Крупнейшие предприятия Татарстана находятся под угрозой дефолта. Вслед за ОАО "Казаньоргсинтез" (КОС), долги которого достигли 31 миллиарда рублей, объявить себя неплатежеспособной грозит группе компаний ТАИФ. Об этом говорится в письме президента ВТБ Андрея Костина к вице-премьеру Игорю Шувалову.

Как стало известно из письма, копии которого попали сразу в несколько федеральных СМИ, ситуация на крупнейшем в России предприятии по выпуску полиэтилена давно находится в фокусе внимания двух российских банков-кредиторов. В частности, ВТБ и Сбербанк хотели бы добиться дополнительной эмиссии акций КОС и подыскать для химического гиганта стратегического инвестора.

Как уже сообщали ИА REGNUM Новости, в результате продолжающегося кризиса, КОС допустил дефолт по своим долгам перед держателями еврооблигаций на $20 миллионов, о чем уведомила трастовая компания BoNY. Предложения американского банка Morgan Stanley, привлеченного КОС для финансовых консультаций, специалистов ВТБ не устраивают. Как следует из письма руководителя ВТБ, главные причины несогласия с предложенной реструктуризацией - это нерыночные ставки, отсрочка платежа до 2011 года и недостаточно ликвидное обеспечение. Кроме того, банк не может контролировать деятельность самого предприятия. Договоренность с держателями евробондов о непредъявлении их к досрочному погашению в предложениях также отсутствует.

Со своей стороны, у ВТБ есть собственный план по выводу КОС из кризиса: он готов выдать ему кредит на 10 миллиардов рублей, что значительно бы облегчило финансовую ситуацию на предприятии, однако есть условие - КОС должен провести дополнительную эмиссию акций на 8 миллиардов рублей. Это составит 63,6% от увеличенного уставного капитала "Казаньоргсинтеза". Как пишет Шувалову Андрей Костин, ВТБ уже предлагал кредиты акционерам КОС на выкуп допэмиссии и даже обещал помочь в поиске нового профильного акционера, но ответа не получил.

"Неконструктивная позиция акционеров "Казаньоргсинтеза" может привести к тому, что кредиторам придется создавать резерв на потери по ссудам компании около 14 миллиардов рублей. Возникнет угроза лавинообразного дефолта группы ТАИФ, а банки закроют лимиты для татарских предприятий", - докладывает Костин.

В местных СМИ уже появились комментарии к письму с общим контекстом "Федеральные банки хотят контроля над татарстанскими промышленными гигантами". Упоминается заявление президента РТ Минтимера Шаймиева, которое он сделал в февральском интервью каналу "Вести-24". Тогда Шаймиев посетовал, что "кредиторы, пользуясь кризисом, покушаются на имущество и собственность татарстанских компаний, вместо того, чтобы содействовать решению их финансовых проблем".

Оригинальный комментарий на эту тему дал корреспонденту ИА REGNUM Новости бывший пресс-секретарь президента Минтимера Шаймиева Ирек Муртазин, написавший книгу о "Последний президент Татарстана", которая стала предметом судебного иска со стороны его бывшего руководителя. Как заявил Муртазин, согласно информации, находящейся в публичном доступе, главными акционерами КОС сегодня являются группа ТАИФ" - 53,6% и "Связьинвестнефтехим" - 28,4%. И если КОС согласится на реструктуризацию, предложенную ВТБ, то действительно - их доли уменьшатся до 19,5% и до 10,3% соответственно. Но это не значит, что "республика утратит контроль над компанией", потому что настоящим хозяином давно является не республика, а конкретные люди, "которых все знают, и которые сейчас очень переживают за дальнейшую судьбу своих предприятий".

"Государство вышло из состава учредителей ТАИФа еще в 2005 году, - говорит Муртазин. - В реестре акционеров тогда было написано, что 36% акций компании принадлежат американской "NKS Trading ink". Еще 10,2% - доля ООО "НИРА-Экспорт" (генеральный директор - сын президента РТ Радик Шаймиев - прим. ИА REGNUM). И, наконец, два загадочных совладельца ТАИФа - ООО "ТрансПорт" и ООО "Вулкан", владеющих по 19,9% акций компании каждое. Все это - отнюдь не государственные предприятия. Но какая разница, кто контролирует КОС? Лишь бы предприятие стабильно работало, выпускало продукцию, платило налоги в бюджеты всех уровней, зарплату рабочим"...

Однако, как показывают последние события, разница, видимо, все-таки есть. Свидетельством тому - упорное нежелание соглашаться на передел долей собственности и отказываться от всего того, что было нажито в республике кропотливым трудом.