"Переход столицы Татарстана на новые автобусы с двигателем по стандарту Евро-3 позволил уменьшить количество вредных выбросов в атмосферу на 10 тысяч тонн в год". С такой новостью выступил 2 июня перед аппаратом мэрии начальник центрального территориального управления министерства экологии и природных ресурсов РТ Рашит Хусаинов. Сообщение с энтузиазмом прокомментировал мэр Казани Ильсур Метшин.

По словам казанского градоначальника, которые подтвердило официальное агентство "Татар-Информ", "10 тысяч тонн вредных веществ - это 10 железнодорожных составов". Поэтому сегодня всем, даже тем, кто сомневался, должно быть совершенно понятно, что автобусы с двигателями Евро-3, закупленные два года назад по инициативе казанской мэрии в Китае, "положительно сказались на экологии мегаполиса". "Кроме того, новая транспортная схема сделала движение пассажирского транспорта упорядоченным", - добавил казанский мэр.

Трудно сказать что-либо по поводу новой транспортной схемы, которая ежедневно вызывает километровые пробки и заторы - из заявленных по плану семи развязок построены пока две. Но что касается новых автобусов, то тут не поспоришь - каждый день казанские водители видят эти достижения китайского автопрома предупредительно красного цвета, опасно маневрирующие в потоке транспорта и нарушающие все правила движения, как это было когда-то с упраздненными ныне маршрутками. Без сомнения, в этом большая заслуга мэра - в свое время именно Ильсур Метшин призывал отказаться от хаоса в городских перевозках и от "диких перевозчиков". И быстро добился своего, фактически обязав владельцев казанских АТП приобрести закупленные в Китае машины.

Спустя два года мечта казанского градончальника сбылась - идея пошла в массы и принесла видимую пользу. Ведь если верить названным цифрам, 1200 купленных автобусов уменьшили выбросы на 10 тысяч тонн или вдвое. Путем несложных подсчетов выясняется, что до этого каждый автобус выдавал в атмосферу Казани приблизительно 16,7 тонн вредных газов в год или 46 килограммов в день.

Это - ключевая цифра, дающая представление о масштабности замыслов казанской мэрии. В описании стандарта Евро-3 написано, что "стандарты ЕВРО, задающие как токсичность, так и количественные показатели, предполагают следующие выбросы: углеводородов - до 0,2 г/км, окиси углерода - до 2,3 г/км и окиси азота - до 0,15 г/км". Итого 2,65 грамма на километр пробега.

Таким образом, казанские автобусы (работающие строго по стандарту Евро-3, в этом никто не сомневается) наезжают в день около 17000 километров, что приблизительно соответствует расстоянию от Казани до Сантьяго. И автобусы эти положенные километры, видимо, отрабатывают. Просто двигаются по городским маршрутам со скоростью сверхзвукового истребителя - километров 1600 в час. Ведь если предположить, что они ездят на положенных 60, то даже первый паровоз братьев Черепановых покажется чудом техники и экологии соответственно.