Кризису в регионах была посвящена видеоконференция, организованная клубом региональной журналистики "Из первых уст" и Новости REGNUM, которая прошла сегодня, 17 апреля. В видеомосте приняли участие журналисты Чебоксар и Читы, а также глава Минэкономразвития Чувашии Иван Моторин. В качестве эксперта выступила директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

Давая оценку социально-экономической ситуации в российских регионах в условиях кризиса, Зубаревич отметила, что за полгода многие субъекты упали "на дно": "Большая уверенность в том, что это не последнее дно для многих регионов". Первыми упали "регионы с очень чёткими дефектами экономики", в особенности те, где ведущие отрасли не реформировались.

Среди отраслей первой жертвой стала металлургическая промышленность, которая хотя и частично модернизировалась, но жёстко завязана на мировом инвестиционном спросе, который в условиях кризиса сокращается. В итоге в январе уровень снижения темпов производства составил 30%, в феврале - 25%. "Металлургия полёживает на дне уже третий месяц и с интересом прислушивается, есть ли куда копать ещё ниже", - отметила Зубаревич.

Сильнее удар пришёлся по машиностроению, поскольку отрасль сильно недофинансирована, а её продукция - малоконкурентноспособна. "В супермашиностроительных регионах, таких как Нижегородская, Ульяновская и Самарская область уровень производства упал на 38%. Это уже погром российского машиностроения. Тут явных признаков торможения, как в металлургической промышленности, пока нет", - подчеркнула Наталья Зубаревич.

Значительный удар, по словам эксперта, получили так называемые моноотраслевые регионы. Были также выделены три группы регионов, являющиеся локомотивами развития. Первые - столичные агломерации (Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область), которые даже на фоне хорошо модернизированной промышленности, при этом конкурентоспособной и ориентированной на внутренний спрос, "вдруг начинают со страшной силой лететь, хотя и не сразу". "Проблема чисто институциональная. Во-первых, гигантские проблемы неплатежей. Соответственно, в связи с этим торговые сети не платят производителям, а производители, в свою очередь, сворачивают производство. Вот если мы пробъём этот "затык", движение денег в экономике, то этим территориям агломерации полегчает несомненно", - высказала уверенность Зубаревич.

Второй сектор - нефтяные и газовые регионы. "Российские базовые территории, которые куют нам доллары, пока не падают - у них другие проблемы: у них резко снижаются доходы в бюджет. Но если нефтяники "выкрутились" с точки зрения объёма производства, то газовики - нет, потому что газовая отрасль по системе управления представляет собой абсолютный "совок", не реформированный, с гигантскими издержками". "Газовая отрасль в целом в стране в марте рухнула примерно на 15%. Это очень много. Вот наказание за то, что отрасль не реформирована: она оказалась не готовой к кризису. К этому прибавились ещё политические "дрова", которые мы наломали накануне".

В условиях кризиса, по мнению Натальи Зубаревич, "хорошо живётся" южным сельскохозяйственным территориям России, например, Краснодарскому краю. "На юге очень конкурентноспособная пищевая промышленность, и у них есть шанс не просто сохраниться, но и расшириться на российском рынке", - подчеркнула эксперт, отметив, что в республиках Юга "вообще нет кризиса, потому что нет промышленности". "Удивительным островком стабильности в период кризиса остались все территории за Байкалом. Только вот Хабаровский край "трепыхается", во всех остальных совершенно роскошные темпы роста", - отметила Зубревич. В частности, по данным эксперта, темпы промышленного роста в Магаданской области - 9%, на Камчатке - 3%, в Бурятии - 2%. "Это островки стабильности, потому что после кризиса 90-х из промышленности мало что сохранилось", - резюмировала эксперт.

