Прежде чем начать работать в регионе российской Арктики, представителям как российских, так и зарубежных компаний, желающих участвовать в промышленной добыче и транспортировке углеводородного сырья, надо понять, что это особый край, играющий уникальную роль, как в российской, так и в мировой геополитике. Понимание исторических и современных реалий поможет руководителям и управленцам избежать фатальных ошибок при выборе решений и сценариев развития в этом регионе, пишет журнал "Созвездие".

Если посмотреть на географическую карту европейского Севера России, нетрудно заметить, что в самом центре этого обширного края расположен самый большой город на циркумполярном пространстве Арктики - Архангельск, столица Поморья. Столетиями игравший роль первых морских ворот в Европу и Арктику, город Архангельск не утратил своего значения и по сей день. Первый европейский морской порт России, первый центр российского морского судостроения и международной торговли, он не раз переживал этапы экономических взлетов и падений. Но каждый раз, после очередного падения он непременно поднимался вновь. Таким необычным свойством к возрождению обладают только по-настоящему сильные геополитические центры.

"Архангельск и Поморье находятся в той стратегической позиции, которая более всего отвечает принципу стратегической интеграции Севера в интересах федерального Центра", - убежден руководитель российского Центра геополитических экспертиз, лидер Международного евразийского движения, геополитолог Александр Дугин.

"Регион европейского арктического севера России сегодня оказывается объектом пристального интереса политиков, ибо он является одним из самых перспективных регионов для добычи энергетического сырья. Но при этом, циркумполярная зона, в границах которой он находится, стала зоной столкновения геополитических интересов нескольких стран, в том числе России и США", - считает эксперт Сети раннего предупреждения и мониторинга конфликтов в России и странах СНГ при Институте этнологии РАН, этнополитолог Юрий Шабаев.

"Любое ослабление Архангельска всегда приводило к падению влияния российского Центра на регионы Севера, - указывает директор Поморского агентства территориального развития (ПАТРа) Вадим Трескин. - Сегодня потребность российских властей в сохранении этой стратегической роли становится все более очевидной. Глобальное таяние арктических льдов облегчает доступ иностранных государств к морским шельфам России, и заставляет российские власти усиливать ее суверенитет в российской Арктике. Несмотря на политические и экономические ошибки прошлых лет, которые серьезно ослабили Архангельскую область, она по-прежнему выполняет свою главную функцию - объединяет потенциал северных субъектов Российской федерации. Неизменное кредо властей Архангельской области - не конкуренция, а взаимное усиление субъектов Северного экономического района, включая Мурманскую область, и Ненецкий автономный округ, и даже север Норвегии. Не воевать друг с другом за право обслуживать нефтегазовые проекты, не делиться на своих и чужих, а разумно распределить тот промышленный и человеческий потенциал, которым обладают все субъекты на Севере".

По мнению Вадима Трескина, Поморье столетиями объединявший международный экономический, культурный потенциал приморских арктических территорий и населяющих их народов, можно рассматривать как российский прообраз и эквивалент современного Баренц-региона. "Этот исторический регион в наши дни представлен территориями Мурманской и Архангельской областей, республики Карелия, Ненецкого автономного округа, - рассказывает Вадим Трескин. - В зону Поморья исторически входят и территория Кольского полуострова (Колы), и Новой Земли (Матки), и Шпицбергена (Груманта). А в прошлом - даже северной Норвегии, потому что не секрет, что города Вардё, Вадсё и Тромсё возникли и получили развитие благодаря поморской торговле с Архангельской губернией. Современная Архангельская область расположена в самом центре этого древнего края, и представляет собой Центральное Поморье".

Арктические планы

Сегодня Европейский Север России - геополитический форпост страны в богатой энергоресурсами Арктике, стратегическое значение которых трудно переоценить. Но в связи с приближающейся волной новой интернационализации российской Арктики, России необходимо срочно закрепить свои геополитические позиции, считает профессор Поморского государственного университета, основатель научной школы "Регионология: северное регионоведение" Юрий Лукин. По его мнению, сейчас на первый план выходят даже не проблемы добычи углеводородного сырья, а вопросы безопасной навигации и создания современной надежной инфраструктуры в российской части Арктики. Особую роль в цивилизованном освоении Арктики, по мнению профессора, должен сыграть новый федеральный университет, который центральные власти планирует учредить в Архангельске. "Лично мне очень хотелось бы, чтобы новый вуз носил имя "Арктический", - поведал Юрий Лукин. - Но дело не в названии, а в арктической сущности нового университета. Я хотел бы подчеркнуть, что кредо нового федерального университета в Архангельске - не конкуренция внутри страны, а кооперация, межрегиональное сотрудничество на благо России. В этом плане Северный федеральный университет должен будет стремиться к разностороннему сотрудничеству с другими ведущими образовательными и научными центрами России, имеющими сильные позиции в подготовке кадров, научно-инновационном обеспечении освоения Арктики, развитии северных территорий страны. Давно пора учредить Арктическое отделение Российской академии наук (РАН), состоящего из Архангельского научного центра РАН, Кольского научного центра РАН, Коми научного центра РАН, Карельского научного центра РАН".

