Центральная железнодорожная газета, официальный орган ОАО "Российские железные дороги" посвящает номер газеты борьбе за месторождения Забайкальского края. Издание сообщает, что правительство Забайкальского края выдвинуло ГМК "Норильский никель" ультиматум относительно условий освоения месторождений в Читинской области. Как сообщил "Гудку" министр промышленности и энергетики Забайкальского края Олег Поляков, если компания не выполнит условия инвестсоглашения, ей следует рассмотреть вопрос о передаче прав на лицензии "эффективному собственнику". "В первую очередь это могло бы быть государство", - отметил он. В "Норникеле" же считают, что компания условия соглашения не нарушала. Просто месторождения оказались не такими привлекательными, как казалось ранее.

"Гудок" цитирует протокол совещания участников инвестпроекта "Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области". Согласно этому документу, "Норникель" должен был направить в 2009 году на финансирование подготовки проектной документации строительства дороги Нарын - Лугокан 487,2 млн руб., что "существенно меньше объёма, утверждённого в паспорте проекта". Более того, из пяти месторождений, к которым строится дорога, "Норникель" в ближайшее время готов осваивать только два - Бугдаинское и Быстринское. Они находятся ближе всего к началу железной дороги, которая строится за счёт средств Инвестиционного фонда. Разработка остальных трёх - Солонеченского, Култуминского и Лугоканского - замораживается. Как заявил генеральный директор "Норникеля" Владимир Стржалковский, "некоторые из этих месторождений не оправдали надежд" и "в полном объёме выполнять эти работы нецелесообразно".

Как сообщалось прежде, уже построено около 100 км дороги Нарым - Лугокан. Ранее федеральный министр транспорта Игорь Левитин заявлял, что ведомство будет требовать от "Норникеля" в первую очередь разрабатывать дальние месторождения, чтобы обеспечить дорогу загрузкой. ""Норильский никель" говорит нам теперь, что это нерентабельно, но мы все умеем считать", - говорит Олег Поляков. По его словам, Бугдаинское и Быстринское месторождения "основные, причём первое окажется в 25 км от железной дороги уже в этом году, когда достроится 130-километровый участок Борзя - Александровский Завод".

Как сообщили "Гудку" в пресс-службе "Норильского никеля", компания не нарушала своих обязательств, но вкладывать деньги "в строительство дороги, которая ведёт к нерентабельным месторождениям, никто не будет". Источник "Гудка" в компании сообщил, что на все месторождения компания потратила более трёх миллиардов рублей на геолого-разведывательные работы без учёта цены выкупа лицензий. При этом миллиард из них был потрачен на недоразведанные участки. Местные власти подчёркивают, что только с двух месторождений - Бугдаинского и Быстринского - отчисления в бюджет края могут составить около 7 млрд руб. в год при объёме регионального бюджета 29 млрд руб. Г-н Поляков полагает, что к 2011 году можно начать добывать руду на Бугдаинском месторождении. В другом материале номера, газета обращается к проблемам крупнейшего Удоканского месторождения, расположенного на территории Забайкальского края. Издание пишет, что взявшийся за освоение месторождение холдинг "Металлоинвест" планировал добывать 474 тыс. тонн меди начиная с 2016 года. Теперь "Металлоинвест" пересматривает свои договорённости по разработке месторождения. Глава холдинга Алишер Усманов заявил, что поставленные условия и сроки освоения месторождения не могут быть выполнены. Он выразил уверенность, что в ближайшее время все условия будут согласованы и прописаны в лицензионном соглашении. Впрочем, если компания до конца июня не перечислит Федеральному агентству по недропользованию (Роснедра) 10 млрд руб., она может лишиться внесённого аванса в 5 млрд руб. и потерять лицензию на разработку Удоканского месторождения. В "Металлоинвесте" отказались комментировать ситуацию.

"Металлоинвест" осенью 2008 года был признан победителем конкурса на освоение месторождения, предложив за него цену, в три раза превышающую стартовую. Холдинг планировал инвестировать в проект $4,2 млрд и к 2016 году выйти на уровень добычи 474 тыс. тонн катодной меди ежегодно. В случае если ОАО "Михайловский ГОК" (входит в "Металлоинвест"), которому юридически перешла лицензия, откажется от подписания либо не оплатит остаток разового платежа после её регистрации, участок перейдёт в нераспределённый фонд недр и будет готовиться для нового аукциона. В борьбе за право на добычу удоканской меди "Металлоинвест" потеснил консорциум "Русская медь" (участники: ОАО "Российские железные дороги", Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) и Внешэкономбанк). По словам заместителя начальника департамента корпоративного строительства и реформирования ОАО "РЖД" Алексея Каменобродского, участвуя в тендере, "РЖД" и консорциум "Русская медь" планировали получать с этого месторождения около 200 тыс. тонн медного концентрата ежегодно. "Руду возить оттуда невыгодно, поэтому целесообразнее было бы построить на месте обогатительную фабрику", - говорит Алексей Каменобродский. Консорциум был готов в течение 25 лет инвестировать в проект $1,9 млрд.

Рядом с Удоканским месторождением проходит железнодорожная линия Новая Чара - Чина, которая соединяет БАМ и Чинейское месторождение, разрабатываемое компанией, входящей в холдинг "Базовый элемент". По мнению представителей ОАО "Корпорация Трансстрой", строившего линию, проект Новая Чара - Чины является одним из самых сложных в истории отечественного железнодорожного строительства. За три года переработано 18,5 млн куб. м скальных грунтов. "Дорога эта используется очень неактивно. Перевозились только стройматериалы для строительства Чинейского ГОКа", - отмечает Алексей Каменобродский. Его слова подтверждают и представители Забайкальской железной дороги, отмечая, что на месте проводились только опытные работы. "Теоретически мы можем вернуться к этому вопросу, если у Усманова не получится", - говорит Алексей Каменобродский.