Строительство газопровода "Бованенково-Ухта" (заказчик ЗАО "Ямалгазинвест"), начатое в 2008 году на территории Республики Коми, сопровождается грубейшими нарушениями законодательства, и не только экологическими. Такие претензии строителям газопровода выдвигает местная общественность и даже работники предприятия, сообщает БНКоми.

Сомнения в способности подрядчиков строго выполнять экологические требования были высказаны еще летом 2005 года, когда в районах и городах Коми проводились общественные слушания по проекту строительства крупнейшей газотранспортной магистрали, по первой нитке которой уже в 2011 году в Западную Европу должен пойти ямальский газ. В Сосногорске, например, чиновники и общественники сошлись во мнении: то, что написано в проектной документации, на практике обычно не соблюдается. Так, мусор и отходы строители закапывают, тяжелая техника ездит там, где не положено, а ведомственный мониторинг за состоянием окружающей среды либо не проводится, либо в лучшем случае выполняется наполовину.

Напомним, летом 2008 года возле поселка Малая Пера и Ираёль Сосногорского района появились вахтовые городки на полтысячи человек, которые довольно быстро наполнились строителями газопровода "Бованенково - Ухта". На 210-километровом участке будущего магистрального газопровода вдоль железной дороги от Сосногорска до Ираёля генеральным подрядчиком выступило ОАО "Центргаз", одним из субподрядчиков на 72-километровом участке будущей трассы в Сосногорском районе - его дочернее ЗАО "Центргазтрубопроводстрой". Последнее имеет сертификат соответствия ISO (сертификат подтверждает соответствие международному стандарту требований к системе управления организацией, выполнение которых необходимо для обеспечения стабильного качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг).

Первые претензии к строителям "Центргазтрубопроводстрой" высказал депутат сельского поселения "Малая Пера" Алексей Прохоров. Он пожаловался в прокуратуру, что строители без согласия поселковой власти заняли землю в черте населенного пункта, а самое главное - бюджет поселения не получил арендную плату за землю. В ответ ему сообщили, что пока государственная собственность на земли поселений не разграничена, землями поселений распоряжается администрация района, всё по закону.

Когда на производственной базе строителей круглосуточно стали работать бульдозеры, трубоукладчики и сварочные аппараты, от жителей Малой Перы, живущих в соседних домах, пошли жалобы на шум и вибрацию. Вскоре местные жители обнаружили и другие экологические нарушения: бытовой мусор выкидывают прямо возле вахтового городка, стоки от столовой, прачечной, душевых и вагончиков вывозят и сливают в болото-исток ручья Малая Пера, в действующий песчаный карьер "Южная Нерца". Строительный мусор просто закапывают под снег или в болото, хотя по проекту эти промышленные отходы полагается сдать специализированным организациям.