Кроме того, Юрий Лукин считает, что назрела необходимость создания в России нового Арктического края, включающего в свой состав Архангельскую и Мурманскую области, Ненецкий автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ. В этом случае новый Арктический край, а также Красноярский край, Республика Саха (Якутия) и Чукотский автономный округ образуют Арктическую зону России.

Стратегия присутствия

По мнению экспертов, залогом системного присутствия России в Арктике является устойчивое территориальное развитие на основе постоянно живущего населения. Силами только временного населения - вахтовиками, полярниками, военными и пограничниками Россия не сохранит свои позиции в Арктике, считают эксперты.

При освоении Арктики "нельзя забывать о культуре коренного населения, о развитии его традиционных промыслов", - заявил на заседании Совбеза в Кремле, посвященном Стратегии России в Арктике, президент РФ Дмитрий Медведев. Тем самым Президент обозначил постоянное население арктических регионов как стратегический элемент государственной безопасности РФ. В условиях, когда Россия снова испытывает вызовы, связанные с шельфами, и пытается доказать свой суверенитет над ними, она может чувствовать себя более или менее уверенно, если на отдаленных прибрежных территориях Арктики будут постоянно находиться ее граждане, преимущественно из числа постоянно живущего населения, адаптированного к местным климатическим условиям. Традиции предков, открывших для современного мира арктические земли и пространства, способны стать основой для нового высокотехнологичного освоения Арктики на основе постоянного населения Поморья.

"Важно отметить, что далеко не случайно самая большая численность постоянных жителей на всем циркумполярном пространстве исторически сложилась именно на территории Архангельской области, - подчеркивает директор Поморского агентства территориального развития (ПАТРа) Вадим Трескин. - Для сравнения: в соседних регионах Заполярья, до начала массовых переселений заключенных и вербованных в ХХ веке, постоянное население было малочисленным, и за сотни лет не создало больших городских поселений. Архангельск же можно с полным правом назвать оазисом жизни у входа в Арктику. Первыми преимущества этого края осознали древние жители Беломорья, которые еще тысячи лет назад избрали для постоянного местожительства этот район. Отсюда они уходили в Арктику на дальние сезонные рыболовные промыслы, но их дом и семьи оставались в Поморье. Все это позволяет современным экспертам рассматривать территорию Архангельской области как наиболее перспективное место для проживания самых больших групп северян вблизи Полярного круга. Этот потенциал Архангельска открывает большие возможностями для вовлечения местного человеческого ресурса, адаптированного к жизни на Севере, в самые амбициозные проекты освоения арктических шельфов и развитие Северного морского пути".

Арктика в центре

"Именно тот факт, что наши предки веками жили на крайнем севере, может стать мощнейшим аргументом в межгосударственном споре за российскую Арктику, - считает эксперт по развитию территорий Севера, директор Института общественных и гуманитарных инициатив Глеб Тюрин. - Столица Поморья является историческим центром освоения Арктического региона - это данность, которая, почему-то, мало кому сегодня известна и фактически замалчивается. Тем не менее, исторические доводы сегодня могут значить очень много. В представлении многих наших современников, освоение Арктики началось лишь в 30-е годы ХХ века. Это ошибочные стереотипы, и пора открыть всему миру роль поморов в освоении российской Арктики, ведь большая ее часть открыта и освоена именно ими. Не случайно все арктические экспедиции отправлялись в Арктику из Архангельска, а их команды состояли из местных жителей, не только владевших многовековым опытом арктической навигации, но и максимально адаптированных к суровым северным условиям жизни".

Сегодня, как и прежде Архангельск - это историческая, культурная столица Поморья, ведущий административный, промышленный центр России в Арктике. Современная Архангельская область - это и центр атомного судостроения и судоремонта, и логистический центр Северного морского пути, и космический Центр России, и северный научно-инновационный образовательный центр. А предстоящее создание в Архангельске Северного федерального университета должно еще крепче увязать друг с другом эти централизующие стратегические позиции. На благо России, Поморья и Арктики.

"Созвездие". 3.06.2009. Иван Моссев