После публикации интервью профессора-этнолога Дамира Исхакова, которое он дал ИА REGNUM Новости, к корреспонденту агентства в Татарстане обратились представители Казанского Общества русской культуры (ОРК). Они выразили удивление как новым взглядам профессора на "общие интересы татарского, башкирского и русского народов", так и его сообщению о "национальном балансе" в Татарии. По заявлению заместителя председателя ОРК Михаила Щеглова, Дамир Исхаков давно и хорошо известен в республике в качестве одного из идеологов татарского движения, наравне сРафаэлем Хакимовым, участвовавших в разработке многих "суверенных проектов" и написании новой истории края. В интервью агентству Михаил Щеглов пояснил позицию русской общественности Казани по национальным проблемам.

REGNUM: Скажите, отчего, по-вашему, Дамир Исхаков настаивает на региональном компоненте в Башкирии и в Татарстане?

Региональный компонент в образовании - это инструмент влияния, на котором сейчас настаивают националисты не только в Татарии или Башкирии. Он позволяет иметь собственные представления об образовании в пределах рамок, установленных по стране в целом. Какие это представления, мы здесь, в Татарстане, хорошо видим. Под видом "региональных особенностей преподавания", рассказов о непростой истории края, в нашей республике идет навязывание националистических идей, пропаганда исключительности и превосходства татарской нации. При этом тактически ход очень верный: для внедрения идей выбрана аудитория, которая не в состоянии что-либо возразить, - детская аудитория.

Для создания подобных методических рекомендаций и руководств в Татарстане работали и работают целые институты и академии, до сих пор кормятся целые научные коллективы. Вот, например, взять "Учебник по истории Татарстана" для основных школ под редакцией профессора Булата Султанбекова, который уже несколько раз переиздавался. Там одно начало чего стоит! Сообщается, например, что средневековый город Биляр, бывший столицей Волжской Булгарии, в восемь раз превосходил по площади тогдашний Киев и в четыре раза - Париж и Кельн. То есть, налицо мифологизация истории. Или же взять учебник Фахрутдинова "История татарского народа и Татарстана". Там написано, что причина поражения Казанского ханства в 1552 году - наличие противника "в лице русского государства". Именно не российского, а русского, которое "лишило татарский народ независимости, вело агрессивную, экспансионистскую политику и завоевательные войны на Востоке". В учебнике подчеркивается и враждебная роль православной церкви по отношению к татарам-мусульманам, тщательно перечисляются все уничижительные эпитеты, которые авторы учебника смогли разыскать в древних летописях: "басурмане", "антихристы", "поганые татары" и "мерзость казанская"... Знаете, дети очень восприимчивы к подобным вещам. Родители нам уже жаловались, что разнимали драчунов, которые кричали друг другу обидные слова, услышанные на уроке "истории татарского народа".

На выездном совещании Министерства образования в Казани, которое проводил Андрей Фурсенко, были озвучены данные социологического опроса по гражданской самоидентификации среди школьников. В школах Татарии лишь 25% на вопрос: "В какой стране вы живете?", ответили: "в России". Остальные считают, что живут в Татарстане.

Понятно, что в учебниках всего, что хочется, не напишешь. Зато у нас есть масса вырезок из местных газет с публикациями на исторические темы, где делаются попытки исказить уже не древнейшую историю, а события недавнего прошлого. В частности, сведения о Великой Отечественной войне. Авторы этих "исследований" заявляют, например, что 67% всех подбитых немецких танков подбили татары, 42% немецких самолетов - дело рук летчиков из Татарстана, среди татар - больше всего Героев Советского Союза и т.д.

Таким образом, региональный компонент в образовании нужен местным националистам для пропаганды своих идей. Однако не просто ради исторических фальсификаций или удовлетворения каких-то комплексов неполноценности. Все гораздо серьезнее. Цель - воспитание "нового человека", создание целого поколения с мечтой об "избавлении от имперского гнета". Когда-нибудь, как-нибудь... Известно, что капля камень точит. Дети, получающие такую идеологическую обработку, делятся на две группы: считающих Татарстан своей Родиной, полновластных хозяев этой земли и пришельцев, потомков оккупантов, которым пора уезжать. В Татарстане за последние 20 лет гражданское сознание сильно деформировалось. Сегодня этот процесс идет все глубже, подрывая безопасность России.

REGNUM: С вашей точки зрения - с точки зрения представителя "нетитульной нации" в РТ, нужен ли региональный компонент в образовании?

В любом регионе есть особенности, которые заслуживают пристального изучения. Есть какие-то выдающиеся личности, много сделавшие для развития края - первооткрыватели, ученые, просветители, деятели культуры и искусства - о них нужно говорить и рассказывать подробно. Особенности истории, быта, жизни народов, живущих или живших в регионе, - все это должно входить в программу. Но на наш взгляд, это единственная цель, которая может считаться благородной при введении регионального компонента образования.

Что касается языкового аспекта... Мне кажется, что татарскому народу, вернее представителям общественных татарских организаций, которые весьма озабочены этой проблемой, следует признать, что эта идея уже оказалась несостоятельной. Ведь что произошло при реализации пресловутого "Закона о языках народов РТ"? В школах Татарстана просто поделили пополам общее число часов преподавания русского и татарского языков. В результате пострадало преподавание обоих. Те, кто не знал татарского, так его и не выучили, но стали хуже говорить и писать по-русски. Те, кто хотел учить татарский, - не смогли его хорошо освоить, поскольку не хватает квалифицированных преподавателей, а сама методика пока далека от совершенства.

