17 мая 2009 года Литва в первом же туре выберет себе нового президента. Им станет еврокомиссар, экономист Даля Грибаускайте. У Дали Грибаускайте, как свидетельствуют публикации ИА REGNUM, ещё в годы её советской академической молодости хватало профессионализма и мужества защищать от колхозов перспективы частного мелкотоварного сельского хозяйства. Теперь, когда евроатлантическая социалистическая экономика эти перспективы в Литве уничтожила, а кризис только углубляет её колониальную зависимость, Грибаускайте понадобится ещё большее мужество, чтобы быть не только царствующим, но не правящим президентом-экономистом, но и (на очень долгое время) фактически единственной легитимной и преемственной властью в Литве. В такой ситуации, как сказал русский поэт, "пораженья от победы ты сам не должен отличать". И дело не в том, что на выборах Грибаускайте получит запредельно высокое, как у Брежнева и Саакашвили, количество голосов.

Дело в том, что дни правительства Кубилюса и парламентского большинства Валинскаса сочтены. Внутренне исчерпан весь их политический спектр. Ведь предпринятая Кубилюсом и Валинскасом попытка реализовать в кризисной Литве политику экономической анорексии и социального мазохизма - тесно связана с проводимой главой МИД Ушацкасом комичной дипломатией национал-империализма. И это значит, что уйдут они вместе. Уйдут, оставив всю тяжесть выбора не новым недолговечным правительствам технократов, а президенту Грибаускайте.

Теперь, когда всё острее стоит вопрос о том, "что станет с атлантической бюрократией после гибели Атлантиды", перед Грибаускайте, казалось бы, - исторический выбор: повторить самоубийственный путь вполне вегетарианских отношений с русскими, который привёл президента Паксаса к грязному импичменту, или следовать образцам провинциальной антирусской клоунады, демонстрируемой президентом Эстонии Ильвесом. Выбор этот - ложный. Потому что весь путь рептильного (то есть обслуживающего за свой скудный счёт чужую, колхозную "евроатлантическую миссию" в Грузии, Молдавии или на Украине) империализма - пройден Литвой до конца. А, напротив, никаких особых отношений с Россией, не сводимых к проблеме Калининградского транзита, у Литвы никогда не будет.

Финансовый и энергетический банкрот, конфликтное государство, отказывающее одному из своих главных народов (полякам) в праве на подлинные (польские) имена, потерявшее от экономической миграции четверть населения, управляемое партийно-шпионской олигархией, страдающее фантомными болями Великого Княжества Литовского, националистическое, проверяющее "чистоту крови" у своего будущего президента - такая Литва не имеет выбора, если хочет сохраниться как государство. Теперь, после десятилетнего правления "национал-государственников", её единственный рациональный путь - в здоровом консерватизме, максимально свободном от американской демагогии и миссионерства.

Следует с особым вниманием отнестись к формуле главы парламентского комитета по иностранным делам Ажубалиса о том, что Литве в отношениях с Россией не следует отступать дальше некой "красной линии", за которой располагаются принципиальные для Литвы требования ("контрибуция за оккупацию" и т.п.). Поэтому и самой Литве надо избавиться от безумных надежд, что Россия в отношениях с Литвой неожиданно отступит дальше своей "красной линии" (той же "контрибуции за оккупацию" и т.п.). И тогда вполне возможно, что президент Грибаускайте примет в Вильнюсе своего российского коллегу и сама не раз официально посетит Москву.

В наступившем будущем всем будет непросто. Но тот, кто продолжит дополнять экономический кризис внешнеполитическим конфликтом, покинет историческую сцену раньше. А тот, кто, по традиционной крестьянской мудрости, начнёт борьбу за выживание со своего хозяйства - победит.