Говоря о безработице, Зубаревич предположила, что в этот кризис "сценарий" будет похож на кризис 90-х годов. "За кризис на российском рынке труда люди платят зарплатой, и это касается всех. Теряют в деньгах не только уволенные, но и работающие. В 90-ые годы темпы спада заработков людей были в 1,5 раза выше, чем темпы спада экономики и промышленности, то есть мы с упреждением заплатили заработной платой за кризис и долго потом выкарабкивались, восстанавливая его", - сказала эксперт, при этом обратив внимание на то, что на всей территории от Байкала и далее, несмотря на благополучие, самые большие объёмы задержек выплаты зарплаты. "Вся территория к востоку от Байкала ведёт себя несколько иначе, чем остальная прижатая прокурорским надзором страна, поскольку чем дальше на восток, чем больше хозяин - барин", - высказал мнение Наталья Зубаревич.

Особое внимание было уделено региональным бюджетам и бюджетным отношениям. "Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда помогать надо, в первую очередь, более развитым регионам. Такого ещё не было. Кризис нам показал, что распределением налогов так, как мы это сделали, мы подрубили доходную базу более сильных регионов. Это неправильное распределение" - подчеркнула эксперт, говоря о налогах на прибыль. При этом акцент также был сделан на то, что даже в условиях кризиса многие регионы при фактическом снижении доходной части бюджета не оптимизировали структуру расходов. Зубаревич отметила, что в некоторых регионах начинают собирать деньги с муниципалитетов, концентрируя деньги, все ресурсы на уровне субъектного бюджета, оставляя муниципалитеты "голыми".

Говоря о путях стабилизации ситуации, Наталья Зубаревич подчеркнула, что в условиях кризиса "нужно помогать людям": "Приоритет - люди, а не предприятия". По её словам, "где не смогли минимизировать бюджетные издержки, начались "просадки" по зарплате и социальным обязательствам". В частности, Хакасия "пролетает по основным бюджетным обязательствам", хотя ранее республика давала обещание не нарушать этих обязательств. Это связано не только с низкими доходами в бюджет, но и низким качеством управления региональными финансами", - отметила Зубаревич, подчеркнув, что фонд занятости нужно было оставить на попечение федерального бюджета. При этом было рекомендовано сделать ставку на образование, переобучение, переподготовку.

Вторая острая "кризисная" проблема - бюджеты регионов и "то, как государство на региональном уровне будет выполнять свои обязательства". "Губернаторы, которые посмелее и давно видели, к чему дело идёт, смогли озвучить свою консолидированную позицию: бюджеты субъектов будут первой и самой мощной жертвой кризиса", - сказала эксперт, напомнив, что первым это сделал губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. "Должна быть проработана прозрачная система передачи денег региону на частичную компенсацию выпадающих доходов региона. Она должна ложиться на внятных критериях - темпах промышленного спада, уровня сокращения доходной базы бюджета, объёмах безработицы. Думаю, ни один губернатор не будет против, потому что твой лоббизм сегодня хорош, а завтра ты можешь остаться без ничего", - аргументировала свою позицию Зубаревич. При этом она отметила, что в декабре 2008 года "дотацию на сбалансированность получили все, кроме тех, кому было нужнее больше всего": "Вологда не получила ничего, она уже в то время на дне лежала, у нее был спад минус 30%. Так нельзя, это неправильно".

"Также регионы должны чётко ставить вопрос о перераспределении полномочий. Минфин это понял. Он гордо заявил, что субъектам федерации вернули 0,5% налога на прибыль, которые, извините, у них "стырили" в 2005 году при подготовке монетизации льгот,- отметила Зубаревич, подчеркнув, что "надо менять дизайн межбюджетных отношений".

"Если мы эти две проблемы решим - пусть бюджет будет сокращён, пусть это будут небольшие, но стабильные выплаты, но мы выполним все свои обязательства, а остальное "разрулится". Если мы будем проваливаться в этих обязательствах, да еще переведём основную часть средства на поддержку любимых предприятий, то просядем капитально", - заверила Зубаревич.

