Декларировав 2 апреля по итогам прошедшего в Лондоне саммита "группы двадцати" конец "Вашингтонского консенсуса", Гордон Браун, по сути, от лица всей G20 признал отказ от догматизма ультрасвободного рынка, усиленно проповедуемого США и Великобританией после падения коммунистических режимов, пишет британская газета The Independent.

По мнению издания, МВФ и Всемирный банк начали уже дистанцироваться от бытовавшей ранее идеи о том, что во всех странах, заинтересованных в поддержке этих организаций, в первую очередь должны быть адаптированы рыночные механизмы на американский манер. "Однако итоги лондонского саммита дают повод думать, что эта самая американская модель, унаследованная ещё из эпохи Клинтона и Буша, будет отныне рассматриваться лишь как один из возможных вариантов. В новых условиях, однако, экономическая прозрачность, подотчётность и эффективность останутся в цене", - считает газета.

США превращаются в одну из рядовых стран с большой территорией, считает The Independent. "Звёздный статус президента Обамы, похоже, в дипломатический вес не преобразовался, - пишет газета. - Не исключено, что это связано с избранной им позицией "слушателя", которая так контрастирует с уверенной манерой его предшественника. Возможно, это также знаменует начало своего рода новых времён. Добровольно ли, или в силу необходимости, однако Соединённые Штаты в эпоху "после Буша", похоже, воспринимают своё положение в мире несколько иначе: с меньшим чувством собственной исключительности, с большим стремлением к поиску консенсуса. Уже само по себе участие в саммите таких стран, как Индия, Китай и Индонезия позволяет сделать прогнозы относительно грядущего мироустройства".

Как пишет британское издание, особые отношения между Великобританией и США остались в прошлом, и Лондону теперь "придётся отвыкать от роли "лучшего друга", став просто одним из многих". "Гордон Браун стал первым европейским лидером, встретившимся с Бараком Обамой в Вашингтоне после его победы на выборах, а также первым европейским лидером, принявшим американского президента у себя, - пишет газета. - Вскоре стало очевидно, что Обама, демонстрируя дружелюбие, не выказывает, однако, никаких особенных предпочтений".

При этом The Independent считает, что и российско-американские взаимоотношения, хорошие или плохие, мировой порядок определять не будут. "Однако, непростой период в отношениях в последние годы президентства Джорджа Буша служил источником неприятностей для обеих сторон, осложняя работу американской дипломатии в отдельных регионах и отвлекая российское руководство от решения неотложных вопросов на родине", - отмечает газета.

"Барак Обама и Дмитрий Медведев почти ровесники, оба - юристы по образованию, задали новый тон в двусторонних отношениях в ходе своей встречи в Лондоне. Впереди - июльский саммит, переговоры по вопросу об ограничении и контроле над стратегическими ядерными вооружениями, продление или замена новым договором существующего сегодня СНВ-1, срок действия которого истекает в декабре 2009. Планировавшееся развёртывание систем ПРО в Польше и Чехии, похоже, приостановлено, так же, впрочем, как и встречные действия России по установке ракетных комплексов в Калининграде. Широкие улыбки на лицах обоих по окончании встречи говорили о сердечности, во всяком случае, на личном уровне, которая не наблюдалась в отношениях России и США в течение 20 лет. Возможно, ещё слишком рано говорить о совместном решении вопросов по Ирану, Ираку и Афганистану, однако "потепление" в отношениях определённо будет способствовать предотвращению ситуаций, подобных летнему кризису на Кавказе", - полагает издание.

Также, по мнению The Independent, в ходе саммита представителям Германии и Франции удалось заявить о Евросоюзе как самостоятельном игроке в мировой политике. "Европейский союз нередко критикуют за недостаточное использование того значительного международного влияния, которое было бы сопоставимо с его политическим и экономическим потенциалом. Кроме того, постоянным камнем преткновения становится раскол между "старыми" и "новыми" членами ЕС по бесчисленному ряду вопросов, включая США, Россию, выбор экономической модели и проблему Ирака", - отмечает газета. Тем не менее, как считает The Independent, в условиях кризиса, а также распространяющихся из Вашингтона новых настроений, расхождение во взглядах удалось сократить. "Совместное выступление французского и немецкого лидеров за ужесточение финансового регулирования, хоть и было в большей степени адресовано "домашним" аудиториям, всё-таки выражало некую "общеевропейскую" точку зрения, а также обеспечило Европе место на дипломатической карте, где у неё есть все шансы задержаться", - заключает британское издание.

Напомним, как сообщало ИА REGNUM, 1-2 апреля в Лондоне прошёл саммит G20. В его рамках президент России Дмитрий Медведев провёл двусторонние переговоры с президентом США Бараком Обамой, по итогам которых российский и американский лидеры подписали совместное заявление, а также с премьер-министром Великобритании Гордоном Брауном, председателем КНР Ху Цзиньтао и премьер-министром Австралии Кевином Раддом. Второй рабочий день участники саммита провели в формате пленарного заседания, по итогам которого главы государств "двадцатки" согласовали меры регулирования мировых финансовых рынков и поддержки глобальной экономики, что получило отражение в итоговом коммюнике. В документе, состоящем из 29 пунктов, участники саммита ставят целью вернуть активность на кредитные рынки, усилить систему финансового регулирования и увеличить финансирование мировых финансовых институтов, а также выражают уверенность в том, что предложенные ими меры будут способствовать восстановлению атмосферы уверенности на кредитных рынках, созданию миллионов рабочих мест и росту производства.