Формирование правительства. Первые шаги нового правительства. Судьба Сочинских договоренностей. Контакты с Россией

Формирование правительства

После назначения в апреле 2003 Рауля Хаджимба премьером Абхазии, президент Владислав Ардзинба приступил к назначениям членов Кабинета. В основном они состоялись в первой декаде мая. Согласно абхазскому государственному информагентству "Апсныпресс", свои посты сохранили следующие руководители министерств и ведомств: Сергей Шамба - министр иностранных дел, Лили Бганба - министр финансов, Адгур Лушба - министр по налогам и сборам, Людмила Авидзба - министр здравоохранения и социальной защиты, Алеко Гварамия - министр общего, среднего специального и высшего образования (за ним также сохранена должность ректора Абхазского государственного университета), Леонид Еник - министр культуры, Астамур Адлейба - министр по делам молодежи, спорту, курортам и туризму, Григорий Еник - председатель Государственного таможенного комитета, Тенгиз Лакербай - министр юстиции, Астамур Аппба - председатель Государственного комитета по управлению государственным имуществом и приватизации, Гиви Допуа - председатель Государственного комитета по репатриации, Елена Гуния - председатель Государственного комитета по стандартам, метрологии и сертификации.

В руководстве правительства, однако, произошли существенные изменения. Первым вице-премьером вместо пошедшего на повышение Хаджимба назначен 42-летний Астамур Тарба, который ранее возглавлял Службу Госбезопасности, а с 2000 года был секретарем Совета безопасности Абхазии. Как и предполагалось, лишился постав вице-премьера и министра экономики и внешнеэкономических связей Руслан Ардзинба, против которого высказывались даже некоторые из членов предыдущего Кабинета. Вице-премьером вместо него стала Эмма Тания, с 1999 года бывшая первым заместителем председателя Национального банка Республики Абхазия. Сохранил свой пост лишь вице-премьер Владимир Зантария. Состоялся ряд новых назначений и среди министров. Министром экономики и внешнеэкономических связей назначен Константин Тужба, работавший заместителем Руслана Ардзинба в данном министерстве. Неожиданностью стала отставка Алмасбея Кчач, возглавлявшего МВД Абхазии в течение 7 лет и пережившего на своем посту не одного премьера. На его место назначен Абесалом Бейя, который, по данным "Апсныпресс", в последние годы работал начальником Гагрского РОВД. На посту министра обороны возглавившего правительство Рауля Хаджимба сменил Вячеслав Эшба, в советское время бывший пилотом Сухумского авиаотряда, а во время грузино-абхазской войны 1992-1993 годов командовавший военной авиацией Абхазии. Министром сельского хозяйства и продовольствия назначен Виталий Смыр, с 1995 года работавший главой администрации г.Новый Афон.

Как отмечает "Время новостей", все новые назначенцы (включая 33-летнюю Эмму Тания) принимали активное участие в грузино-абхазской войне и имеют боевые награды. В этом нельзя не увидеть определенной уступки Владислава Ардзинба общественно-политическому движению ветеранов "Амцахара", под давлением которого и был отправлен в начале апреля в отставку премьер Геннадий Гагулия. Однако эта уступка может оказаться совершенно символической: в новом правительстве нет ни одного человека, известного связями непосредственно с "Амцахарой". Ветераны поддерживают в первую очередь бывшего премьера (а ранее - генпрокурора) Абхазии Анри Джергения, однако он продолжает оставаться в оппозиции и рассматривается, наряду с новым главой правительства Раулем Хаджимба, как вероятный соискатель президентского кресла на выборах осенью 2004 года.

Первые шаги нового правительства

По данным "Апсныпресс", первое заседание нового правительства Абхазии прошло 9 мая. Хаджимба потребовал от членов Кабинета укрепления трудовой дисциплины. В частности, он запретил министрам выезжать в районы в рабочее время, а от "силовиков" потребовал, чтобы они постоянно проживали в Сухуми, а не ездили на работу из других городов. Он также отметил, что в апреле доходная часть бюджета была выполнена всего на 56%, что Хаджимба связал с политической нестабильностью.

Накануне заседания правительства, как сообщает "Апсныпресс", президент Владислав Ардзинба встречался с министром финансов Лили Бганба. На встрече был с особой остротой поставлен поднимавшийся и ранее вопрос о возврате кредитов, предоставленных сельхозпредприятиям (кредиты предоставлялись правительством на беспроцентной основе, в отдельных случаях сумма кредита доходила до 12 млн. рублей).

12 мая новый премьер Рауль Хаджимба выступал по Абхазскому телевидению и сделал ряд программных заявлений. Он сказал, что "вокруг Абхазии сложилась достаточно благоприятная обстановка, открывающая новые экономические и политические возможности, и мы не имеем права не воспользоваться этим". Для этого, по словам Хаджимба, "необходима стабильность в обществе, ответственный подход всех общественно-политических организаций, граждан к происходящим событиям, а также эффективная работа всего государственного аппарата". В этом же выступлении Хаджимба говорил о поддержке малого бизнеса, который "должен стать основой экономики Абхазии", и о своей готовности сотрудничать с широким спектром общественно-политических организаций.

