Отказ депутатов Народного собрания Карачаево-Черкесии поддержать кандидатуру Вячеслава Дерева, выдвинутого в Совет Федерации Карачаево-Черкесским региональным отделением партии "Единая Россия", объясняется памятью о событиях, имевших место в республике 10 лет назад. Такое мнение ИА REGNUM Новости высказали эксперты из Карачаево-Черкесии.

Напомним, что кандидатура Дерева была вынесена на рассмотрение депутатов Народного собрания республики на сессии 17 июня. Обращаясь к депутатам перед голосованием, президент республики Борис Эбзеев призвал их действовать с позиций "разума" и "рацио". В результате тайного голосования из 68 присутствовавших депутатов за кандидатуру Дерева проголосовало 26, против - 42. Вопрос о представителе в Совет Федерации от Народного собрания Карачаево-Черкесии остался открытым.

Вячеслав Дерев - известный в республике бизнесмен, гендиректор ОО "Меркурий-2". Родной брат известного черкесского бизнесмена и политика Станислава Дерева, скончавшегося летом 2006 года и бывшего сенатором от Карачаево-Черкесии в 2001-2004 гг. Станислав Дерев в советское время был одним из влиятельнейших в республике предпринимателей-"цеховиков". Основал первый в Карачаево-Черкесии кооператив. В 1997 году был избран мэром Черкесска. В 1999 году выдвигался кандидатом на первых всенародных выборах главы республики, прошел во второй тур, уступил в нем благодаря активному вмешательству федерального центра. Дерева тогда активно поддерживали черкесские и абазинские национальные движения, в том числе Международная черкесская ассоциация. Братья Деревы длительное время выступали в одной "связке", однако в 2000-е годы разделили бизнес: Станислав руководил фирмой "Меркурий", производящей питьевую воду, в Вячеслав создал в Черкесске предприятие по сборке китайских автомобилей. После смерти Станислава он имеет также отношение к управлению активами покойного брата.

Именно ассоциациями с "грозовым" 1999 годом объясняет неудачу Вячеслава Дерева независимый эксперт из Черкесска Мурат Гукемухов: "Выборы 1999 года, в которых участвовал родной брат Дерева, привели к опаснейшему расколу внутри республики, ситуация успокоилась только после вмешательства федерального центра. Думали, что за 10 лет все это забылось. Оказывается, нет - Дерев у многих ассоциируется со своим покойным братом и воспринимается как бы сквозь призму 1999 года. Дело не в претензиях лично к нему - просто он был участником противостояния. Чтобы нейтрализовать эхо тех событий, от Дерева, видимо, требовалась более активная работа с депутатским корпусом, а также с федеральными органами власти."

Депутат Народного собрания Карачаево-Черкесии, бывший главный редактор независимой республиканской газеты "Вести гор" Ахмат Эбзеев считает, что "медвежью услугу" Дереву оказали высокопоставленные однопартийцы: "Сыграла свою роль слишком активная позиция федеральных структур "Единой России". Приезжали посланцы ее Генсовета, говорили, что решение по Дереву принято руководством партии и надо его поддержать. Но ведь у нас в парламенте не только "единороссы" (фракция "Единой России" - 52 депутата, КПРФ - 5, "Справедливая Россия" - 6, "Патриоты России" - 4, депутаты, не вошедшие во фракции - 6 - прим. ИА REGNUM Новости). Глава республики Борис Эбзеев активно поддерживал Дерева, но к этому депутаты, в том числе соплеменники Эбзеева - карачаевцы, как раз отнеслись с пониманием: он тут не свободен в своих решениях, выполняет волю партии". Как сказал депутат, Дерев, вероятнее всего, предпримет новую попытку стать сенатором, тем более, что он об этом уже объявил. Однако, по мнению Ахмата Эбзеева, более вероятно наделение полномочиями сенатора другого депутата-черкеса, предпринимателя Али Махова. "Он тоже был в команде Дерева в 1999 году, однако не на таких высоких ролях," - отметил депутат.

Как сообщила пресс-служба Народного собрания Карачаево-Черкесии, в канун пленарного заседания, 16 июня, 27 депутатов предложили в сенаторы кандидатуру Махова. Но на сессии пять депутатов из этой группы отозвали свои подписи. В результате кандидатура Махова не обсуждалась.

Напомним, что кандидатура члена Совета Федерации от исполнительной власти Карачаево-Черкесии была утверждена депутатами Народного собрания еще 28 мая. Им стал Ратмир Айбазов, до этого представлявший в верхней палате российского парламента законодательную власть республики. Его полномочия Совет Федерации подтвердил 17 июня.