Комментируя ситуацию в Чувашии, эксперт отметила, что в январе темпы промышленного спада достигли 39%, в феврале составили 29%. "Немножко подтянулись, но вы со своим машиностроительным комплексом ещё будете "трепыхаться" около этой отметки", - заметила Зубревич, пояснив, что в разы сократилось тракторное, а также хлопчатобумажного производство, а на "литейке уже не выживешь". "Для российского машиностроения всё ещё только начинается. Всем региональным руководителям страшно смотреть, как рушатся активы - вот в машиностроении они сейчас грохаются. Их подбило на взлёте, они только начали вставать на крыло потихонечку, и их подбило. Это жутко несправедливо, но это так. Рынок - страшная, жуткая штука. Вы не знаете, какова конкурентноспособность чебоксарских тракторов, рынок знает: а рынок пока говорит "не очень", - подчеркнула эксперт на реплику главы Минэкономразвития о необходимости протекционистских мер.

"Жить придётся в обозримой перспективе за счёт пищевой промышленности. Надо отчаянно наращивать её конкурентоспособность, благо у вас продукция недорогая и качественная. Надо пробиваться по стране", - рекомендовала она. При этом министр отметил, что в последние годы "пищёвка" в Чувашии достаточно активно росла, и сегодня ее доля составляет 20%.

"В 2009 году у нас очень мало манёвра, потому что последние 5-6 лет работа велась в одной ситуации, а в 2009 год мы вошли при совершенно другой, - продолжил далее Иван Моторин. - Первое, что сделала республика, - это оптимизировала бюджет, сократила расходы. Нам было бы намного сложнее, если бы не провели оптимизацию в образовании, здравоохранении, ЖКХ, госуправлении. Это помогло нам даже при таком падении промышленного производства. Но того, такого мощного инвестиционного заряда, такого резерва у нас сегодня нет". Данные антикризисные шаги чувашского правительства Наталья Зубаревич поддержала, заметив при этом, что "довольно строить наполеоновские планы и пора заняться рутинной, тупой, но совершенно необходимой работой". "На 2009 год максимум, что может сделать власть, это, извините, правильно кастрировать бюджет и отладить процедуры социальной поддержки", - подчеркнула эксперт.

По ее мнению, необходимо развивать жилищное строительство, и в большей степени, частное домостроение. Даже при падении объемов ипотечного кредитования это возможно благодаря удешевлению строительных материалов и дебюрократизации, согласился с экспертом глава Минэкономразвития, отметив, что за первый квартал 2009 года ипотечное кредитование сократилось в четыре раза по сравнению с предыдущим периодом прошлого года, а просроченная задолженность по кредитам составила 3%. В жилищном строительстве доля частного домостроения в Чувашии превышает 70%.

Республика участвует во всех жилищных проектах, только в 2009 году Чувашия должна получить из Фонда реформирования ЖКХ 1 млрд рублей на ремонт ветхого жилья, а предпринимательская инициатива в условиях кризиса такова, что он хватается за любую работу, сказал Моторин. К примеру, в рамках реализации программы по капитальному ремонту многоквартирных домов при размещении заказа в Новочебоксарске зарегистрировалось свыше 270 участников аукциона.

Говоря о развитии экономики, Зубаревич снова рекомендовала регионам заняться разбором административных "завалов", проведя аналогию с кёрлингом: "Чем лучше вытрете, тем быстрее будет скользить". В ответ на это Моторин высказал мнение, что "любой кризис проводит дебюрократизацию таких элементов, снижает административные барьеры". В частности, министр предположил, что упростится допуск к земле и инфраструктуре для тех строительных компаний, которые остались на рынке. "Но в регионах не упрощают. Знаете почему? Маржа "откатов" сократилась, значит теперь за каждый откат бьются как за последний и процент "откатов" вырос. Вот они - российские институты", - дала экспертную оценку ситуации Зубаревич.

Вместе с тем, Наталья Зубаревич отметила, что Чувашия - отличник по бюджетному реформированию и рекомендовала субъектам брать с него пример. Как ранее сообщали Новости REGNUM, в 2008 году в Чувашии был реализован второй этап программы реформирования региональный финансов на 2006-2008 годы, за что республика была удостоена премия правительства России в общей сумме 149,7 млн рублей. Также Чувашия вошла в число регионов, которые имеют наименьшую долю неэффективных расходов (5-6%). Но в то же время Наталья Зубаревич выразила сомнение относительно того, что "считается эффективностью".