Когда сайт EurasiaNet со ссылкой на источник в Командовании объединенных сил Североатлантического альянса сообщил, что у Азербайджана в ближайшем будущем больше шансов на вступление в НАТО, чем у Грузии и Украины, аналитики быстро оценили эту акцию как целенаправленный "вброс информации". "Ранее и в Брюсселе, и в Баку полагали, что Грузия вступит в НАТО первой, а за ней последует Азербайджан", - утверждает "источник". - Однако, ситуация поменялась и, возможно, в следующем году наиболее вероятным первым кандидатом на вступление станет Азербайджан".

В качестве аргументов, которые, по мнению "источника", являются "убедительными", приводятся следующие: "сильные культурные связи с членом НАТО Турцией, а также стратегическая значимость Азербайджана для планируемых газопроводов NABUCCO и Турция-Греция-Италия, проектов, которые усилят западную поддержку Азербайджана в ближайшие годы". Исходя из выстроенного силлогизма делается вывод: если Азербайджан решит подать заявку на участие в НАТО, то его "никто не остановит", и если в Брюсселе решат принять Азербайджан в Североатлантический альянс, то "Россия вряд ли сможет этому помешать". Более того, EurasiaNet со ссылкой, правда, уже на "высокопоставленный источник в МИДе Азербайджана", подтвердил информацию о том, что между Брюсселем и Баку действительно ведутся "какие-то переговоры о привлечении Баку в НАТО". Причем эта акция поддерживается "Турцией, Румынией, Польшей, Великобританией и балтийскими государствами".

Начнем с того, что до настоящего времени, в отличие от Грузии и Украины, Азербайджан никогда официально не заявлял о стремлении стать членом НАТО. И дело тут было не в России, образ которой в качестве "носителя имперских традиций" широко используют бакинские политологи. Проблема в степени осознания азербайджанской политической элитой истинных национальных интересов своей страны. В этой связи любопытно отметить, как, например, отреагировали в Баку на речь в Каире президента США Барака Обамы. Она была адресована мусульманам, а, Джавид Гусейнов, президент Азербайджано-Американского Совета почему-то считает, что "слова Обамы должны ещё раз отчётливо разъяснить армянскому обществу и руководству, что интерпретации истории не являются весомым аргументом для оккупации земель". Но в то же время он вынужден был сделать откровенное признание: "Как показал опыт Косово, Абхазии и Южной Осетии, при администрации Буша Америка не имела желания основательно решать региональные конфликты на основе понимания справедливости, а только лишь с точки зрения обеспечения собственных интересов. Нерешаемый конфликт решался путём смены власти в одной из конфликтующих стран". Сменилась ли обозначенная парадигма мышления у нынешнего американского руководства, например, в отношении урегулирования карабахского конфликта, мы скоро узнаем.

Что даст Баку членство в НАТО? Во-первых, осложнение отношений с соседним, увеличивающим влияние в регионе "Большого Ближнего Востока" Ираном, который, вопреки логике некоторых бакинских политиков, поддерживает с Арменией уровень сотрудничества, который можно отнести к категории стратегических. Любопытный пример: некоторые иранские официальные лица выразили недовольство по поводу посещения Баку президентом Израиля Шимоном Пересом. "Иран не имеет права учить Азербайджан исламской солидарности. Азербайджан делает все возможное, руководствуясь исламской солидарностью, но азербайджанский народ не забыл позицию Ирана относительно оккупации Арменией наших территорий", - заявила в этой связи депутат Милли меджлиса Азербайджана Пашаева.

Во-вторых, Азербайджан окажется в зоне прямого противостояния двух блоков - НАТО и ОДКБ. Кстати, на очередной сессии Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности, которая пройдет в Москве 14 июня 2009 года, планируется оформление соглашения о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР).

В-третьих, страна окажется фактически под тройным прессом: с юга со стороны Ирана, с запада - Армении, которая и является членом ОДКБ, и развивает партнерские отношения с НАТО, с севера - России, которая вынуждена будет реагировать на изменение геополитической конфигурации в Закавказье. Но самое главное в том, что за членство в Североатлантическом альянсе Азербайджану придется принести жертву в виде окончательной потери Карабаха.

Не случайно, как показали события последнего времени (попытка нормализовать турецко-армянские отношения), на западном дипломатическом поле из всех закавказских дипломатий наиболее уверенно себя чувствует Армения. Уже сам факт того, что мощные армянские лоббистские группировки в Европе и США смогли "закрыть коридор возможностей" для Турции на вступление в ЕС, то, что впервые после времен Мустафы Кемаля над Турцией, как дамоклов меч, нависла проблема сохранения территориальной целостности, свидетельствует о многом. Поэтому, когда посол Норвегии в Азербайджане Йон Рамберг заявляет, что "под зонтом безопасности НАТО Азербайджан может полностью развиваться во всех направлениях и еще больше усилить свою экономическую мощь", он откровенно лукавит. Хотя бы потому, что романтические представления нынешнего руководства Грузии - заставить натовцев "таскать для себя каштаны из огня" - завершилось окончательным отделением от нее Южной Осетии и Абхазии и признанием их государственной независимости со стороны России.

По прогнозам, которых не скрывали американские аналитики, именно США должны были первыми начать процесс фрагментации пространства "Большого Ближнего Востока", - но только в силу военной агрессии Грузии Россия оказалась в этом смысле в первых рядах. Неслучайно те же американские аналитики с интересом наблюдают теперь за процессом возрастания геополитической роли Ирана в территориальных границах, некогда составлявших могущественную Персидскую империю - в Ираке и Афганистане. Поглядывают они и на Азербайджан. Чтобы оставить его один на один с угрозой, заставить вступить в НАТО, Западу необходимо окончательно "разрезать пуповину", связывающую его с Россией последние триста лет. А для этого будет создаваться для азербайджанцев образ внешнего врага в лице России, в то время как настоящая угроза для периферийной территории двух бывших империй - Российской и Персидской, каковым является Азербайджан, может исходить с самого неожиданного направления, причем необязательно со стороны России или Ирана.

Так что Азербайджану, прежде чем принимать решение о вступлении в Североатлантический альянс, нужно о многом подумать. И многое взвесить.