Российская энергетическая компания "ТГК-1" пытается в таллинском городском административном суде выиграть иск у правительства Эстонии. Компания требует возврата в свою собственность части плотины на пограничной реке Hарова, которую арендует ОАО "Hарвские электростанции" (Балтийская и Нарвские ГРЭС). При всём хозяйственном характере данной тяжбы, речь идет об имуществе, находящемся на границе между двумя странами с не самыми дружественными отношениями и неурегулированным вопросом о границе. Все это не могло не вызвать пристальный интерес прессы к этому иску.

При отделении Эстонии от СССР линия раздела территорий государств была проложена по реке Нарова (что на тот момент соответствовало межреспубликанской границе союзных республик), где и располагается Нарвская ГЭС. При этом, до отделения Эстонии, весь комплекс Нарвской ГЭС являлся неделимым целым и принадлежал РСФСР. После раздела, на территории России остались основные сооружения ГЭС и половина плотины, на территории Эстонии - соответственно вторая половина плотины и две водоудерживающие дамбы. Нарвское водохранилище, которое образовалось вследствие строительства электростанции в 50-е годы 20 века, являющееся также бассейном охлаждающей воды для расположенных на территории Эстонии Нарвской и Балтийской ГРЭС (работают на сланцах) также было поделено по советским республиканским границам.

Согласно решениям эстонско-российских комиссий, которые работали в начале 90-х годов и обеспечивали подготовку договора о границе, регулировкой уровня воды в водохранилище занимается российская сторона. При этом половина из 11 водопропускных запоров находится на эстонской стороне ( т.е. пять с половиной по одну сторону границы и пять с половиной - по другую). Таким образом, российская сторона, несмотря на формальную ответственность за уровень вод в бассейне Нарвского водохранилища, не контролирует все затворы на плотине.

Как отмечают эксперты, сегодня в Эстонии нет гидротехнических сооружений подобных Нарвской ГЭС, и специалистов для обслуживания и ремонта подобных объектов, в том числе и водосливных плотин тоже нет. По словам директора Нарвской ГЭС Олега Медведева, российская часть плотины ремонтируется каждый год, "а эстонская была отремонтирована впервые за 17 лет в прошлом году, и то силами российских энергетиков". Все это, по его словам, не может не вызывать обеспокоенность российской стороны за безопасность деятельности станции и жизни людей, поскольку действующие затворы были установлены около 50 лет назад и подвергаются коррозии.

Вследствие ухудшения отношений между нашими странами даже профилактический ремонт эстонской части дамбы становится проблемным делом. Так, для того, чтобы отремонтировать один из затворов на эстонской части дамбы российской стороне, по настоянию таможни, пришлось оформлять особую декларацию на въезд и выезд крана, который является составной частью дамбы и не может эксплуатироваться вне её.

Причем если произойдет понижение уровня в Нарвском водохранилище даже на полметра, то это в первую очередь отразится на работе эстонских Нарвской и Балтийской ГРЭС. Им просто неоткуда будет брать воду для охлаждения своих реакторов. А поскольку Нарвское водохранилище, по словам ивангородских экологов, представляет собой фактически затопленное болото (средняя глубина 2-4 метра), то это приведет еще и к экологической катастрофе. При этом на эстонской стороне, кроме всего прочего, периодически рождаются проекты по использованию водных ресурсов водохранилища. Так пресса уже писала о планах по строительству малой ГЭС на эстонском берегу мощностью примерно 5 МВт, а также открытие одного из затворов плотины на постоянную работу для притока воды к Нарвским водопадам, что должно привлечь туристов. При этом ни один из проектов пока никто не согласовывал с российской стороной. Между тем, в настоящее время, по словам директора Нарвской ГЭС, в Нарвском водохранилище поддерживается уровень воды, удобный именно для эстонских ГРЭС.

Российское ОАО "Ленэнерго", которому исторически принадлежала Нарвская ГРЭС, еще в 2000 году попыталось урегулировать непростой вопрос вокруг плотины. Нарвская управа, по запросу "Ленэнерго", признала его право аренды на землю под всей плотиной и дамбами. И несколько лет российская компания честно и в срок платила все налоги в эстонскую казну. Однако совершенно неожиданно энергокомпания получила уведомление о том, что налоги платить больше не надо. Позже выяснилось, что Нарвская управа отменила свое решение об аренде. А в 2006 году Правительство Эстонии, без проведения конкурса, отдало своим распоряжением эстонскую часть плотины и дамбы в аренду ОАО "Нарвские электростанции". Правительство ссылалось на решение Верховного совета Эстонской Республики от 29.08.1991, согласно которому все имущество органов и предприятий СССР, находящееся на территории ЭССР, признавалось собственностью Эстонии. Кстати, при подсчете убытков от "советской оккупации" эстонской стороной, эта экспроприированная союзная собственность не учитывается.

В 2007 году ОАО "ТГК-1", правопреемник ОАО "Ленэнерго", обратилось в посольство РФ в Эстонии и МИД РФ с просьбой оказать содействие в разрешении спорной ситуации вокруг объекта, от которого зависит жизнь людей по обе стороны границы. И МИД РФ, и посольство РФ в Таллине тогда ответили компании, что это ее частное дело. Кроме того, обратили внимание ТГК-1 на то, Эстония не ратифицировала Бишкекские соглашения, регулирующие права на имущество при распаде СССР. После чего ОАО "ТГК-1", самостоятельно наняло эстонскую адвокатскую контору, подало в суд на эстонское правительство.

Скорее всего, эстонский суд подтвердит правоту своего правительства, у эстонского государства останется собственность в виде части плотины, а российская компания проиграет, о чем с радостью напишут эстонские СМИ. С другой стороны, если не дай Бог что случится с плотиной, то ответственность за все последствия теперь однозначно будет нести эстонская сторона.