушли депутаты". Газета предполагает, что данная инициатива связана с предстоящими выборами мэра столицы, в ходе которых власти не исключают возможность "крысиных бегов".

Член Армянского Национального Конгресса, экс-мэр Еревана Ваагн Хачатрян заявил 19 марта в клубе "Иравунк де-факто", что выдвижение Левона Тер-Петросяна на должность столичного мэра стало приятным сюрпризом для членов АНК и его сторонников, и неприятной неожиданностью для лагеря власти. По словам Хачатряна, сомнений в победе оппозиции на выборах Совета старейшин Еревана 31 мая нет, тем более, что выборы эти рассматриваются как продолжение политической борьбы. В случае победы, по словам Хачатряна, Конгресс будет настаивать на отставке президента. По его прогнозам, к концу 2009 г. либо в начале 2010 г. в Армении могут состояться внеочередные президентские выборы, поскольку у властей нет ресурсов для выправления сложившейся в результате экономического кризиса ситуации. Для выправления ситуации властям либо придется бороться с собой, либо подать в отставку. Член АНК не исключил и внеочередные парламентские выборы. Журналисты спросили Ваагна Хачатряна, как оппозиция намерена бороться с предвыборными фальсификациями? Член АНК заявил, что с каждым разом власти модернизируют механизмы фальсификаций и применяют новые технологии. То, что было применено в 2008 году, Хачатрян назвал "фальсификационным букетом". Было подчеркнуто, что в Ереване властям будет сложнее их применить. Но бороться они будут исключительно в рамках закона, а если им это не удастся, то оппозиция прибегнет к законным формам протеста, скажем, митингам. И сценарий президентских выборов повторится, заметили журналисты. Ваагн Хачатрян подчеркнул, что АНК намерен внести в сценарий коррективы. ("Лрагир").