Депутат азербайджанского парламента, исполнительный секретарь партии "Ени Азербайджан" Али Мамедов выступил с резкой критикой деятельности Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию. "Ее долг состоит в выполнении взятой на себя посреднической миссии в мирном урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Однако, к сожалению, они часто выступают с заявлениями, которые логически не укладываются в эти рамки", - отметил он.

Столь резкая реакция азербайджанского политика была вызвана заявлением французского сопредседателя Бернара Фасье о том, что процесс нормализации армяно-турецких отношений должен рассматриваться отдельно от решения нагорно-карабахской проблемы, и что эти вопросы не взаимосвязаны. "Президент Азербайджана и азербайджанская общественность неоднократно заявляли о том, что эти процессы взаимосвязаны, и что пока не будет решен нагорно-карабахский конфликт, не может идти речи об открытии армяно-турецкой границы", - констатировал в этой связи Али Ахмедов.

То, что Баку стремился и стремится связать в единый клубок проблемы карабахского урегулирования и турецко-армянские отношения, не является ни для кого секретом. Странность ситуации в том, что Баку делает заявления и от имени Анкары, демонстрируя сохранение тандема Азербайджан - Турция. Но существует ли он на самом деле? Напомним, что активное вовлечение Турции в политико-дипломатическое урегулирование на Кавказе практически началось летом 2007 года, когда в Швейцарии стали проходить армяно-турецкое дипломатические консультации.

Азербайджан с самого начала был в курсе этих переговоров. Он предполагал, что сможет таким образом "оттянуть" Армению от России и вывести ее на "западный плацдарм", на котором уже можно будет разыграть "карабахскую карту" по своему сценарию. При этом в качестве бонуса для Армении выставлялись восстановление ее дипотношений с Турцией и открытие границы между двумя странами. Здесь имела место сложная, многослойная и многоходовая комбинация с открытыми и "закрытыми" ходами. Неслучайно в то время в западных и российских СМИ заметно увеличилось число публикаций, посвященных "дрейфу Армении в сторону от России".

Сегодня многие аналитики высказывают предположение о возможном существовании стратегического плана, первым элементом которого стало вооруженное вторжение Грузии в Южную Осетию. Второй его частью могло бы стать начало боевых действий в зоне карабахского конфликта. Поэтому понятно, почему в Московской декларации от 2 ноября 2008 года, подписанной главами Армении и Азербайджана при посредничестве президента РФ Дмитрия Медведева, в качестве главного тезиса был обозначен принцип неприменения силы при урегулировании карабахской проблемы.

"Представители многих государств заявляют о том, что карабахский конфликт не имеет военного решения, - говорил в этой связи заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов, руководитель российской посреднической миссии и полномочный представитель президента РФ по Нагорному Карабаху с апреля 1992 года по сентябрь 1996 годы, участник Минской группы ОБСЕ от России российский дипломат Владимир Казимиров. - Не трудно догадаться, в чей адрес это говорится: в адрес тех, кто носится с идеей силового решения. Вряд ли военные действия решат вопрос: пройдет новый виток спирали безумия и стороны рано или поздно опять вынуждены будут сесть за стол переговоров, а издержки будут весьма и весьма немалые".

Упомянутые издержки в Баку почувствовали достаточно быстро. Анкара, завязанная на швейцарский диалог с Ереваном, в ходе кавказского конфликта первоначально ввела запрет на проход американских кораблей через черноморские проливы к берегам Грузии. Затем при поддержке Москвы Турция выступила с инициативой по созданию "Кавказской платформы стабильности". 6 сентября 2008 года президент этой страны Абдулла Гюль совершил исторический визит в Ереван, после которого стало очевидно, что тандем Баку-Анкара стал трещать по швам. Более того - ЕС, США и Россия поддержали нормализацию отношений между Ереваном и Анкарой. К тому же российская дипломатия решила не вставлять "палки в колеса" новой американской администрации Барака Обамы в урегулировании турецко-армянских проблем. В этой связи некоторые эксперты предполагают, что карабахский конфликт стал всего лишь инструментарием для создания на Кавказе новой геополитической конфигурации, при которой через Армению, на территории которой находятся российские войска и пограничники, начнется процесс сближения между ОДКБ и НАТО.

Правда, существует и другой сценарий, согласно которому после открытия турецко-армянских границ Россию могут попросить покинуть регион. Но это будет связано с тем, что будет складываться на Ближнем Востоке после вывода из Ирака войск США и их союзников. Пока же уникальность ситуации определяется фактом все более активного вовлечения в кавказские процессы таких внерегиональных игроков, интересы и намерения которых по отношению к карабахскому конфликту совпадают. Это лишает азербайджанскую дипломатию возможностей в выстраивании своих отношений с Западом разыгрывать привычную одну только "российскую карту". Более того, из "бакинской колоды" начинают исчезать и "турецкие козыри". На днях посольство Франции в Турции по окончании визита французского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Бернара Фасье в Анкару распространило заявление, в котором констатируется, что "хотя нормализация турецко-армянских отношений и Нагорно-Карабахский конфликт являются отдельными проблемами, процессы их решения должны вестись параллельно". В то же время официальный Париж недвусмысленно дает понять, что в любом случае будет поддерживать процесс улучшения турецко-армянских отношений.

Это позволяет сделать заключение, что отказ Анкары от подписанной с Ереваном 23 апреля "Дорожной карты" может быть использован не только в Брюсселе и Вашингтоне, но и в Париже в качестве сильного рычага давления на Анкару в свете ее перспектив членства в ЕС, и, возможно, будущего статуса населяющих Восточную Анатолию курдов. Поэтому Азербайджан со своими проблемами начинает повисать на ногах турецкой дипломатии "тяжелой гирей". Не случайно турецкий МИД методом "информационных утечек" подает "сигналы" ЕС и США о начале процесса дистанцирования от Баку в деле нормализации своих отношений с Ереваном. Так на днях газета Today's Zaman со ссылкой на турецкие дипломатические источники, писала, что "сопредседатели от Франции, России и США прилагают активные усилия в достижении решения по нагорно-карабахскому конфликту. Турция решительно поддерживает эти усилия". При этом газета констатировала общее признание следующего факта: на Кавказе идут два параллельных процесса - урегулирование карабахской проблемы в формате Минской группы ОБСЕ и переговоры по нормализации армяно-турецких отношений.

Вот почему странными выглядят попытки азербайджанских политиков наносить удары еще по одному переговорному механизму - Минской группе ОБСЕ. Ведь она может и напомнить, что еще 9-11 сентября 1993 года Нагорный Карабах был ею признан стороной конфликта. Но главное пока в том, что накануне петербургской встречи президентов Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна не просматривается появление прочной платформы, на которой стороны могли бы продвинуться дальше в процессе карабахского урегулирования. Если учесть, что на международном уровне день ото дня зреет твердое стремление как можно быстрее перевести этот конфликт из "замороженного" статуса в статус решения конкретных вопросов, то Азербайджан должен быть готовым к самым неожиданным политико-дипломатическим сюрпризам.