"А если не будут брать, отключим газ" - так можно сформулировать инициативу правительства Татарстана, высказанную на совещании, посвященном реализации Программы социальной ипотеки. "Для реализации этой программы каждое предприятие республики должно платить взносы в Государственный жилищный фонд при президенте Республики Татарстан", - заявил премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов. Программа социальной ипотеки, а точнее, сам процесс сдачи намеченных по плану домов, в республике находится под угрозой срыва. То есть, результаты по строительству жилья за год есть. "Но в этих цифрах значительна доля прошлогодних достижений, - уточняет Рустам Минниханов. - А если работа на площадках даже не начиналась, то завершить ее в этом году будет очень сложно". По данным местного отделения Росстата, за четыре месяца 2009 года в Татарстане было введено 660 тысяч квадратных метров жилья, что составляет 33% от годового задания. Однако большая часть площадей была сдана еще в конце прошлого года. А, например, в марте в Татарии было принято только 211,4 тысячи квадратных метров, из которых половина - в Казани. В остальных муниципальных образованиях республики строительство практически замерло. В трех районах за март вообще ничего не сдали.

Так дальше продолжаться не может. Ведь до конца года требуется построить еще 1340 тысяч квадратных метров жилья. Делать это без денег (которых у республики стало крайне мало) почему-то никто не хочет. Наиболее острая ситуация складывается в Казани, где за соципотечными квартирами давно выстроилась длинная очередь, но процесс самого строительства явно отстает. После оценки ситуации, разрешить все эти проблемы Рустам Минниханов намерен уже в течение следующей недели. Как заявил татарстанский премьер, у него состоялся конструктивный разговор с мэром Казани Ильсуром Метшиным и исполнительным директором Государственного жилищного фонда (ГЖФ) при президенте РТ Талгатом Абдуллиным, которые обнаружили понимание проблемы.

Как известно, понимание проблемы подразумевает помощь в ее преодолении. В Татарстане - вообще и в Казани - в частности, эта помощь всегда заключалась в одном - государственном шантаже предприятий, не желающих отчислять "добровольные" взносы на осуществление той или иной программы. "Мы составим списки предприятий, которые хотят улизнуть от уплаты взносов в ГЖФ. Потому что каждое предприятие должно участвовать в программе соципотеки - как для своих сотрудников, так и для тех граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий", - предупредил Рустам Минниханов.

Позиция правительства полностью совпадает с позицией автора этой плодотворной идеи - президента РТ Минтимера Шаймиева, который еще при осуществлении программы ликвидации ветхого жилья в республике говорил несознательным предпринимателям, что "платить или не платить один процент в жилищный фонд - дело, конечно, ваше... Но вам ведь тут и дальше жить". После этого прозрачного намека "президентский" процент превратился для большинства татарстанских предприятий в жизненную необходимость.

В декабре 2004 года в Татарстане было торжественно объявлено, что Программа ликвидации ветхого жилья, которая была принята по инициативе президента РТ и ради исполнения которой трудилась вся республика, успешно завершена. А накопленный фондом ГЖФ опыт (тогда еще Внебюджетным жилищным фондом при Президенте РТ) "подготовил базу для дальнейшего развития жилищного строительства и реализации нового республиканского проекта - социальной ипотеки".

В ознаменование этого факта был принят и Закон № 69-ЗРТ "О государственной поддержке жилищного строительства в Республике Татарстан". И фонд был привлечен уже для реализации Программы социальной ипотеки, рассчитанной до 2019 года. При этом всегда особо отмечалось, что Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан "не имеет членства и не ставит своей целью извлечение прибыли".

В последнем никто из предпринимателей Татарстана не сомневается. Ведь председателем Попечительского совета Фонда является президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев. И заплатить символический процент для осуществления нужного дела никто, конечно, не откажется даже теперь, в разгар кризиса. И даже не будучи членом. Тем более, если будут составлены поименные списки.