И сегодня татарский язык даже в Татарстане не стал вторым государственным. Чего уж тут говорить о введении его в качестве второго государственного в России, что сейчас пытаются организовать активисты молодежного движения "Узебез!". Безусловно, татары должны знать свой родной язык и общаться на нем. Но если министр образования собирает директоров школ, среди которых есть и не татары, и проводит показательное совещание на татарском...

Мы знаем, что когда центробежные тенденции в России были велики, некоторые татары сделали ставку на образование именно на родном языке с параллельным изучением турецкого, английского, арабского. Но эпоха "асимметричного федерализма", который так отстаивали господа националисты типа того же Дамира Исхакова, закончилась. И теперь мы видим, что поверившие им татары начинают испытывать трудности. Взять недавний пример с коллизией относительно ЕГЭ, который, как выясняется, ученикам татарских гимназий все же придется сдавать на русском. Конечно, татарский самим татарам абсолютно необходим, но для его изучения нужно изыскивать какие-то дополнительные возможности. И уж никак нельзя добиваться от школьников знания татарского за счет общегосударственного языка. Государственный язык должен в государстве преподаваться одинаково и в равном объеме, вне зависимости от региона.

REGNUM: В чем особенности суверенной национальной политики в Татарстане?

В отличие от России, где национальная политика практически отсутствует, можно сказать, что в Татарстане она есть. В чем она выражается? В первую очередь, в кадровой политике - "республикой должны управлять представители титульной национальности", то есть, татары. Второе - обязательно должна быть национальная элита - своя буржуазия, своя культурная элита. И здесь, с точки зрения самосохранения, татарский народ поступает логично. Жаль, что в этой "борьбе за выживание" страдают другие народы, живущие в Татарии. Жаль, что у России - государства с названием, идущим от слова "русский", нет сегодня заботы о сохранении самого русского народа.

Слава Богу, что в Татарстане национальная политика не агрессивна - она тихо, но очень последовательно реализуется в течение 20 лет. У нас уже есть структуры, целые министерства, где в руководстве нет ни одного русского. Да и само значение, семантика выражения "национальный вопрос" в Татарстане изменилась. В республике "национальный" значит одно - "татарский". Если вводится должность заместителя министра по национальному образованию, это заместитель именно по татарскому образованию. Если создается Комиссия в Госсовете по науке, культуре и национальным вопросам, то это комиссия только по татарским вопросам. Возвращаясь к началу разговора, с этнологом Дамиром Исхаковым, можно согласиться только в одном: татарский язык нельзя изучать насильно. Точно так же, как нельзя навязать народу чужую национальную культуру и традиции. Хорошо, что хоть один из идеологов татарского национализма это, наконец, понял. А ведь это было очевидно еще десять лет назад.

REGNUM: Мультикультурализм и баланс культур в РТ: как вы его ощущаете, в чем он проявляется?

Это просто идея, которая была придумана как раз теоретиками из Казанского кремля для создания республиканского "бренда" и оправдания собственных политических затей. То же самое касается и слогана "Татарстан - остров стабильности", а также тезисов о чудесном благополучии и процветании республики. Под этот бренд пытались подводить разные инициативы. Одно только "Возвращение Казанской иконы Богородицы" чего стоит... Всю страну пытались тогда обмануть, доказывая, что этот список на самом деле - "утраченный оригинал, который спасет Россию"... Зато Казань громко заявила о себе на мировом пространстве, а тогдашний казанский градоначальник Камиль Исхаков, не имеющий никакого представления ни о христианстве, ни об иконах, ездил в Ватикан и общался там с главой Римско-католической церкви. Таких забавных примеров много, и это не самый плохой...

Однако в целом могу заявить, что ни о каком реальном балансе культур, ни о каком мультикультурализме в республике говорить не приходится. Причина проста - всеми процессами здесь управляют представители одной нации. А представители другого народа, русского, которого по статистике примерно столько же, сколько и татар, ведут себя при этом крайне пассивно, апатично. Но ведь с властей-то ответственность за ситуацию в республике никто не снимал!

REGNUM: Какие пути вы видите для выхода из создавшегося положения?

Из Москвы мы часто слышим призывы, что надо больше проявлять ответственности на местах, отстаивать свою гражданскую позицию. В итоге, все это дальше разговоров не идет. Русский народ очень инертен, привык надеяться на царя-батюшку. Отчего это происходит, отдельный вопрос. Однако в сложившейся ситуации, когда никто не знает, что делать с "национальными регионами" - такими, как Татарстан или Башкирия, кавказские республики, инициативу должно проявить центральное руководство страны. Там есть достаточно сил и средств, чтобы исследовать проблему и найти решение. Главное - политическая воля, которой, к сожалению, мы в отношении Татарстана не видим - все пущено на самотек или отдано на откуп местным правителям. Если же в Москве по неким геополитическим соображениям Татарстан решили сделать этакой восточной или "мусульманской" витриной, пожертвовав интересами русского населения, то это, конечно, тоже выход. Пожертвовать частью народа ради блага большинства или сделать народ заложником великой идеи - это вполне в советских традициях. Но как доказывает исторический опыт, ничего хорошего из этого не получится.