В ходе состоявшегося в Москве шестого заседания подкомиссии по транспорту Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Россией и Казахстаном российская сторона предложила в целях отработки технологии транспортировки грузов осуществить в 2009 году в экспериментальном порядке перевозки по маршруту Урумчи - Бахты - Веселоярск - Барнаул - Новосибирск.

Россия предлагает предусмотреть для этих целей обмен разрешениями на 50 поездок для перевозчиков каждой стороны. Стороны договорились обсудить данный вопрос на трехсторонней встрече министров транспорта России, Казахстана и Китая в июне 2009 года на конференции в Алма-Ате.

Российская сторона выразила обеспокоенность в связи с ограничением срока пребывания российских водителей без регистрации на территории Казахстана в течение пяти рабочих дней. В ответ представители Министерства транспорта и коммуникаций Казахстана заверили, что проработают возможность увеличения срока пребывания до 20 дней, сообщает информационно-аналитический еженедельник "Транспорт".

Седьмое заседание Подкомиссии будет проведено в 2010 году в Казахстане.

Одновременно с этим власти Китая объявили о реконструкции автомобильной дороги до КПП Бахты и строительстве туда железной дороги. Объем инвестиций в эти проекты, по предварительным подсчетам, достигнет 8,3 млрд юаней.

Как уже сообщали ИА REGNUM Новости, проблема транспортного коридора из Западного Китая в Западную Сибирь является актуальной для России и Китая на протяжении более десяти лет. В последние годы товарооборот между двумя странами увеличивается, в том числе не только через российский Дальний Восток, но и в западном направлении - из Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая в Западную Сибирь.

Так, среди четверки крупнейших контрольно-пропускных пунктов Китая, осуществляющих торговлю с Россией, наивысший рост объема товарооборота в прошедшем году был зафиксирован в Алашанькоу, граничащей с Казахстаном. Общий объем торговли в этом сухопутном порту составил $1,2 млрд, увеличившись в 2,4 раза. По мнению экспертов, этот факт свидетельствует о все возрастающей потребности налаживания транспортного сообщения России с Синьцзяном, который становится форпостом Китая на западном сухопутном направлении.

В настоящее время существуют слабо развитые транспортные коридоры из Западного Китая в Россию через Монголию и Казахстан. При этом монгольский коридор является инфраструктурно более слабым, чем казахстанский (об этом свидетельствует хотя бы то обстоятельство, что грузы из Синьцзяна в Россию отправляются через казахский Алашанькоу, а не КПП Тайкишкен на китайско-монгольской границе).

Несколько лет назад Россия и Китай обсуждали возможность строительства прямой автодороги из Урумчи в Новосибирск через самый западный участок российско-китайской границы, расположенный на Алтае. Так, губернатор Синьцзян-Уйгурского автономного района Нур Бакри считает этот проект жизненно необходимым, в противном случае развивать эффективное сотрудничество Синьцзяна с Западной Сибирью крайне сложно.

Однако обсуждение этого проекта в России зашло в тупик, в том числе из-за резко негативной реакции на него экологической общественности. В настоящее время, по данным ИА REGNUM Новости, российское руководство отказалось от проекта строительства прямой автодороги, в первую очередь из финансовых соображений.

В Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, граничащим с восемью странами, насчитывается 105 прямых международных автотранспортных маршрутов. На долю Синьцзяна приходится половина международных автотранспортных маршрутов Китая. В прошлом году валовой грузооборот по международным автомаршрутам района составил 610 млн тонно-километров, пассажирооборот - 120 млн человеко-километров.

В сложившейся ситуации, как уже отмечали ИА REGNUM Новости, ведущую роль в транзите товаров из Китая в Европу и в обратном направлении начинает играть Казахстан. Так, в течение прошлого года власти Казахстана предприняли ряд мер, закрепляющих роль Казахстана как главного транспортного посредника между западными районами Китая, Средней и Центральной Азии и Европой. Среди таковых мер можно назвать модернизацию пункта пропуска "Хоргос" и активизацию использования КПП "Алашанькоу", который, по прогнозам, в ближайшие годы может обогнать по объему грузоперевозок КПП "Маньчжоули", расположенный на российско-китайской границе в Забайкальском крае.