Уполномоченный президента Украины по вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский 9 апреля заявил, что 24 апреля в Польше на общем собрании СП "Сарматия" будет подписано технико-экономическое обоснование проекта нефтепровода "Одесса-Броды", после чего работа над проектом перейдёт в фазу практической реализации. По словам Соколовского, в перспективе по нефтепроводу планируется прокачивать до 40 млн тонн нефти в год. В тот же день сам Виктор Ющенко заявил, что имеются трудности с финансированием проекта, и что процесс его заполнения каспийской нефтью затянулся "из-за близорукости отдельных несамостоятельных украинских политиков". Перспективы строительства и функционирования нефтепровода "Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск" прокомментировал 10 апреля в интервью корреспонденту Новости REGNUM старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Иван Данилин.

В последнее время появилось достаточно много сообщений о том, что Украина в партнёрстве с рядом других игроков собирается активизировать работы по реализации проекта нефтепровода "Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск". В частности, господин Соколовский, уполномоченный украинского президента по вопросам энергетической безопасности, сообщил, что по итогам целой серии консультаций принято решение продолжать этот проект. Прошёл ряд переговоров между азербайджанской и украинской стороной, между Украиной и ЕС, и т.д. Тем не менее, в настоящее время создаётся ощущение, что данный проект в контексте событий января 2009 года и российско-украинского газового кризиса приобретает фактор некого политического предлога для внутриукраинских разборок, а также, возможно, пиара Украины в Европе, с тем, чтобы ещё больше заручиться поддержкой ЕС и поиграть на чувствительных струнах идей о диверсификации поставок энергоносителей в Евросоюз для того, чтобы получить какие-либо экономические и политические бонусы от Еврокомиссии и других инстанций.

Несмотря на все заявления, до сих пор неясно, откуда возьмётся нефть для "Одесса-Броды". Если взять данные по прокачке нефти по трубе "Баку-Тбилиси-Джейхан", то выясняется, что по сравнению с прошлым годом они упали примерно на 7%, что, в общем, понятно: видимо, имеются какие-то технические сложности, к тому же, Азербайджан, как и многие другие поставщики энергоносителей, вероятно, рассматривает вариант небольшого сокращения предложения для поддержания стабильности цен. Прокачка по маршруту Баку-Новороссийск немного подросла, но не адекватным образом. Речь идёт о том, что все экспортные возможности Азербайджана на данный момент уже заполнены. Маловероятно, что Баку найдёт какие-то дополнительные резервы, учитывая те объёмы трафика, которые проходят по двум названным трассам.

Более того, не очень понятно, зачем Азербайджану отказываться от уже налаженной прокачки по Баку-Тбилиси-Джейхан в пользу "Одесса-Броды". С Казахстаном примерно та же ситуация: там прокачка нефти в западном направлении составляет где-то до 20 млн тонн в год, большая часть идёт по Каспийскому трубопроводному консорциуму и направляется через "Баку-Тбилиси-Джейхан". Опять же неясно, откуда возьмутся дополнительные объёмы для "Одесса-Броды" или почему Казахстан переориентирует свои нефтяные потоки на этот коридор, который, к тому же, не достроен. Также возникают крупные вопросы по инвестициям: если сам Виктор Ющенко, который является наиболее пламенным энтузиастом и лоббистом данного проекта, признаёт, что существуют сложности с его финансированием, то это означает, что дела идут не вполне хорошо. При отсутствии у проекта ресурсной базы, его финансово-экономические параметры в условиях мирового кризиса оказываются полностью в подвешенном состоянии. В худшем случае, это будет повторение истории 2001 года, когда трубопровод остался сухим, в лучшем - будут осуществлены очень небольшие поставки нефти, изысканной партнёрами.

Наконец, непонятно, что на сегодняшней день есть в этом проекте, кроме политической составляющей. Аналогичным образом какого-то мощного платёжеспособного спроса, который предопределил бы окупаемость этого проекта, ни у одной из стран региона пока что нет. Понятно, что возникают вопросы о надёжности поставок российских энергоресурсов, но пока что это не настолько жёсткая ситуация, чтобы вынуждать все страны, которые заинтересованы в альтернативных поставках нефти, к достаточно крупным инвестициям в осуществление проекта "Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск". Таким образом, всё это возвращает нас к идее о том, что нынешние дискуссии по этому вопросу являются сложным фактором украинской политики. Никаких практических последствий они за собой на данный момент не повлекут. Скорее, это станет новым фактором-раздражителем в отношениях между Россией и Украиной и попыткой пролоббировать интересы Киева в ЕС.