Завершился третий Международный полярный год (МПГ), который проходил с 2007 по март 2009 года. В его рамках мировое научное сообщество проводило исследования в Арктической зоне по единой согласованной программе. Это изучение интенсивности климатических изменений, морской и воздушной сред, ледовой обстановки, биологических ресурсов. Перед учеными стояла задача получить полномасштабную картину о состоянии Арктики. На основе этих данных будет строиться прогноз. В рамках МПГ были проведены серьезные научные исследования. Наибольший интерес представлял рейс научно-экспедиционного судна "Академик Федоров" в Северный Ледовитый океан, где на дрейфующей льдине была установлена станция "Северный полюс-36". Она сейчас уже завершает свою работу, и решается вопрос об эвакуации полярников. Во время Международного Полярного года Росгидромету правительством РФ было выделено 200 миллионов рублей на развитие работ в Арктике. На эти средства приобретено оборудование, в том числе автоматические метеостанции, приборы, отремонтированы научные суда. Были проведены большие экспедиционные работы на судне "Иван Петров" по программе "Баркалав" (Баренцево, Карское, море Лаптевых), комплексные экспедиции с участием нескольких НИИ проводились в 2007, 2008 годах на научно-экспедиционном судне "Михаил Сомов". О вкладе архангельских гидрометеорологов в проведение Третьего Международного полярного года рассказал газете "Правда Севера" руководитель Северного УГМС Леонид Васильев.

"Правда Севера": Какие изменения произошли в Арктике со времен второго Международного полярного года?

Второй Международный полярный год проходил в 1932-1933 годах. Сейчас на планете период глобального потепления, и проведение очередного МПГ было непосредственно связано с этими климатическими изменениями. За последние 50 лет в Северном полушарии планеты отмечено потепление примерно на один градус, а это достаточно высокий показатель. В Арктике происходит разрушение и таяние многолетних льдов. Ледовая обстановка становится более простой для прохождения научно-экспедиционных судов.

"Правда Севера": Значит, есть предпосылки к развитию Северного морского пути?

Этим вопросом активно занимается большая группа ученых и политических деятелей. Инициатором проекта по развитию СМП является известный полярник, депутат Госдумы РФ Артур Чилингаров, ему помогают администрация Архангельской области и областное Собрание депутатов. Задача - активизировать работу Северного морского пути. Тем более сейчас идут интенсивные работы по освоению нефтегазовых месторождений в Арктике и отношение к Северу меняется. Развитие порта Архангельск, строительство "Белкомура" - все это в комплексе активизирует экономическую ситуацию на Севере. Думаю, эти вопросы будут обсуждаться на заседании Госсовета, а также на заседании морской коллегии, которые состоятся в Архангельске в июне 2009 года.

"Правда Севера": Какова роль гидрометеорологической службы в разработке нефтегазовых месторождений?

Кризис заставляет искать новые источники энергоресурсов. Работа по реализации арктической стратегии России "Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" потребует гидрометеорологических прогнозов, мониторинга загрязнения окружающей среды. В связи с тем, что в Арктике проводятся работы по разведке и проводке трубопроводов, на наши исследовательские суда большой спрос. Есть уже несколько заявок на участие в работе НИС "Иван Петров". Например, его хотят задействовать в прокладке газопровода по дну в Байдарацкой губе Карского моря.

"Правда Севера": Полярный год завершился, что дальше?

В этом году "Михаил Сомов" снова будет обеспечивать всем необходимым полярные станции в рамках северного завоза. На несколько станций доставят новые сборные дома: на остров Известий, мыс Белый Нос (Карское море) и Кренкеля (Земля Франца-Иосифа). Надеемся, что и дальше будут выделяться целевые средства на изучение Арктики. Северное УГМС планирует в ближайшие годы выполнить большой объем работ по модернизации и развитию своих подразделений в Арктике. Скорее всего, в 2012 году на место "Михаила Сомова" заступит более современное и комфортабельное судно, предназначенное для работы в высоких широтах.