Два малоперских депутата - Прохоров и Пахомов - зафиксировали эти нарушения на фото-видеокамеру и после консультаций с экологической организацией "Комитет спасения Печоры" обратились в Сосногорский горкомитет по охране окружающей среды и в сосногорское подразделение Роспотребнадзора. Результатом стали два штрафа от природоохраны, размер которых, впрочем, не очень повлиял на предприятие и его должностных лиц. Роспотребнадзор же за несколько месяцев так и не смог выдать свой вердикт. Непонятно, где проходит официальная граница жилой застройки Малой Перы, чтобы определить санитарно-защитную зону производственной базы строителей. Проверяющие один за другим ездили в Малую Перу, проблемы вроде бы обсуждались, но реальных подвижек под предлогом невыделения средств не было. Объема нарушений не выдержал инженер СМУ-10 ЗАО "Центргазтрубопроводстрой" по промбезопасности и охране окружающей среды, сосногорец Сергей Смарыгин. Начиная с февраля он писал докладные и напоминал своему руководству, что затраты на экологию включаются в себестоимость работ, но ему говорили, что "главное - труба". Смарыгин попытался пробиться на прием к директору "Центргазтрубопроводстроя" Сергею Баранову, когда тот приезжал в Малую Перу, но его не допустили. Конфликт между рядовым инженером и его непосредственными руководителями дошел до того, что Смарыгин обвинил руководителя строительства Илью Фетисова и его заместителя Василия Белай в блокировании работы экологической службы предприятия, начальника отдела по охране труда, промышленной безопасности и экологическому мониторингу ЗАО "Центргазтрубопроводстрой" Аллу Михайлову - в заключении фиктивных договоров со специализированными организациями на вывоз и размещение отходов. Вместо строительства очистных сооружений стоимостью 2,5 млн рублей для нужд вахтового поселка предприятию оказалось "выгоднее" сливать отходы (по подсчетам Смарыгина, 570 тонн в квартал) в окрестностях Малой Перы, а для отвода глаз заключить заведомо невыполнимый договор с муниципальным предприятием "Спецавтодор" на вывозку ассенизационными машинами жидких бытовых отходов в Сосногорск по сезонному зимнику "Ираель-Сосногорск" известным непроезжим состоянием. Даже если бы дорога до Сосногорска была, то за вывозку жидких и твердых отходов пришлось бы заплатить не 400 тыс. рублей, а, как утверждает Сергей Смарыгин, в 40 раз больше. В связи "с резким различием взглядов" Смарыгин был вынужден написать заявление об увольнении "по собственному желанию", а потом пошел в прокуратуру Сосногорска с заявлением. Из жалобы Смарыгина прокурору: предприятие, не имея проекта образования отходов, занижает перед Ростехнадзором объем отходов и соответственно - платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ. По расчетам Смарыгина, за полгода работы в Сосногорском районе СМУ-10 должно было заплатить в бюджет более 6 млн рублей таких платежей, заплачено же всего 140 тысяч рублей. Договора на водопользование у предприятия нет. Воду для нужд вахтового поселка берут из случайных источников, за нее никто не платит и ее качество никто не проверяет. Песок для отсыпки площадок под трубные базы и под строительство вахтового городка с промбазой тоже был бесплатен. 70 тысяч кубометров песка незаконно добыто из неоформленного карьера. Не лучшим образом обстоит дело с промышленной безопасностью. Через территорию вахтового городка проходит высоковольтная линия ВЛ-10, которая мешает при выезде из промышленной зоны кранам-трубоукладчикам. Несколько раз стрелой крана эта линия уже замыкалась, и Малая Пера оставалась без электричества. По словам Смарыгина, следует перенести высоковольтную линию. Но многочисленные обращения и предписания пока безрезультатны. Краны-трубоукладчики "Komatsu-D355C", которым более 25 лет, не прошли экспертизу промышленной безопасности и не имеют разрешения Ростехнадзора на эксплуатацию. На некоторых кранах отсутствуют приборы безопасности (при движении трубоукладчика они должны подавать звуковой сигнал). В октябре 2008 года, когда один из таких кранов находился в эксплуатации, погиб рабочий. По официальной версии, не учитывающей отсутствие прибора безопасности, виноватым оказался рабочий. До подразделения Ростехнадзора в Ухте информация о несчастном случае в Малой Пере почему-то не дошла.

Еще одно ЧП произошло в ноябре 2008 года при разгрузке труб большого диаметра длиной 18 м. Разгрузка труб из вагонов велась автомобильным краном недостаточной грузоподъёмности. Кран не выдержал и упал вместе с трубой. Стропальщики едва успели отскочить. И снова авария прошла мимо Ростехнадзора. "Руководство ради ежеминутного успеха готово жертвовать людьми", - говорит Смарыгин. Об отсутствии аттестации рабочих мест, проблемах со спецодеждой, некачественных очках для сварщиков и так далее он напоминал своему начальству не раз.

Вопреки бытующему мнению, строители газопровода не получают огромных зарплат. К примеру, водитель СМУ-10 за ежедневный 12-часовой труд без выходных получает от 15 до 30 тысяч рублей в месяц. При этом в составе зарплаты нет северных надбавок. Руководство объясняет, что работники находятся в командировке от тульского предприятия, поэтому компенсации за работу в районе, приравненном к Крайнему Северу, не положены. Недоплата сказывается не только на работающих, но и на размере подоходного налога, который должен полностью идти в бюджет Республики Коми и в местные бюджеты. Проектом предусматривался вахтовый метод: 8 недель работы с одним выходным в неделю по 10 часов в день, затем месяц отдыха. Фактически люди работают безвыездно, без выходных, сколько выдержат. Но в договорах у них написано: пятидневная рабочая неделя с обычной продолжительностью рабочего дня и двумя выходными. Немного рабочих выдержали полгода безвыездной работы в Малой Пере без выходных, с проживанием в переуплотненных в два раза вагончиках. Большинство же, поработав 2-3 месяца, уволилось и уехало, поэтому текучесть кадров запредельная. Состав рабочих начал меняться по третьему кругу. С заявлениями об увольнении пошли даже ИТР, включая главного инженера.

Самое удивительное, что в "Центргазтрубопроводстрое" есть профсоюз, его возглавляет один из работающих в Туле управленцев. На Малой Пере его никогда не видели, как не видели и коллективного трудового договора. О профсоюзе работники малоперского участка вспомнили, когда через 20 дней после празднования Нового года получили новогодние подарки.