14 мая на отдельном совещании правительство рассматривало вопрос о ситуации со снабжением республики хлебом. В последнее время с этим возникли перебои. По мнению некоторых участников совещания, связаны они с тем, что в Абхазии установлены фиксированные цены на хлебопродукты, а импортные пошлины на муку при этом достаточно высоки. Речь шла также о том, что госкомпания "Абхазхлеб" практически является монополистом на рынке хлебопродуктов в Абхазии. Звучали предложения по отпуску цен на хлеб, по крайней мере, для частных производителей. Окончательного решения по данному вопросу правительство, однако, пока не приняло.

Судьба сочинских договоренностей

В первой половине мая прошел ряд российско-абхазских встреч, на которых обсуждались шаги по реализации договоренностей, достигнутых 6-7 марта 2003 в Сочи на встрече Владимира Путина, Эдуарда Шеварднадзе и тогдашнего премьера Абхазии Геннадия Гагулия. Напомним, что эти договоренности сводились к трем основным пунктам: возобновление железнодорожного сообщения между Россией и Закавказьем через Абхазию; реанимация Ингурской ГЭС, находящейся на границе Абхазии и Грузии; возвращение грузинских беженцев в Абхазию.

Наиболее важная серия встреч прошла 4-5 мая в Сухуми с участием личного представителя президента России по урегулированию грузино-абхазского конфликта Валерия Лощинина, премьер-министра Абхазии Рауля Хаджимба, посла по особым поручениям МИД России Василия Колотуши, министра иностранных дел Абхазии Сергея Шамба и помощника президента Абхазии Астамура Тания. По данным "Апсныпресс", в ходе консультаций, проводившихся за закрытыми дверями, речь шла о реализации пунктов Сочинских соглашений по железной дороге и по ИнгурГЭС. Обсуждение этих вопросов в двустороннем формате Абхазией и Россией вызвало гневную реакцию грузинской стороны. По данным РИА "Новости", Совет национальной безопасности Грузии распространил заявление, в котором заявил, что считает недопустимой "свободную интерпретацию Сочинских договоренностей". "Транспортный" и "энергетический" пункты этих договоренностей, по мнению грузинской стороны, обсуждались в Сухуми "в отрыве от контекста", то есть, по-видимому, от вопроса о возвращении грузинских беженцев в Абхазию.

По мнению "Известий", именно результатом поездки Лощинина стало заявление Рауля Хаджимба, сделанное им 7 мая. На встрече с представителем правительства Великобритании по Южному Кавказу Брайаном Фолом и послом Великобритании в Грузии Деборой Барнс Джонс Хаджимба сказал, что Абхазия готова возобновить консультации с грузинской стороной в рамках созданного под эгидой ООН Координационного совета грузинской и абхазской сторон. Как передает "Апсныпресс", Хаджимба при этом подчеркнул, что в рамках Координационного совета должны теперь обсуждаться именно вопросы реализации Сочинских соглашений. Однако конкретных шагов по возобновлению работы Координационного совета пока не предпринято. Его деятельность была прервана по инициативе абхазской стороны после того, как грузинские военные формирования совместно с боевиками Гелаева вторглись в Кодорское ущелье Абхазии в октябре 2001 года.

Тем временем заинтересованность в выполнении Сочинских соглашений в части железнодорожного сообщения высказала Армения. Как передает "Интерфакс", вице-спикер армянского парламента Тигран Торосян заявил, что "восстановление абхазского участка железной дороги необходимо всему Закавказью". Армянская сторона "заинтересована в восстановлении движения и будет делать все возможное, чтобы железная дорога открылась", сказал он.

Контакты с Россией

Как передает "Апсныпресс", в мае 2003 прошел целый ряд встреч представителей России и Абхазии по частным вопросам двустороннего сотрудничества. Так, вопросы обеспечения безопасности движения электропоезда "Сухуми - Сочи - Сухуми" обсуждали 13 мая вице-президент Абхазии Валерий Аршба и начальник Краснодарского отделения Северо-Кавказской железной дороги Евгений Горлаков. На встрече отмечалось, что абхазский участок железной дороги "Сухуми - Сочи" требует ремонта, однако до сих пор ремонт осуществить не удалось из-за трудностей с завозом в Абхазию необходимого оборудования. По словам Аршба, необходимо наладить более тесное сотрудничество железнодорожников Абхазии и Северо-Кавказской железной дороги. Впрочем, несмотря на плачевное состояние железнодорожного полотна, движение электропоезда "Сухуми - Сочи - Сухуми" осуществляется ежедневно.

А 8-10 мая в Абхазии находились руководитель администрации президента Республики Адыгея Сергей Клещев, министр экономики и торговли Адыгеи Аслан Хашир и секретарь Совета безопасности Адыгеи Олег Епатко. Они прибыли в Абхазию по поручению президента Адыгеи Хазрета Совмена, чтобы выработать предложения по развитию экономического сотрудничества между Абхазией и Адыгеей. Было, в частности, предложено наладить переработку фруктов, экспортируемых из Абхазии, на адыгейских предприятиях пищевой промышленности. Особо подчеркивалось, что абхазский и адыгейский народы должны поддерживать более тесные отношения в силу своей этнической близости. Следует отметить, однако, что для реального сотрудничества между Абхазией и Адыгеей необходимо строительство автодороги "Майкоп - Сочи". Без нее транспортное сообщение между двумя республиками достаточно затруднено. Идея строительства этой дороги, однако, уже натолкнулась в Адыгее на определенное сопротивление, о чем ИА REGNUM подробно расскажет в ближайшее время.