Существенное развитие ФГУП "Махачкалинский морской торговый порт" возможно только при условии, если Астраханский порт окажется перегружен поставками грузов в Иран, и часть этих грузов направится через Махачкалу. Такое мнение в беседе с ИА REGNUM Новости высказал член экономического совета при президенте Дагестана Михаил Чернышев, комментируя заявление президента Дагестана Муху Алиева о будущем махачкалинского порта.

Напомним, что в интервью интернет-изданиям "Газета.Ru" и "Кавказский узел" Муху Алиев нарисовал следующие перспективы развития портового бизнеса в Махачкале: "Есть ещё одна тема по развитию порта, связанная с Ираном. Иранские трейдеры разъехались по России, где покупают лес и затем транспортируют его в Иран. Если бы мы имели возможность обеспечить быстро и без таможенных ограничений, которые существуют из-за постановления военных времен, проезд автомобильного транспорта в порт, то мы могли бы с иранскими трейдерами договориться, чтобы они поставляли в Дагестан кругляк. Далее - здесь его фасовали, пилили, сушили, формировали в брикеты, потом автомашинами довозили до порта, формировали там свои паромные переправы, вагоны, что было бы намного эффективнее. Мы бы могли перерабатывать, у нас бы появились дополнительные производства, рабочие места и т.д."

"В настоящее время более 70% каспийского экспорта в Иран составляют черные металлы - продукция Новолипецкого и Череповецкого металлургических комбинатов, - отметил Чернышев. - В силу географических условий, их выгоднее грузить на суда в Астрахани: Астрахань просто ближе к этим комбинатам, чем Махачкала. То же относится и к лесу. Так что дополнительный загруз махачкалинского порта будет целиком зависеть от того, справляется ли со своей нагрузкой порт астраханский. Расположение транспортных терминалов сегодня определяется главным образом близостью к источникам грузов. Поэтому вкладываются в строительство контейнерных терминалов в речных портах Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Волгограда и Астрахани. При этом Самаре и Нижнему Новгороду отводится роль мультимодальных терминальных комплексов и логистических центров. Таким образом, объем грузопотока на направлении "Север-Юг", который потенциально может пройти через Дагестан, можно оценить не более чем в $1,5 млрд. в год. А заработать на этом можно меньше 1 млрд. рублей, из которых в бюджет республики попадут лишь несколько десятков миллионов."

Говоря о ситуации с Махачкалинским торговым портом в целом, Чернышев отметил, что сейчас через него идут в основном два вида грузов - нефть и зерно. Порт оборудован мощностями, необходимыми для других видов грузов, однако они загружены в малой степени. На развитие порта, по мнению эксперта, существенное влияние оказывает его статус федерального ГУП, задающий несколько особенные правила игры.